Тайная дипломатия. Что стоит за отъездом Ходорковского в Германию

«Ходорковский уже давно был раздражителем в российско-немецких отношениях, — говорит германский политолог Александр Рар, который был в курсе переговоров по освобождению заключённого бизнесмена. — Тень Ходорковского висела над всеми конференциями и консультациями, которые проходили между двумя странами в последние годы». По словам Рара, наиболее болезненной тема Ходорковского была для немецких инвесторов: они боялись вкладывать средства в российскую экономику из опасения, что права предпринимателей здесь не защищены. Это не единственная причина, почему Германия ходатайствовала об освобождении заключённого, но она тоже сыграла свою роль.

«Германия для России — приоритетный экономический партнёр, — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Исторически она поддерживает с Россией более тесные отношения, чем другие страны».

Не так давно в Германию был проведён газопровод «Северный поток», напоминает эксперт.

Переговоры длиной два года

Рар отмечает, что переговоры по освобождению Ходорковского начались ещё 2,5 года назад и проходили по линии «тайной дипломатии». «Исторически между СССР и Германией действовали неофициальные каналы общения, — говорит Макаркин. — По ним можно было согласовывать интересы, договариваться о компромиссах. Возможно, эти неофициальные каналы продолжают работать и в настоящее время». В пользу этого предположения, по словам политолога, говорит тот факт, что с немецкой стороны к переговорам по освобождению Ходорковского был подключён Ганс-Дитрих Геншер, который в 1970–80-е годы возглавлял МИД Германии.

Алина Гарбузняк