Блейк нанес серьезный урон западным интересам"
Кевин О’Коннор - автор книги "Блейк и Бёрк: конец империй"
- Сорок два года тюремного заключения для Джорджа Блейка - почему такой суровый приговор?
- Прежде всего потому, что он не был британцем; другие же британские и английские шпионы вышли из высшего класса тех времен, и им было позволено либо сбежать, либо срок тюремного заключения для них был коротким. В случае с Джорджем Блейком официальная формулировка судьи была таковой: он нанес такой серьезный урон западным интересам, что, дабы отпугнуть других потенциальных шпионов, работающих на Советский Союз, необходимо крайне строгое наказание.
- А каков тот урон, который он нанес Великобритании?
- По словам правящих кругов того времени, он предал 42 агента, работавших в Восточном блоке на западную разведку, которая в то время подразумевала разведку Великобритании, Америки, Франции, Германии, а также еще двух-трех стран. И, по мнению западных правящих кругов того времени, урон, нанесенный Блейком, был столь серьезен, что потребовалось выставить его дело в качестве примера другим.
Блейк, конечно, отрицал в разговоре со мной и другими людьми тот факт, что кто-либо из выданных им агентов был убит советскими властями. Это, конечно, он отрицает. Западные разведывательные агентства не приемлют этого его отрицания, это, как говорится, дело неясное. Что касается меня, то я не считаю, что имею право судить о том, кто говорит правду, а кто лжет - Блейк или же западная разведка.
- Но британцы считают Блейка предателем?
- Да, в общем и целом британцы считают Блейка предателем. СМИ каждой страны поддерживает свой народ, СМИ того времени называли Джорджа Блейка предателем, и обычный народ принял этот факт и ненавидел Блейка как предателя.
- А почему Вы заинтересовались его жизнью?
- Я профессиональный писатель, мне интересна политика и то, каким образом она работает. Мне интересно, как разведывательные службы влияют на политику. Мне интересны личностные причины предательства, когда кто-то предает кого-то по более высокой причине, - а это как раз то, что и делают шпионы. Кроме того, у меня был личный интерес, потому что в 60-х я жил в Лондоне, в Ноттинг-Хилл-Гейт, и одним субботним утром полицейские развили бурную деятельность, а в газетах появились полицейские фотографии Джорджа Блейка и сообщения о том, что он сбежал из тюрьмы Уормвуд-Скрабс.
Тогда я жил в Лондоне, недалеко от Уормвуд-Скрабс, я видел весь этот переполох, а годы спустя в Ирландии я встретился с человеком, который разработал побег. Его звали Шон Бёрк. Он, как и я, родился в городе Лимерик, отбыл срок в Уормвуд-Скрабс, вышел из тюрьмы и организовал побег Джорджа Блейка.
Бёрк поехал в Москву, чтобы организовать быт Джорджа. Нет, он не был гомосексуалистом, он просто хотел стать знаменитостью. Он обустроил быт, но жить в Москве 1960-х он не смог, он возвращается в Ирландию через два года - в 1968-м. Я познакомился с ним, уже будучи журналистом, и он рассказал мне более детально о том, как побег был организован.
- Почему Шон Бёрк, Майкл Рэндл и Пэт Поттл решили помочь Джорджу Блейку?
- Шон Бёрк сделал это исключительно из пустого тщеславия. Ему хотелось стать знаменитым, ему хотелось занять место на мировой арене, он был в своем роде эксгибиционист, до тюремного заключения он был актером в Шекспировском обществе в Южном Лондоне. Организуя побег, он создал роль для себя самого, и она должным образом и была сыграна.
Майкл Рэндл был убежденным пацифистом, членом Движения за ядерное разоружение, которое имело широкое распространение среди британских интеллектуалов и идеологов в 60-х годах. В то время всем казалось, что мир будет уничтожен атомными и ядерными взрывами. И Пэт Поттл также был членом Движения за ядерное разоружение. Пэт долго протестовал против политического насилия. Это может звучать противоречиво, поскольку он воздвигал баррикады, пытаясь противостоять попыткам полиции расчистить улицы, и занимался он этим не только в Англии, но и в Греции тоже.
