Русская военная эмиграция

РОВС - Русский Общевойсковой Союз - самая большая военная огранизация белоэмигрантов

В 1920-1930 гг. ОГПУ-НКВД считал РОВС одним из своих главных врагов, и чекисты вели против него беспощадную войну. В результате этой «незримой войны» погиб генерал Врангель (по одной из версий отравлен советским агентом), были похищены во Франции и тайно вывезены в СССР два других руководителя РОВСа – генералы А.П. Кутепов и Е.К. Миллер (оба убиты). Помимо попыток вооружённой борьбы с большевизмом, РОВС обращал большое внимание на воспитание русской эмигрантской молодёжи в христианском, патриотическом, антикоммунистическом духе. При РОВСе в эмиграции действовали многочисленные военно-училищные и унтер-офицерские курсы, роты допризывной подготовки молодёжи.

В начале 30-х годов РОВС насчитывал до 40 тыс. членов. РОВС делился на отделы по странам и регионам.

Вторая Мировая война
Во время 2-й Мировой войны 1939-1945 гг. РОВС не имел возможности воссоздать самостоятельную русскую Белую антибольшевицкую армию, т.к. война расколола Европу на два лагеря, и члены Союза, разбросанные по всем странам Европы и мира, оказались по разные стороны фронта. Но отдельные добровольцы из числа членов РОВСа приняли участие во 2-й Мировой войне, причём, как на стороне Вермахта, так и на стороне стран антигитлеровской коалиции (в надежде, что союзники вступят после разгрома Германии в войну против Сталина). В частности, Русский Корпус, сформированный в Югославии в составе германской армии и принимавший активное участие в борьбе с красными партизанами Тито, на 80 % состоял из добровольцев РОВСа.

из интервью с Леонидом Ходкевичем, Председателем Союза Русских Белогвардейцев и их потомков в Болгарии

http://izput.narod.ru/onunr.html

Одним из крупнейших центров Русской Белой эмиграции была Болгария. Только членов РОВСа в 1933 году, например, насчитывалось в Болгарии четыре с половиной тысячи человек. То есть, почти каждый третий русский эмигрант в этой стране являлся членом Русского Обще-Воинского Союза. А ведь здесь действовали и десятки других, хотя и не таких многочисленных, русских организаций. Как в те годы жили в Болгарии наши соотечественники? Как складывались их отношения с местным болгарским населением?

Л.Х: Русская эмиграция своим приходом в 1920-х годах принесла сюда массу интеллигентных, воспитанных людей. Одна треть из них была цивильная (штатские); две трети были военными людьми.


1В Болгарии издавалось восемьдесят пять русских газет и журналов! Русские внесли стабильность в эту страну, проигравшую в 1 Мировой войне, и способствовали её развитию. Это поставило нас в положение не просителей, а равноправных, достойных людей, стоящих над средним социальным уровнем. И это до сих пор так.

В Болгарии были разные правительства. Более левые, конечно, старались не помогать русским. Но в основном у нас не было никаких проблем с болгарами.

И.И.: В 1923 году в Болгарии был коммунистический мятеж. У нас, в России, очень немногие знают о том, что части Русской Армии генерал-лейтенанта, барона П.Н. Врангеля, которые к тому времени уже находились здесь, поддержали Болгарское Национальное правительство и помогли тогда подавить восстание местных коммунистов. Ведь фактически, благодаря русским Белым оно и было подавлено. Не могли бы Вы что-нибудь рассказать об этом?

Л.Х: В 1923 году коммунисты планировали организовать революционные выступления в нескольких странах. Одной из этих стран была Болгария. Коммунистам удалось обмануть часть крестьян — они присоединились к мятежу, так что под угрозу было поставлено спокойствие страны. Тогда Болгарское правительство обратилось за помощью к частям Русской Армии. Дело в том, что Болгария, как страна, проигравшая 1 Мировую войну, фактически не имела в то время своей боеспособной армии. Наши вызвали два батальона из города Шумен (там был большой русский гарнизон) и очень быстро разбили всё коммунистическое войско. Впоследствии коммунисты сами писали: «Нам оставалось только убегать от белогвардейцев». После этого Болгарское правительство стало особенно внимательным к русским эмигрантам. Болгары почувствовали, что на этих людей можно положиться.

