Министерство обороны США ведёт в Казахстане строительство сверхдорогой биологической лаборатории двойного назначения. Эта лаборатория, призванная дополнить систему аналогичных объектов, размещённых Пентагоном по периметру границ России, потенциально угрожает безопасности РФ и стран Центральной Азии.
Строительство Центральной референс-лаборатории на базе бывшего советского Противочумного НИИ в Алматы началось в 2010 г. при финансовой поддержке оборонного ведомства США. Ввод в строй лаборатории ожидается в 2015 г. Её работу будет дополнять новая станция раннего оповещения о вспышках заболеваний в Центральной Азии, размещённая в поселке Отар (преположительно на базе Научно-исследовательского сельскохозяйственного института ДНИСХИ). Открытие последней запланировано на апрель 2014 г., на её возведение США выделяют 5,6 млн долл.
Официально Центральная референс-лаборатория в Алматы создаётся для обеспечения безопасности особо опасных патогенов, оставшихся в Казахстане от советской военно-биологической программы, и исследований способов защиты от них, а также трудоустройства (спустя двадцать лет!) бывших военных биологов. Вместе с тем ряд обстоятельств указывает на то, что в действительности данная лаборатория может использоваться для военных биологических разработок, ведущихся Соединёнными Штатами. Куратором программы выступает сенатор Ричард Лугар, тесно связанный с американским военным истеблишментом. Ранее он занимался демонтажем советских ядерных объектов в Казахстане и других республиках СНГ, затем сосредоточился на вопросах биологического оружия, в частности, на Украине и в Грузии (в последней, кстати, в советское время такого оружия не было, зато теперь там создана лаборатория имени Ричарда Лугара)…
Практика использования американцами подобных объектов в других странах показывает, что они выведены из-под национального контроля, функционируют в закрытом режиме, зачастую возглавляются военными или представителями спецслужб (руководителем лаборатории в посёлке Алексеевка близ Тбилиси назначена бывший шеф грузинской разведки Анна Жвания). Объекты укомплектовываются иностранным персоналом, в том числе обладающим дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют.
Стоимостью комплекса в Алматы составит 108 млн долл., что значительно превышает стандартные затраты на подобные учреждения и может свидетельствовать о размещении там оборудования двойного назначения.
Появление дорогостоящих закрытых военных объектов на территории стран-членов ОДКБ как минимум вызывает вопросы. 19 июля 2013 г. МИД России выразил серьёзную озабоченность по поводу биологической деятельности Министерства обороны США вблизи российских границ. По оценкам российских экспертов, создание Пентагоном лабораторий у рубежей РФ угрожает ее биологической безопасности и позволяет Соединенным Штатам решать сразу несколько военных задач.
Во-первых, это открывает возможность проводить военные биологические исследования (в том числе полевую апробацию штаммов болезней) за пределами своей территории, не опасаясь протестов американской общественности.
Во-вторых, позволяет обходить международные договорённости, в частности Конвенцию 1972 года о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Напомним, что американцы последовательно уклоняются от создания верификационного механизма в рамках КБТО (в том числе от подписания выработанного в 2001 г. по инициативе Москвы соответствующего протокола к Конвенции) и отказывают российским представителям в посещении расположенных за рубежом лабораторий.
В-третьих, на территории таких объектов могут создаваться болезнетворные микроорганизмы, нацеленные на поражение конкретного генотипа, животного мира или населения определённой территории. Летом 2013 г. тогдашний руководитель Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко публично заявил о том, что американская лаборатория в Грузии занимается активными наступательными программами против России. Другим государством, представляющим интерес для военных медиков США в данном регионе, может быть Иран.
В-четвёртых, американцы могут проводить на местности запрещённые испытания биологических агентов, отслеживая их вирулентность, смертность, пути доставки и другие свойства применительно к области потенциального применения. Эксперты НИИ микробиологии Министерства обороны РФ не исключают, что вспышки атипичных заболеваний на юге России в 2013 г. (высокозаразный менингит среди детей в Ростовской области, африканская чума свиней и ящур на Кубани и Северном Кавказе) могли быть биологическими маркерами, целенаправленно вброшенными сюда с территории всё той же Грузии (именно оттуда, как подтвердили исследования, была занесена, например, африканская чума свиней).
Дополнительно Пентагон расширяет доступ к результатам советской военно-биологической программы, в том числе к созданным в СССР боевым штаммам микроорганизмов. Последнее, помимо прочего, позволяет составить представление о текущем военно-биологическом потенциале России, предусмотрев соответствующие средства защиты от него. По имеющейся в печати информации, из бывших республик СССР свои коллекции возбудителей опасных болезней в обмен на американскую помощь передали в Соединённые Штаты, проигнорировав обеспокоенность Москвы, Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан. При этом в случае с Азербайджаном в 2005 г. посредничество при передаче более 60 образцов опасных бактерий американскому Армейскому медицинскому центру им. Уолтера Рида оказал наряду с Ричардом Лугаром сенатор Барак Обама, который, став президентом США, продолжил финансирование соответствующих программ Пентагона.
В целом за несколько десятилетий Соединенные Штаты сформировали обширную сеть лабораторий двойного назначения в различных частях света (в Европе, Африке, Юго-Восточной Азии). На постсоветском пространстве крупные лаборатории открыты американцами на Украине и в Грузии, более мелкие станции модернизированы в Азербайджане и Узбекистане. Предположительно, строящаяся в Казахстане лаборатория также должна войти в общую систему, которую в прессе уже окрестили «биоПРО». Если опасения экспертов о наличии у США враждебных намерений верны, то угроза, исходящая от американского биологического объекта в районе Алматы, будет усиливаться свободным товарообменом между Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза, трудовой миграцией из Центральной Азии и близостью потенциальных очагов опасных болезней (в частности, трёх природных очагов чумы в Киргизии, от которой в августе 2013 г. здесь впервые с 1981 года заболел и умер подросток).
Не стоит забывать, что любые запрещённые виды деятельности с биологическими возбудителями будут в первую очередь подрывать безопасность самого Казахстана и угрожать его населению. Вместе с тем есть достаточно простой способ снять опасения общественности по поводу создания американцами лаборатории в Алматы – обеспечить прозрачность этого процесса на всех этапах, включая строительство и последующие исследования. Только пойдёт ли Пентагон в этом вопросе на гражданский и международный контроль, о котором так любят рассуждать чиновники Госдепа?
Дмитрий ПОПОВ – руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (г. Екатеринбург)
|
Комментарии