Авиатранспортная отрасль и законы природы

На модерации Отложенный

Борьба за выживание присуща, как известно, не только животному миру. «Выживательный» инстинкт человека сытого и одетого, которому вроде и бороться то не за что, будучи неспособным оставаться в бездействии, ищет для себя другие выходы. Борьба за карьеру, деньги, власть, принцип - «плюнь на нижнего, толкни ближнего, лезь вверх», воплощаемый повсеместно – от узких коридоров маленьких контор до широких парадных лестниц высших государственных учреждений - все это и многое другое красными нитями насквозь пронизало человеческое общество. Один и тот же инстинкт толкает мелкого человека на мелкий подлый поступок, а группы высокопоставленных лиц – на серьезные подлости. Пожалуй, немногое способно защитить человека от разрушительного воздействия мутировавшего инстинкта – Вера, развитый интеллект, возможно – воспитание… Да и то речь ведется не о полном «излечении», а о постоянной борьбе, протекающей в душе каждого человека.

Очень хорошим и наглядным примером вышесказанного является так называемый «свободный либерально-демократический рынок», действующий по значительно более жестоким законам, чем животный мир. И выжить в нем значительно сложнее. Наши молодые «успешные бизнесмены» (чуть более 20 лет с момента «торжества Свободы в России» – что это за стаж по сравнению с титанами, рептилиями капитализма далеко не в первом поколении?) уже потихоньку начинают понимать, что заполученные в 90-е корочки «докторов» и «кандидатов» не дают им самого главного знания – знания о том, что делать с умной, хитрой и прожженной экспансией на территорию, которую до недавней поры защищали от нее столь ненавидимые ими «быдло-совки». Березовский, некогда столь могущественный в России, настолько жалко и бесславно окончил свой жизненный путь, что многие из подобных ему призадумались. К примеру, Михаил Фридман оказался поумнее – и вот, вместо запланированной покупки доли BP, англичане уже сидят в «Роснефти», которая рекордно нарастила долговую нагрузку…

Происходящий в стране абсурд вокруг крупнейшего авиаперевозчика – «Аэрофлота» - и его базового аэропорта «Шереметьево» наводит меня на мысль, значительно более горестную, чем привычная российскому обывателю «разворуют чиновники», и я постараюсь объяснить, почему.

Итак, давайте попробуем в качестве мысленного эксперимента представить два события – «приватизацию» Шереметьево и «приватизацию» Аэрофлота – как часть более глубокой и дальновидной игры. При этом будем пользоваться исключительно информацией, имеющейся в открытом доступе. Обо всем по порядку.

Среди мелькающих «Аэрофлотовских» новостей о вводе новых самолетов, скидках, новогодних акциях и уникальной породе шакало-собак встречаются действительно интересные новости, которые можно разделить на две части:

Первая – новости, относящиеся к монополизации Аэрофлотом воздушного сообщения России. Это блок статей про стратегическое соглашение с «Шереметьево», поставившее остальные авиакомпании в невыгодное положение, постоянный интерес со стороны Дмитрия Медведева, посещающего разные объекты Аэрофлота и рассыпающего реплики о необходимости укрупнения «нежизнеспособных» авиакомпаний и снижения общего количества авиаперевозчиков в России (за то же ратует и Аэрофлот), а также мелькающие очень редко и только в профильных источниках новости о своеобразном «переделе авиамаршрутов» между Аэрофлотом и авиакомпаниями, попавшими под его воздействие, разумеется не в пользу последних (любопытные могут поискать, к примеру, информацию относительно авиакомпании «Аврора») и обращенные к правительству просьбы о выдаче рейсов авиакомпаниям в соответствии с занимаемыми на рынке долями, что должно еще немного приблизить Аэрофлот к идеалу абсолютной монополии.

Вторая часть – постоянно мелькающие новости о приватизации авиакомпании. Споры о приватизации не стихают в том числе внутри руководства самой авиакомпании. Впрочем, речь идет только о сроках – некоторым группам выгоднее побыстрее провести приватизацию, другим – отложить этот процесс, чтобы успеть набрать силу для решающей схватки. Не спорят только об одном – приватизация должна состояться в любом случае.

И тут мы возвращаемся к нашим иностранным друзьям. Генеральный директор «Аэрофлота» - пока еще государственной компании – не так давно открыто призвал государство не лезть и не мешать «капитализации» авиаперевозчика. Учитывая постоянные скандалы Савельева с летным составом, попытки снизить продолжительность отдыха летчиков и набрать побольше летных «гастарбайтеров», не остается особых иллюзий, что государство слишком мешает «эффективному менеджеру» Савельеву в «эффективном управлении» компанией в том числе и с этой стороны. Кроме того его недавние ехидные слова в ответ на вопрос об удорожании билетов – «алло, мы не в социализме» - не оставляют иллюзий насчет выбранного пути иногда называемого «национальным» перевозчика.
Действительно, кому нужны заботы о безопасности и доступности авиаперелетов, если основной целью любого бизнеса является получение прибыли? Глупо требовать от Савельева дешевых билетов и отдохнувших пилотов, у него другая цель – капитализация, размещение акций, приватизация, снижение воздействия государства…

А теперь, сопоставив заботу генерального директора Савельева об инвесторах, выкуп «Аэрофлотом» акций у не согласных с лизингом зарубежных самолетов акционеров, все эти «road show» - рекламные поездки по инвесторам, можно пойти дальше и вспомнить о стремлении «Аэрофлота» разместиться на биржах Лондона и Нью-Йорка, обширную Лондонскую рекламную компанию с раскрашенными кэбами и футбольной командой «Манчестер Юнайтед».