Мы горды тем, что наши отцы и деды первыми в ХХ веке выступили в России на борьбу с красной заразой. Мы горды очень, что Белые и здесь, в Болгарии, воевали против коммунизма. Потом мы с радостью узнали, что и во время Гражданской войны в Испании 1936 — 1939 годов, русские Белые добровольцы сражались с коммунистами на стороне испанских Белых.

И.И.: Советская оккупация и установление коммунистического режима на Балканах, несомненно, повлияли на отношение болгарского народа к народу русскому. Это вполне определённо ощущалось и в конце 1980-х, когда я впервые побывал в Болгарии. Насколько болгары понимали с самого начала, и насколько понимают они сегодня, что “русский” и “советский” — это не одно и то же?

Л.Х.: Во время II Мировой войны болгары были счастливы, что вступили в союз с немцами. Встречали здесь немцев великолепно! Но когда пришла красная армия, то встречали её здесь тоже великолепно!

А вот, когда с помощью красной армии в Болгарии насильственно было установлено коммунистическое правление, тогда уже, конечно, все стали ругаться. С тех пор на русских стали смотреть не с тёплыми глазами. Стали воспринимать русских, как насильников. А сейчас, после демократизации, антисоветизм стал превращаться в антируссизм. Скажем, если в трамвае услышат русскую речь, могут и обругать: отсюда в Россию!” Но если скажешь: “Да, куда же я поеду — я здесь родился, мой отец Белый офицер!”, — тут уж отношение сразу меняется. Тон мгновенно переменят на самый дружеский и уважительный: “Да что же ты сразу не сказал!” Ещё и место уступят. То есть уважение к русской Белой эмиграции по-прежнему осталось. И у нас это взаимно!


Русские в Польше

«При поляках в Польше не было русских воинских организаций (кроме Союза русских военных инвалидов, правление которого находилось в Вильно), так как польское правительство не разрешало ни образования в Польше отдела Русского Обще-Воинского Союза, ни самостоятельного Воинского Союза. Теперь же, с приходом немцев, такой Союз был образован, как отдел Берлинского Русского Воинского Союза, во главе которого находился ген. Лампе. Этот варшавский Воинский Союз сразу же стал центром германофильских настроений и это о нем писали потом в «Парижский Вестник» ехавшие из Парижа в немецкую армию русские добровольцы: «Колония русская в Варшаве качеством выше берлинской.

Здесь хорошее офицерское собрание, где атмосфера отличная. Уже при входе портрет Гитлера указывает на их разумное направление. Все здесь отлично понимают, что главная наша задача – это сотрудничество с Германией; это большое для нас утешение».

Источник: Вельмин А.П. Русское население в Польше во время немецкой оккупации // Новый журнал, 1946. № 14.
http://ugunskrusts83.livejournal.com/351593.html?mode.. - Немезида в Польше


Русский Корпус


Они могли проиграть войну, но не могли проиграть сами себя. Они могли казаться кому-то уставшими — но никак не выглядели сломленными. В них была и ощущалась цельность прожитой жизни, в которой они не врали ни себе, ни другим.

... фильм Михаила Львовича — совершенно не пропагандистский. Ни на грамм. Кстати, в самом слове «пропаганда» нет ничего дурного. Пропаганда — это лишь формирование образа в массовом сознании, а вот уже сам образ — может быть лживым или подлинным. Но вместе с тем пропаганда всегда липуча, навязчива и приставуча.

