Глеб. Честь 1.Русский север. Ваймуга. Сия. Соловки

На модерации Отложенный

    Однажды, в 1981году, мои друзья познакомили меня с Глебом.

    У Глеба было хобби, он каждый год организовывал своих друзей в поход, по путевкам, звонил и списывался с турбазой, и заказывал путевки на всех друзей. Основной костяк его друзей был из водителей троллейбусов, т.к. он сам был водитель-инструктор в троллейбусном парке и участковых врачей- психиатров, вместе со своими медицинскими сестрами. Что сблизило, это две группы – не знаю, наверное, только любовь к походам. Я и мои друзья относились к несистемной группе, к водителям и психиатрам отношение не имеющие.
     Если бы в то время был Интернет, то, наверное, Глеб стал бы модератором и вел бы собственную страницу в сети.

    Походы бывают разные, в основном: пешие, водные и горные. Мы предпочитали – водные. В тот раз Глеб купил нам путевки в  Архангельск, для очень интересного и позновательного 20ти дневного похода. Сначала на байдарках по рекам:  Ваймуге, Сие и Северной Двине, Сийскому озеру и в завершении - поход на лодках по каналам Большого Соловецкого острова и при этом предстояло посетить Сийский монастырь, Холмогоры и. Малые Карелы.


      Все перекаты, да перекаты,
Послать бы их по адресу.
         На это место, уж нету карты,
Плывем вперед по абрису.
/А.Городницкий/


   Это сегодня, в Интернете можно найти множество статей и отчетов о походе в эти места, где приведены все достопримечательности, множество фотографий и рекомендации для туристов и рыбаков, а тогда мы собирались по опыту предыдущих походов и рекомендациям друзей. Расскажу, только о некоторых, возникших в памяти воспоминаниях 30тилетней давности.

 

— Алло! Управление железных дорог?
-Срочно пришлите психолога на Ярославский вокзал.
— А что случилось?
— Поезд тронулся. . .

    Глеб набрал команду - 18 человек, купил путевки и билеты на поезд  Москва - Архангельска. Сели на поезд и, как положено, отметили начало похода, обговорили  его детали. Все 18 человек расположиться в одном купе. Оставшиеся в вагоне пассажиры поезда с удивлением проходили мимо и смотрели, как мы там разместились. Позднее к группе присоединилось еще 2 человека.
Прибыв в Архангельск, Глеб, как водитель – профессионал, легко нашел общий язык с водителем автобуса – «гармошки», который, узкими и кривыми улочками города, довез нас до гостиницы.

 

— Значит, так, — сказал инструктор
— Мне остается дать вам последний совет.
 Если ваша байдарка начнет тонуть,
спокойно идите вместе с ним на дно.
 И как только достигнете дна,
сразу бегите к берегу.
 Иначе вы утоните.

    На турбазе в Архангельске, нас разместили в гостинице, и прикрепила инструктора – Вадима, который представился нам, как человек местный -  «чудь»[1]. Пару дней мы собирались в поход,  получили байдарки, палатки,  паек, рюкзаки  и пр.

Проводник:
- Чай, кофе, водка?
Пассажир:
- Какой-то странный у вас коктейль...

    Сели на местный поезд. При этом Вадим предупредил. – Сейчас будет скандал. Нас это не испугало, мы считали, что за все уплачено. Действительно, когда мы входили в поезд, проводница начала скандалить, из-за нашего обильного багажа. Конечно, ее можно понять, так как на каждого проходились больше двух тюков - байдарки, рюкзаки, палатки и пр. Вадим, используя свой опыт инструктора, аккуратно оттеснил ее в купе. Мы вошли в вагон. Проводница успокоилась.
    Перед прибытием на место (думаю, что это была платформа Пермилово), проводница вагона предупредила, что стоянка поезд, по расписанию - 1 минута. Мы перенесли вещи в тамбуры нашего и соседних вагонов, на ходу открыли все двери и, не дожидаясь остановки поезда, начали выбрасывать вещи из вагона поезда. Когда поезд остановился, все вещи были уже успешно разбросаны вдоль путей. Осталось только собрать их в одно место, но поезд все не отходил от платформы и стоял на путях еще часа два , а мы ходили вдоль него с разных сторон.
   Когда поезд ушел, забрали вещи и отправились на берег Ваймуги, где под мудрым руководством Глеба и Вадима собрали байдарки.


    Собранные байдарки мы спустили на воду, загрузили их продуктами и вещами.

Инструктор:
— И запомните ребята
препятствия лучше всего объезжать
 с одной стороны.

    На первом повороте реки, около деревни, байдарки несло на большое лезвие циркулярной пилы, торчавшее из воды посередине течения. Если, честно, то я испугался. Хорошо, что все закончилось без происшествий

— Сегодня был по летнему тёплый день.
Пролилась первая кровь.
— И что, теперь начнётся война?
— Да, беспощадная кровавая бойня с комарами.

