12 декабря в Кремниевой долине состоялось награждение лауреатов научной премии за «Прорыв в фундаментальной физике и в науках о жизни».
Семь самых крупных научных премий по 3 миллиона долларов нашли своих обладателей. Также были вручены премии в других номинациях, объявленные ранее.
Основоположником премии является российский бизнесмен Юрий Мильнер, учредивший в 2012 году премию по фундаментальной физике. Сам Мильнер окончил физический факультет МГУ, учился в аспирантуре и некоторое время работал в Физическом институте Академии наук им. Лебедева (ФИАН). Уйдя затем в бизнес, он заработал большое состояние (по оценкам Forbes – более $1 млрд).
В этом году премия вручается в трех номинациях: «Новые горизонты физики» для перспективных молодых ученых, где величина премии составляет $100 000, «Границы физики» с премией в $300 000, среди лауреатов последней выбирается обладатель главной премии по фундаментальной физике в $3 000 000, что превышает размер Нобелевской премии, которая в 2013 году составила $1 200 000.
Первые девять лауреатов премии 2012 года были названы самим Мильнером, а последующие должны выбираться комитетом из лауреатов премии прошлых лет. В этом году в комитет входили такие выдающиеся физики-теоретики, как создатели современной инфляционной космологии Алан Гут и Андрей Линде, космолог и специалист по «черным дырам» Стивен Хокинг, автор работ по связи гравитации с квантовой физикой Хуан Малдасена и др. В правление фонда помимо самого Мильнера входит нобелевский лауреат по физике элементарных частиц Стивен Вайнберг.
Особенность данной премии – стимуляция интереса к «высоким» теоретическим вопросам, развитию мысли, даже если это и не подтверждено экспериментально. Именно это и предопределило выбор новых лауреатов на основные номинации из числа ученых, занимающихся теорией струн. Эта теория далека от экспериментального подтверждения, но представляет собой яркий пример блестящей работы человеческого разума. В соответствие с теорией струн элементарные «кирпичики» Вселенной представляют собой не точечные частицы, а крошечные одномерные волокна, подобные тонким, непрерывно вибрирующим упругим нитям. Они очень малы, их размер сопоставим с планковской длиной (примерно 1,6•10-35 м), поэтому при изучении даже с помощью самого мощного оборудования они будут казаться точечными. Но принципиально важно, что они не точечные, а имеют размер и могут колебаться. Это приводит к кардинальному пересмотру взглядов на устройство мира, в том числе и на представления о пространстве-времени. Все вещество и все взаимодействия обязаны своим происхождением этим колеблющимся струнам.
Главную премию получили Майкл Грин из Кембриджского университета и Джон Шварц из Калифорнийского технологического института «за открытие новых перспектив в квантовой гравитации и объединении сил». Именно Джон Шварц (вместе с Джоэлем Шерком) в 1974 году увидел, что струнная теория способна стать «теорией всего» – объединить квантовую теорию с гравитацией. Потребовалось 10 лет исследований, чтобы Джону Шварцу и Майклу Грину удалось показать, что полученная в результате теория позволяет охватить все четыре вида взаимодействий и все виды материи. Открытый ими «механизм Грина-Шварца» породил большой всплеск интереса к теории струн, названный впоследствии «первой суперструнной революцией».
Премии в номинации «Границы физики» получили Джозеф Полчински (Университет Калифорнии, Санта-Барбара) «за вклад во многие области квантовой теории поля и теории струн. Его открытие D-бран дало новый взгляд на теорию струн и квантовую гравитацию со следствиями, включая AdS/CFT соответствие». А также Эндрю Строминджер и Камран Вафа (Гарвардский университет) «за многочисленные глубокие и новаторские вклады в квантовую теорию поля, квантовую гравитацию, теорию струн и геометрию. Их совместный статистический вывод выражения площадь-энтропии Бекенштейна-Хокинга объединил законы термодинамики с законами динамики черных дыр и показал голографическую природу квантового пространства-времени».
Одну из трех премий в номинации «Новые горизонты физики» получил уроженец Самары, выпускник МФТИ, а в настоящее время сотрудник ЦЕРН, профессор парижского Университета Пьера и Мари Кюри и Высшей нормальной школы Слава Рычков «за разработку новых методов в конформной теории поля». Разрабатываемый им новый подход в универсальном теоретическом описании различных физических полей, возможно, позволит решить ряд важных практических задач, например, по созданию материалов, обладающих высокотемпературной сверхпроводимостью.
Юрию Мильнеру удалось привлечь к финансированию премий создателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга, одного из создателей поисковой системы Google Сергея Брина и основателя китайской компании интернет бизнеса Alibaba Джека Ма.
Каждый из них внес по $7 млн. в год (для справки: состояние всех четверых оценивается журналом Forbes приблизительно в $52 млрд.). Это позволило ввести еще 6 премий, которые получили название «Прорыв в области наук о жизни». Они направлены на поощрение исследований, связанных с лечением трудноизлечимых заболеваний и продлению жизни человека.
В этом году их получили:
Джеймс Эллисон (Онкологический центр им. М. Д. Андерсона при Техасском университете, США) за открытие иммунологического метода лечения рака путем блокады фактора, не позволяющего иммунной системе эффективно находить и атаковать раковые клетки.
Махлон Делонг (Университет Эмори, Атланта, США) за нахождение взаимосвязанных нейронных цепей в головном мозге, повреждаемых при болезни Паркинсона. Это положено в основу лечения болезни Паркинсона глубокой стимуляцией мозга.
