28 панфиловцев - подвиг и миф.

    В минувший понедельник, по инициативе студенческого клуба «Полис» Академии народного хозяйства и государственной службы, состоялась встреча с идеологом уже ставшей народной картины «28 панфиловцев» — Андреем Шальопой. От идеи и технологии сбора средств для съёмки, в ходе двухчасовой встречи разговор пришёл к главному – для чего нужна мифологизация подвига.

 «Начну с того, что ни одного фильма про подвиг 28 панфиловцев нет — его никто не снял, — открыл  встречу Шальопа, — когда искал информацию про подвиг, сразу наткнулся на то, что его просто не было. Это первое, что можно найти в Интернете, если написать запрос в поисковике». После этого Андрей, сценарист по образованию, взялся написать сценарий, который, по его словам, в перспективе должен был стать хорошей патриотической историей. Когда сценарий был готов, оказалось, что ни государственным киностудиям, ни бизнесу такой проект не нужен: будет дорого стоить, а кто там вспомнит этих панфиловцев?

  Дальше началось интересное. Друг предложил Андрею собрать деньги на фильм краундфайндингом.

  «Миллион мы собрали за один день. Это было нереально круто. С одной стороны я испытал радость, но с другой — огромную ответственность, — вспомнил свои первые впечатления Шальопа, — успешный в коммерческом плане проект сразу привлёк внимание СМИ, но всех по большей части интересовало, как нам удалось привлечь столько спонсоров, и идея фильма как-то стала отходить на второй план».

  После этого было решено прекратить бесконечный сбор денег, а снять часть фильма на уже собранные. Так и поступили. Сняли эпизод и разместили его в сети. Он встретил одобрение, что позволило "панфиловцам" открыть новый сбор средств. Авторы обещают бесплатное размещение фильма в сети после нескольких месяцев демонстрации только в кинотеатрах. В успехе проката авторы уверены.  Кино, на которое «скидывается» 100 тыс. человек – говорит о востребованности проекта. Следовательно, прокатчик сможет на нём заработать.

  В качестве примера Андрей привёл советские "бренды", которые успешно продаются - Сталинград, Гагарин, Харламов, Высоцкий.  Это продюсеры просекли. Но содержание их по-прежнему не волнует — главное заявить бренд и билет будет куплен».

  Кроме содержательного аспекта, Шальопа затронул этическую сторону вопроса. «Я хотел бы, чтобы это кино посмотрели дети. Хотя из 28 панфиловцев 22 погибает — кишек, оторванных голов у нас не будет. Гибель человека – это само по себе избыточно драматично. Картина, которая создаёт воображение намного ярче и намного интересней, чем та, которую ты видишь на экране.

Всегда.

По словам Шальопы фильм взывает к патриотизму, правде, уважению истории и нравственным ценностям. «Когда я писал сценарий, мне хотелось, чтобы зритель захотел оказаться рядом с этими людьми в одном окопе. Никакой сложной интриги. Тут не надо понимать за кого тебе быть, и единственная необходимость – сражаться. В этом есть привлекательная сторона, в этот момент обостряются истинные ценности и всё становится просто: здесь твои друзья, которые с тобой готовы погибнуть и ты один среди них, там враги, там твоя Родина с детьми и жёнами. Я отчасти завидую этим людям. Здесь очевидна простота миссии – единственное, что от тебя требуется, как говорит один из героев фильма: «Спокойно жгём танки».

 «Подвиг панфиловцев, или таких как они, заключается в том, что они не просто погибали, а они сражались. Они сопротивлялись, они действовали – вот это привело к Победе. Вот это самое сложно и самое тяжёлое. Страх сковывает, а эти люди его преодолели. На самом деле кино об этом».

  На последний вопрос из зала, почему всё-таки кино называется именно «28 панфиловцев», а  не рота или просто – «панфиловцы», Шальопа напомнил о необходимости нравственного примера. «В миф превратится любой подвиг. Это естественный процесс, а вот развенчивание подвигов – это процесс мало того, что бессмысленный, но ещё и безнравственный. Подвиг – это нравственный выбор, нравственная опора – образец поведения как нужно себя вести в сложной ситуации нравственного выбора. А когда подвиг развенчивается, что происходит? Едет танк: ты сидишь в окопе, у тебя в голове некий багаж, который ты накопил за жизнь. Часть его тебе говорит: танк тебя раздавит, бери барахло и тикай – подвигов не бывает. А другая часть сознания говорит, что можно этот танк подбить, есть примеры. И какая из частей сильнее, так ты и поступишь. Подвиги работают и в мирное время, не обязательно чтобы танк на тебя ехал — это примеры нравственного выбора. Развенчивание подвигов ослабляет общество».

    Пётр Корягин и Андрей Шальопа / фото: Данил Шишкин / ВОЛЬТЕР

Пётр Корягин и Андрей Шальопа / фото: Данил Шишкин / ВОЛЬТЕР

Источник: http://volternews.ru/2013/12/andrey-shalopa/