    Отплыв немного от деревни, мы остановились на первую ночевку. Место было красивое, живописное, но с первым шагом, из травы вылетело море комаров. Некоторые, начали обвинять, нашего инструктора, что он специально завел нас в такое место, где комары готовы съесть людей.

Вот меня бесит,
когда комар прилетает и
 жужжит над тобой.
— Пришёл жрать, жри молча!

    Хорошо, что у многих было средство от комаров.
    Их лишних вещей мы, зачем-то взяли с собой фонарики. Совершенно бестолковая вещь для этого времени года. Мы не учли, что в июле, на севере, если не полярный день, то белые ночи.


Инструктор:
— Это очень опасный поворот,
но если вы перевернетесь,
 и начнете тонуть,
 то не забудьте посмотреть направо
 — редкой красоты вид открывается.

   Со следующего дня началась работа. Постепенно мы вошли в ритм гребли на байдарках. Приноровились к напарнику и управлению байдаркой на перекатах. А если не получалось, то рисковали получить порез шкуры байдарки, тогда, надо останавливаться, клеится и догонять группу.


- Ой, Саша... Как же я устала!
Всё гребу и гребу, как раб на галере!
-В байдарке-двойке кто не гребёт,
тот огребает

   Мне, как и положено, досталось место кормового гребца, а впереди, матросом, была Ленка. С ней, мы прошли весь этот  поход. (и следующие походы тоже).



По реке плывет байдарка,
На корме сидит чукча и курит трубку,
Его жена сидит на веслах и
 гребет против течения.
— Хорошо тебе, — говорит чукча, —
греби себе и греби,
 а мне думать надо,
как дальше жить.


   Для того, чтобы кожа на руках быстрее задубела и не было бы кровавых мозолей опытные туристы посоветовали обработать руки йодом. Это помогло.
   Маршрут интересен свои разнообразием. Начало маршрута проходит по таежному району. Затем, леса по берегам начнут перемежаться лугами и полями, появятся песчаные пляжи. На протяжении всего маршрута можно собирать грибы и ягоды. В целом, река Ваймуга спокойная, с небольшим количеством несложных порогов. Во всяком случае, я таких участков не помню. Сложнее, точнее скучнее, на спокойной воде, когда надо постоянно грести. Если, кто застревал на перекатах и портил шкуру байдарки, то приходилось причаливать к берегу, клеится и догонять группу. Некоторую опасность представляли собой низкие, перегораживающие реку, мосты.

— Ты можешь выпить ведро воды?
— Я шо — лошадь?
— А ведро самогона?
— А я шо, не казак?

   Запомнился чудесный вкус воды. Как-то в начале маршрута я попросил Ленку, она гребла впереди меня, достать и передать мне кружку. – Как, ты будешь пить сырую, не кипяченую, воду, - удивилась она, демонстрируя свои медицинские понятия. – Не хочешь, не пей. Дай мне кружку. – Не прошло и дня, она уже забыла, про то, что вода не кипяченая.

 

   По Ваймуге мы сплавлялись дней 6-7, останавливаясь каждый день на новом месте. пока не дошли до Сии.

Ищу подругу жизни,
 умеющую чистить рыбу,
копать червей,
 располагающую моторной лодкой.


...фотография лодки обязательна...

    Далее, путь лежал против течения реки Сия. Сия вытекает из цепочки озёр, объединенных общим названием - Сийские. Эта короткая (около 7 км), узкая (ширина примерно 5 м) речка быстро бежит по многочисленным перекатам в смешанных лесах к Северной Двине. Глубина её на всём протяжении незначительна, но для проводки байдарки вверх по течению, требует определенных усилий. Поэтому женщин и часть груза мы отправили пешком, а мужики на байдарках погребли вперед. В некоторых местах мы встречали людей и спрашивали у них, - далеко ли до озера. И получали самые разные ответы. Позднее я понял, что одни говорили - рядом, если смотреть по прямой, а другие, оценивали расстояние по воде.
    Уставшие, от борьбы с течением реки, мы доплыли до озера и встали на место.


    То, что там есть памятник архитектуры, можно было узнать только по ржавой надписи. Монастырь тогда был закрыт [2].

    Пятикупольный Троицкий собор, это одно из первых каменных сооружений того времени.

    При нас, местный абориген выловил из озера древнее деревянное блюдо. От него мы узнали, что один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.



    Современный вид Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.

Парадокс:
— Тех людей, которые нам не нравятся,
мы посылаем в баню,
 а тех, кто нравится — зовем в сауну.

    Запомнилась русская банька на берегу озера, и можжевеловый веник, которым лечил меня инструктор, после того, как я пожаловался ему на боли в спине. После баньки, не грех было искупаться в святом озере.

