Салтыков-Щедрин о коррупции в России

На модерации Отложенный

Великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин по роду своей служебной деятельности хорошо узнал множество всяческих злоупотреблений, творимых чиновничеством Российской Империи в середине 19 столетия. Будучи на постах чиновника особых поручений при министре внутренних дел, рязанским, а затем – тверским вице-губернатором, Салтыков-Щедрин неустанно боролся с неуёмными взяточниками и казнокрадами, наносящими невосполнимый ущерб собственному государству. Вот что об этом написал Михаил Евграфович:

«Хищничество, хищничество и хищничество - вот единственный светящий маяк жизни, вот единственный кодекс, обязательный для современного человека. Россия представляется чем-то вроде громадного пирога с начинкой, к которому чем чаще подходишь закусывать, тем сытее будешь. Что нужды, что виднеется уже край пирога, что скоро, быть может, на блюде останутся одни объедки?

Хищничество не любит обобщать. Ему нет дела ни до завтрашнего дня, ни до тех, которые придут последними и не найдут на столе ни крупицы. Лишь бы мы были тучны и сыты, лишь бы наши утробы ломились от пресыщения, - о прочем мы не хотим и вспоминать, хотя бы оно завтра же погибло и обрушилось.

Мы не хотим подумать даже о том, что мы сами можем обрушиться вместе с этим прочим. Отсюда казнокрадство, чуть не ежечасное расхищение общественных сумм, банкротства, отсутствие всякого понятия о самой формальной честности.

Воры и казнокрады - вот те, которым сейчас живётся хорошо, которым есть чем помянуть прошлое! Правда, что рука прокурора достала кое-кого из них, но разве она достигла каких-нибудь результатов, покарав их?»

Эти строки начертаны полтора столетия назад, но разве не актуальны они для нашего времени?! Таково хищно-воровское существо капиталистического общества потребления, которое возродилось в России с начала 1990-х. Для этого общества смысл бытия заключён в потреблении. В обществе, где человек живёт для того, чтобы жрать, с неизбежностью процветают мздоимство, лихоимство и казнокрадство. Такое устройство общественного бытия сущностно аморально. Незадолго до своей кончины Михаил Салтыков-Щедрин сказал: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить публике о когда-то ценных и веских для неё словах: стыд, совесть, честь и т. п., которые ныне забыты и ни на кого не действуют»