Вот и задается сам собой вопрос – насколько высока вероятность приобретения крупнейшей российской авиакомпании зарубежным инвестором?

С этой точки зрения начинаешь несколько по иному смотреть на принятые поправки относительно работы иностранных летчиков и постоянные призывы к дополнительным поправкам в воздушное законодательство России. Конечно, вслух говорится о необходимости внесения изменений, предоставляющих дорогу внедрению лоукост-перевозчика, но, учитывая как «протолкнули» поправки про иностранных летчиков, встречавшие сильнейшее сопротивление со стороны профессионалов отрасли, не остается сомнений, что рано или поздно появятся другие поправки, «впускающие» иностранных инвесторов в «Аэрофлот».

И если принять за основу эту точку зрения, становится наконец понятно, почему господин Савельев призывает не торопиться с приватизацией «Аэрофлота»! Ведь инвесторы, в которых он заинтересован, пока не могут открыто заявить свои притязания на национальную авиакомпанию, созданную (как к этому факту не относись, а фактом он от этого быть не перестает) трудом советского народа!

Теперь про базовый аэропорт «Шереметьево». Ни от кого не секрет, что наиболее вероятным претендентом на «Шереметьево» является дзюдоист-доктор педагогических наук Аркадий Ротенберг. Объединившись еще с двумя украинскими учеными мужами – депутатом аж трех фракций Александром Скоробогатько, кандидатом юридических наук, и доктором экономических наук Александром Пономаренко, чемпионом Украины по боксу, в компанию с названием из трех букв – «TPS», указанные господа начали предпринимать действия по вхождению в Шереметьево. Впрочем, тайны из этого не вышло -  сначала в профессиональной среде, а потом и на страницах крупных газет стала появляться информация об этом факте. Тогда уже пришел черед раскрыться, выиграть чудо-конкурс на стратегического инвестора (не без помощи своих внедренных до этого «эффективных менеджеров») и громогласно заявить планы на «вложение собственных денег в развитие Российского Аэропорта». Генеральный директор ОАО «МАШ», Михаил Василенко, только недавно оправившийся от обвинений в гомосексуализме, поспешил заявить, что люди из «TPS» - молодцы, вкладывают деньги в развитие российских активов. И тут же – немым укором -  что, мол, сделал ты, ленивый русский народ, молча и неодобрительно взирающий на Шереметьевские подвижки? Вложил ли ты миллионы долларов в надежду Родины – красавец-аэропорт, как достопочтенные бояре с вольной Украйны и дзюдо-тренер Президента с одетых в гранит берегов Невы?

Меня очень покоробили эти слова Михаила Василенко – ну не укладывается сценарий «добрых олигархов, вкладывающих средства в имущество РФ» в голове, противоречит это закону, поставленному в заголовок настоящей статьи. И найти ответ удалось достаточно легко, стоило только банально обложиться газетными вырезками, и внимательно их прочитать, отбросив навязываемую точками зрения разных журналистов шелуху и проанализировав непреклонные факты.

Первая грустная мысль посетила, когда стал ясен механизм «приватизации». В печати упоминалось «создание совместных предприятий TPS и Шереметьево». В другой статье – «Переход на единую акцию с Шереметьево позволит собственникам работающих в аэропорту компаний получить его акции». В третьей – «доли TPS в совместных компаниях – 99 и 85%». В четвертой – «имущество Института гражданской авиации войдет в совместное предприятие TPS и Шереметьево». И мелькающий вывод – за 600 с лишним миллионов долларов (а это для Шереметьево копейки) TPS, в итоге, может заполучить аэропорт.

Но намного более печальным стало прошлое хозяев TPS. История с недолго принадлежавшим им Новороссийским морским торговым портом до боли напомнила начало взаимоотношений с Шереметьево – минимальное количество акций в собственности, переделы этой самой собственности, смещения генеральных директоров, продажа порта, и значительное падение его цены после продажи. Шереметьево, судя по всему, еще в самом начале подобного «славного пути».

Я не утверждаю, что моя точка зрения истинна, и очень надеюсь, что она окажется неправдой и абсурдом, но согласитесь – что-то есть в сценарии заполучения российских авиационных активов со стороны зарубежных «партнеров». По сути, приобретя к 2016 году «Аэрофлот», который к тому времени стараниями Дмитрия Медведева станет еще более монопольным, и «Шереметьево», который сейчас с помощью иностранного консультанта «Morgan Stanley» усиленно готовится к передаче лицам, уже имеющим опыт заполучения и перепродажи актива, можно отдать себе отчет в том, что это на корню убьет всю Российскую гражданскую авиацию, так как противопоставить тандему «Аэрофлот» - «Шереметьево» (а если получится объединение аэропортов – то «Аэрофлот» - «Московский авиационный узел») что-либо у остальных отечественных авиакомпаний не будет шанса.

Либо более жестокий сценарий – когда «эффективный собственник» окончательно «угробит» Аэрофлот (а во время первой волны приватизации эпохи 90-х такие случаи не были редкостью), это превосходно расчистит путь для зарубежных авиакомпаний, которые смогут вместо него базироваться в освобожденном и купленном «Шереметьево», оказывая нам услуги по авиаперевозкам по ценам, удобным для иностранных авиаперевозчиков – а что делать? Больше ведь некому летать… Чем не вариант?

Иван Насреддинов