     Проведя несколько дней на озере, мы двинулись в путь. Доплыли до Северной Двины, которая, после маленькой Сии, в первые мгновения поражает своей полноводностью и шириной до двух километров.. Никакого интереса для байдарочников  она уже не представляла, разве, что там можно было купаться в теплой воде и обилие слепней, спастись он которых можно было только в воде.

Вы думаете, Ломоносов родился таким умным?
Это он, пока до Москвы за обозом шёл,
 наслушался по дороге...

    Оттуда, по дороге, посетив родину Ломоносова - село Холмогоры, мы вернулись на турбазу в Архангельск, сдали байдарки и палатки. Посетили очень интересный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы»

 

 

Товарищ Сталин, а какое у вас хобби?
– Я люблю собирать анекдоты про себя.
– И много уже собрали?
– Все Соловки ими забиты.

   Затем из Архангельска, на самолете мы полетели на Соловки. Качественные фотографии Соловков широко представлены в Интернете. Мои фотографии, любительские, относятся к 30тилетней давности.


Это фотография Кремля и Святого озера из Интернета.


Разговор двух монахов:
- Почему твоя собака виляет хвостом
 не как другие - из стороны в сторону,
а вниз-вверх?

- Ты же знаешь, какая у меня узкая келья...

    Монастырь тогда не работал, использовался только для проживания туристов. Нас разместили в монашеских кельях.

    Студенты, из стройотрядов, каждый год, как могли, пытались навести там порядок, но это им не удавалось.

Разговор двух соловчан
Встречаются двое:
— Слушай, а куда Колька подевался?
— Да ушел в монастырь!
— Постригся что ли?
— Да нет. Понес монахам водку и курево!

   Сейчас, думаю, много изменилось. Хотя, судя по отдельным выступлениям, на Соловках остались проблемы: власть, финансы, разделение функций между светской и религиозной властями.

- Бэрримор, когда английские судьи начали носить чёрные одежды?
- Они их надели в день траура по королеве Виктории, сэр.
- Но почему они их носят до сих пор?
- Так ведь она всё ещё мёртвая, сэр!

   В старину соловчане очень не любили англичан. Интересная история о том, как англичане требовали  от  Соловецкого монастыря, быков на мясо, а случае  отказа выполнить это требование враги угрожали забрать скот силой. Английский офицер пробовал припугнуть: "Мы отсюда поплывем, а через три недели явится здесь сильный флот, где будет наш главный начальник на таком корабле, что вы от одного взгляда будете страшиться, вы должны к нему с белым флагом прибыть для испрошения милости монастырю".
    Архимандрит непоколебимо стоял на своем, заявив, что коров не даст, а если неприятель попытается высадиться на остров, то он прикажет перестрелять буренок и бросить их в море в такое место, что никакой следопыт не найдет их. Тем и закончились переговоры представителей враждующих лагерей. В память об этом событии на усеянном валунами берегу Белого моря до сих пор лежит огромный каменный блок, так называемый "переговорный камень", на котором высечена надпись с кратким изложением содержания происходивших на этом месте переговоров настоятеля Соловецкого монастыря с английским парламентером. [3]

Как стремительно летит время:
еще вчера был понедельник,
 а уже послезавтра - четверг!

   На Соловках много интересного, и знаменитые лабиринты, и каналы, и ботанический сад, и конечно богатая история в разные периоды его существования.
   Наше пребывание на острове, к сожалению, было ограниченным по времени. Мы совершили  лодочный поход по каналам, при этом, в качестве сухого пайка, нам выдали уток, которых мы испекли на костре. Во время пеших походов по острову мы поднимались к школе юнг и маяку на горе Секирной.
   Каждый день пребывания на острове я и мой друг Константин собирались искупаться в Святом озере, но с каждым днем погода ухудшалась, лето шло к осени. Пришлось, не смотря на погоду, совершить омовение в последний день пребывания на острове.

 

 

--------------------------

   [1] Чудь - финно-угорский народ. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом №351 в Перечень национальностей и языков РФ. Достоверно неизвестно, сколько человек отнесло себя к этой национальности. Известно, что большинство из них проживают в Пинежском районе Архангелськой области.
   Словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что чудь - это славянское имя для всех северо-западных финнов.
   Власти Архангельска были неприятно удивлены появлением людей, обозначивших свою национальность во время переписи 2002 года как "чудь". Были предприняты попытки отнести этот факт к разряду курьёзов, поставив чудское самоопределение на одну ступень с маргинальными "эльфами, казаками, гоблинами". Тем не менее, сегодня общепризнанным фактом есть то, что коренными народами Архангельской области являются не только русские и поморы, но и чудь.

   [2] Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI-XVII вв. Основан в 1520 году преподобным Антонием, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.
   В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет.
    В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

   [3] Текст на переговорном камне.
   "Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском сосборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю N дня пост строгий был в обители и скитах и господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А.А.".