То есть Майкл Рэндл и Пэт Поттл были очень идеологически убежденными людьми, и они также сидели в тюрьме вместе с Джорджем Блейком за сопротивление полицейским при разгоне демонстрации, политической демонстрации - то, что в России в то время было запрещено.
Таким образом, до определенного момента Запад и Великобритания проявляли терпимость по отношению к политическому сопротивлению, а Рэндл и Поттл были лидерами этого движения; когда же их посадили - не так надолго, конечно, как Джорджа Блейка, только на два года, - в тюрьме они познакомились с Блейком, и тогда все трое - Рэндл, Поттл и Бёрк - решили помочь ему сбежать из 42-летнего заключения.
- Насколько я понимаю, Вы встречались с Блейком. Что Вы можете о нем рассказать как о человеке?
- В первую очередь, это человек, невероятно преданный идее. Большинство людей живут день изо дня, идя на уступки. Сложно, конечно, жить, не идя на уступки - супругам, детям, да даже людям на улице, это наша ежедневная рутина. Блейк же - глубоко духовный человек, и, конечно, он также идет на уступки в своей повседневной жизни, но он всегда имел представление о том, к чему человечество должно прийти политически. Я не считаю его взгляды реалистичными, но что правда, то правда: всегда, с раннего детства он был человеком, преданным своим идеалам.
Расскажу вам немого о его прошлом, чтобы вы имели представление. Когда ему было 18, в его страну вторглись нацисты, - он голландец по рождению. Он увидел, как нацисты бомбили города его родной Голландии, это его испугало. Он присоединился к голландскому Сопротивлению. Тогда он готовился стать священником, а всем известно, что люди, которые становятся священниками, обычно очень благородные.
Война прервала его обучение, он примкнул к голландскому Сопротивлению, боролся против нацистов. После войны британская разведка наняла его допрашивать нацистов, и, по воспоминаниям его современников, Джордж был очень серьезным, благородным. Кто-то назвал бы его допросы нацистов безжалостными. Он не напивался, не ухлестывал за женщинами, что было принято в Европе после войны. Он был предан идее искоренения фашизма. В результате, так как он был лингвистом и говорил на нескольких языках, его завербовали в британскую разведку, и, очевидно, он был настолько хорош в том, что он делал, что его сделали секретарем, который должен был прослушивать для западной разведки переговоры Советского Союза в Берлине.
Джордж Блейк был секретарем и организатором этой прослушки для британской и американской разведки, но им не было известно, что, пока тоннель для прослушки не был вырыт, он переговорил со своими советскими коллегами. Он работал двойным агентом: в качестве агента британской разведки он встречался с агентами в Европе. Таким образом он познакомился с агентами коммунистического блока, которые, в свою очередь, желали стать агентами Запада, так как они потеряли веру в коммунистическую систему, и возникла уникальная ситуация, в которой агент британской разведки был предан идеалам коммунизма, и он, в свою очередь, общался с агентами советской разведки, приверженцами капитализма и Запада, то есть, как мы тут выражаемся, "объясни-ка это, Ганга Дин".
Но это была реальность, и Джордж Блейк проявил недюжинную стойкость, спокойствие, контроль. Он не был из тех, кто потакает себе, он не был фальшивкой. Многие шпионы, такие как Филби, Маклин, Бёрджесс, не были безупречными людьми. Не был безупречен и Джордж Блейк, но в другом смысле: у него было представление о том, каким в идеале могло бы стать человечество. Когда я встретил его в Москве…
- А когда это было?
- Я три раза встречался с ним в 90-х, он говорил не повышая голоса, он все еще верил в лучшее. Например, я встретил его в годы падения коммунизма, он был этим очень огорчен, но верил, что русский народ ждет лучшая жизнь.
Лично я считаю, что он не возражал против падения коммунизма. Он чувствовал, что коммунистический эксперимент провалился. Я не говорю, что с ним согласен. Знаете, в моей работе нельзя занимать чью-то сторону. Надо слушать всех и просто писать историю. И это то, чем я занимаюсь.
Комментарии