Зачем грузить БАМ?

На модерации Отложенный

Остатки Фонда национального благосостояния хотят спустить на очень странные проекты в Сибири

Последние деньги из Фонда национального благосостояния, которые можно инвестировать, похоже, будут направлены в крупные энергетические проекты в Сибири. Речь идет о тех 150 миллиардах рублей, которые прежде планировалось вложить в высокоскоростную железную дорогу Москва – Казань. Может, это был бы не самый необходимый для развития страны проект, однако новые планы натолкнулись на еще более жесткую критику экспертов. Новые предложения представляются им мало востребованными сегодняшней российской экономикой, а срок окупаемости 50 лет – слишком огромным.

В предварительном списке Минэкономразвития в числе претендентов на указанную сумму находятся 29 различных проектов. Пока в статусе приоритетных чиновники называют три предложения: дальневосточные проекты «Россетей», Ангаро-Енисейский кластер и железнодорожная ветка Элегест - Кызыл - Курагино с освоением недр Тувы. По мнению давших эту информацию журналистам чиновников, основная польза этих проектов состоит в том, что они обеспечат грузопоток БАМа. В частности, «Россети» дополнительно дадут электрические мощности, которые могут быть использованы на обеих крупнейших железнодорожных магистралях Сибири и Дальнего Востока. Правда, авторы проекта не скрывают – на то, чтобы вернуть вложения, потребуется более полувека.

- На самом деле, совершенно бессмысленно вкладывать деньги в то, чтобы обеспечить грузопоток для Транссиба и БАМа, поскольку уже сейчас эти магистрали забиты под завязку. Не далее, как в этот четверг президенту Путину публично жаловались на то, что с Кузбасса месяцами не могут отправить составы с углем, горняки уже забили этим топливом все склады. Причина состоит именно в малой пропускной способности железных дорог. Тот же БАМ более чем на половине своего пути является одноколейным. Это означает, что в случае малейших неполадок, вся магистраль «встает» надолго. Поэтому главная задача на БАМе сегодня – обеспечить, чтобы хоть что-то ехало, - комментирует генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - То же самое относится к Транссибу. Необходимы крупные инвестиции в обновление парка вагонов, реконструкцию путей на современном уровне, повсеместное обеспечение хотя бы двухколейной дороги.

И президент не может не знать об этой проблеме, потому что по его указанию создается обходной морской маршрут через Северный Ледовитый океан, там строится новый порт – все это именно для того, чтобы разгрузить БАМ.

«СП»: - Что вы назвали бы приоритетным на Дальнем Востоке?

- Дальний Восток располагает очень богатыми недрами, которые таят гораздо больше полезных ископаемы, чем вся Сибирь. Но, конечно, далеко не все месторождения находятся непосредственно на морском побережье. Можно добытые богатства горками на побережье насыпать, но что от них толку, когда их не на чем транспортировать? Упомянутый проект по освоению недр Тувы – из этой же сферы. Ну, какой смысл добывать там что-то в больших количествах, когда даже специально протянутая ветка все равно упрется в общую пропускную способность Байкало-Амурской магистрали?

На последнем заседании правительства по развитию Дальнего Востока Минфин прямо сказал, что в казне денег на полномасштабный подъем региона заведомо не хватит. Проектов в экономике ДВ написано очень много, значит, надо выбирать самые важные.

И это, конечно, транспортная инфраструктура. Потому что без нее все остальные экономические проекты: по добыче полезных ископаемых, по производству товаров - тут не могут быть выгодны. Да, здесь это все дармовое, стоит «полушку», но вывезти отсюда не удастся и за рубль. Любое расширение географии экономической деятельности в этом обширном регионе может начинаться только с создания транспортной системы. И наращивание мощностей в электроэнергетике также для этой задачи ничего не дает.

- Изначально очевидно, что не удастся получить какого-то качественного сдвига ни в российской экономике, ни в рамках Дальнего Востока каким-то одним супермасштабным проектом, поскольку он проблем практически никаких не разошьет, - поясняет директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. - Тактика продвижения одного-двух мегапроектов на всю страну удобна лишь высокопоставленным чиновникам, которые стремятся получить алиби, показывая, что они что-то делают, к чему стремятся, стараются, о ком-то заботятся.

Для реальных перемен нужны 30 тысяч или 50 тысяч малых проектов, которые разошьют повсеместно массу локальных задач. Нужно построить в стране тысячи небольших качественных автомобильных дорог между соседними райцентрами. Нужно починить тысячи километров труб в жилищно-коммунальных сетях, привести в порядок теплосети. Но эти инфраструктурные задачи раскиданы по тысячам районных центров, по окраинам большинства городов.

Представьте, что правительство создаст такую программу и организует работу, чтобы в каждом райцентре и в старых кварталах больших городов отремонтировали жилищно-коммунальное хозяйство, соединили их все между собой современными дорогами. Вот тогда мы все сразу ощутим, что мы живем совершенно другой стране, что жизнь кардинально поменялась к лучшему во многих аспектах. И я уверяю, что такой программы хватит на то, чтобы гарантировать нашей стране стабильный экономический рост быстрыми темпами на протяжении ближайших 25 лет. И Россия быстро станет совершенно другой.

«СП»: - Может, так и поступить? Что мешает это сделать?

- Частному бизнесу полностью реализовывать такие проекты за свой счет, безусловно, не выгодно. Поэтому это задача практически целиком для государства. Я же думаю, что сегодняшней бюрократии трудно решиться на 50 тысяч мелких проектов, и она никогда этой работой заниматься не станет.

Во-первых, в мелких проектах крайне трудно что-то вообще украсть. Просто в силу их малости достаточно украсть хоть немного, и тогда проект провалится полностью, и за это, конечно, придется отвечать. И самое главное, при разбиении крупной суммы на десятки тысяч задач выделяемые суммы заведомо протекут не через те руки. Гораздо удобнее одни крупный проект – сразу появляется возможность «распила», заранее есть гарантия, что деньги попадут в нужные структуры. Ну, и накачав, массу денег, все равно что-нибудь изобразить да удастся.

Нашей с вами стране в целом ничего предлагаемые «приоритетные» проекты на Дальнем Востоке не дадут, потому что они нацелены на первоочередное снабжение предприятий Китая сырьевыми ресурсами и электроэнергией, что только помогает добивать отечественные промышленные предприятия. На фоне действий властей быстро развивающихся рядом с нашим Дальним Востоком стран это видно очень хорошо. Тем самым продолжается общая политика разворовывания и разрушения России.