Майкл Холл (Университет Базеля) за открытие подавления рапамицином активности важного регуляторного белка, получившего название «мишени рапамицина» (ТOR) и его роли в контроле роста клеток. Возможно, это позволит увеличить продолжительность жизни.
Роберт Лангер (Институт им. Дэвида Коха, профессор Массачусетского технологического института, США) за открытия, позволяющие контролируемо вводить препараты или выводить их из организма через кожу без иглы или других агрессивных методов, а также ведущие к созданию новых биоматериалов (кровеносные сосуды, мышечная ткань и др.).
Ричард Лифтон (Йельский университет, Медицинский институт Говарда Хьюза) за открытие генов и биохимических механизмов вызывающих гипертонию.
Александр Варшавский (Калифорнийский технологический институт) за открытия в области убиквитинирования (деградации белков), в частности за открытие правила «N-конца» (N-end rule). Его суть в том, что белок убиквитин является «меткой смерти». Он отмечает другие белки, которые должны быть уничтожены в клеточном процессе. С ошибками этого процесса, когда отмечаются белки, которым еще не пора быть уничтоженными, или же наоборот не отмечаются те белки, которые должны быть уничтожены, связано много заболеваний. Эти открытия важны для понимания природы рака, болезней Паркинсона и Альцгеймера, иммунной системы и др. За работу на эту тему в 2004 году была вручена Нобелевская премия по химии, однако первооткрыватель был обойден, что вызвало протест у научной общественности. А. Варшавский выпускник химического факультета МГУ, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию в Институте молекулярной биологии АН СССР. В 1977 году эмигрировал в США.
В конце церемонии награждения Марк Цукерберг и Юрий Мильнер объявили об учреждении еще одной премии в $3 млн. за «Прорыв в области математики». Подробная информация о новой премии будет объявлена позднее.
Комментарии
www.proza.ru/2010/01/09/225.
За Вашу критику материала "был бы счастлив вдвойне"
Просматривая старые журналы "ТМ", наткнулся на статью, нашего ученого, в области электроники, который сообщал информацию, о том, что Америка, занялась исследованием по транзисторам, и это хуже радиоламп, которые работают стабильнее, поэтому тразисторы тема, не перспективна для нашей науки. - Мы посмотрим, что у американцев получится.
Ну и что в итоге, - оказались в роли вечно догоняющего... И нетолько в электронике.
Рекомендую для микроволновки радиолампу, а не транзистор.
Нет, я описал, именно зарождение транзисторов.
Вы, говорите из Вас получился, - приверженца радиоламп. Пока мы топали тропой радиоламп, заграница освоив транзистор, перешла на микросхемы и прочее, а мы, до последнего, ламповые телевизоры выпускали, которые купив, были готовы носить - возить его по ремонтам, Магнитофоны, - японские ценили. А пришла перестройка, и вмиг рассыпалась наша электронная промышленность. Мы даже сотовый телефон, сами, произвести не можем...
Что касается радиоламп...
Обслуживал я автоматы точечной сварки, где силовая цепь, управлялась игнитронами, с проточно - водянным охлаждением. А потом, заменили их на теристоры, и проблем стало меньше, игнитроны часто вылетали. А игнитроны растащили, и наделали из них змеевики на самогонные аппараты.
Читал, что наша наука, занималась силовой электроникой, пока запад микросхемы осваивал. И результаты вроде были интересные, - тиристор, мог в качестве выключателя нагрузок, и маслянного выключателя работать. Но как говорится, кануло все в лету. Смотрю в интернете объявление, о продаже игнитронов (от 900 рублей за штуку). Да, такие мы, приверженцы радиоламп.
===================
После того, как определят процент отката
Каждый учёный, который чего-то достигал в своих муках, должен был идти к крутому на поклон и брать в соавторы десяток таких же крутых. Вот откуда берутся 300 - 500 - 900 научных публикаций у наших "академиков".
В продолжение к Вашему:
Доктор Елизаров, не имел научных степеней и званий. Так... "Кулибин из провинции", который придумал аппарат, Который мы знаем, и который несет пользу. (Это как автомат Калашникова). И возьмем "Ученую Малышеву", которая по телевизору светится, и о которой можно сказать словами Аркадия Райкина, - Вот такая толстая... диссертация. Что то там в носу.
И это не только в науке...
Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Михаил Ножкин.... небыли члеами СП. Но о них мы знаем, о них мы помним, а вот членов - РАН, либо СП, или чего другого, - забали, - не наслуху как то. О таких говорят, - был широко известным, в узких кругах.
Ну какая может быть "квантовая гравитация"? Где кванты? Это 10^-10. Где гравитация? - Это 10^+10. Ну что может быть общее у таких различных миров. Миры делятся по масштабам. Есть фемтомир, микромир, макромир (мир человеческих масштабов), есть мегамир. мирр звезд. Наконец гигамир - мир космологий. И везде разные законы. И считать, что между фемто-миром и гигамиром есть что-то общее нелепость и бред.
Именнно это есть ошибка Ньютона. Он силы мамкромира перенес в мегамир в виде гравитационных сил. И создал ложную теорию тяготения. И именно благодаря этому мегамир оказался наполнен бредовыми сущностями - темной энергией, черными дырами, гравитационными волнами и прочей чушью, которая прямо влияет на космонавтику.
Так что много денег это хорошо. Пусть и получены за бредятину.
http://yadi.sk/d/37h2pYfA9FwUW
Презентация:
http://maxpark.com/community/4057/content/2211021