В фильме о Русском корпусе исключена навязчивость. Спустя 70 лет после окончания самой страшной войны ты смотришь на русских людей, совершенно сознательно взявших в руки оружие для борьбы против советской власти. В любую секунду можно встать и уйти. Почти невероятно, но: не встается. Не уходится. При обсуждении зрители говорили о впечатлениях: хочется смотреть и слушать еще и еще. Дальше. Чем больше слушаешь, тем больше хочется. Конечно, отчасти в такой реакции сработал психологический эффект — большинство зрителей понятия не имели о такой войне. Они ничего о ней не знали. Поэтому фильм оказался откровением.

Некоторые корпусники в своих интервью утверждали, что корпусная эпопея стала продолжением Белого движения. И в контексте всего фильма это спорное для многих утверждение становилось настолько очевидным, что уже не требовало никаких историософских доказательств.

http://beloedelo.ru/actual/actual/?193


Германия



Военному  партнерству немцев и русских националистов, существовавшему непосредственно в годы войны, предшествовал достаточно длительный политический союз, уходящий своими корнями в самые первые года существования Национал-социалистической Немецкой рабочей партии. Предпосылки для сложения этого политического союза создали российские эмигранты, бежавшие в Германию от большевистского террора.
В те годы Берлин и Москва были переполнены лицами правых взглядов: русскими, балтийскими немцами, украинцами, многие из которых воевали с составе Белых Армий или под знаменами Добровольческого корпуса генерала фон дер Гольца в Прибалтике. Некоторые из этих эмигрантов оказали существенное влияние на Адольфа Гитлера, несколько человек заняли ответственные посты в Третьем Рейхе. В 1919-23 гг. Балтийские немцы образовали очень прочное связующее звено между правым флангом русской диаспоры и Национал-социалистической партией. Мак Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, которого очень многие наши националисты очень любят называть «русским патриотом» (впрочем, не так уж и беспочвенно), был самым горячим сторонником Германо-русского союза. В конце 1920 г. Он организовал народный фронт Aufbau («Возрождение»), где объединил немецкий и русских правых. Ряд членов Autban впоследствии служили Третьему рейху: балтийцы Альфред Розенберг и Арно Шикедани, русские Василий Бескупский и Петр Шабельский-Борк, казацкий полковник Иван Полтавец-Остраница. Мечтой Шойбнер-Рихтера было объединение правого крыла русской диаспоры вокруг идей национал-социализма.
 
 
 


Из нижеприведённого списка можно уяснить, что русские имели в Третьем Рейхе несравненно больше прав, чем в Совдепии Сталина. В Германии Гитлера русские могли спокойно отмечать свои русские, не советские праздники, творить свою русскую, а не советскую культуру, чтить своих писателей, поэтов, философов, религиозных, политических и военных деятелей. Но про то, что в сталинском Совке на русскую культуру был наложен жесточайший запрет (вопреки всем возражениям совпатриотов, но это действительно так) мы хотя бы знаем, а вот про то чем жили русские в Рейхе и какую поддержку они ему оказывали мы не знаем фактически ничего. Между тем в гитлеровской Германии существовало больше десятка русских организаций, включая не только политические одвижения, но и культурный и религиозные объединения. Кстати, бытует мнение, что первый и единственный аналог Гителрюгенда для "восточных народов" был Союз Белорусской Молодёжи, созданный в 1943 году. На самом же деле ему предшествовала Национальная Организация Российской Молодёжи, основанная в Германии в 1939 для детей эмигрантов и возглавляемая русским нацистом В.А. Ларионовым (главой общества "Белая идея"), а до НОРМ-а существовала и "Берлинская дружина витязей" или русские "пфадфиндеры" (в Третьем Рейхе помимо официального Гитлерюгенда имели право на существования только юношеские организации католической и протестантской церквей, т.н. "пфадфиндеры" (следопыты), русские скауты после пришествия НС к власти получили статус "православных пфадфиндеров"). Не говоря уже о "эмигрантской НСДАП" - РНСД (Русское Национальное и Социальное Движение)
http://rus-vopros.livejournal.com/4031067.html?mode=r..
1



11