История метафизики
Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.
В отношении Аристотелевской философии можно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус). В отношении Платоновской философии можно сказать, например, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями).
Непрерывность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», лежащего за пределами явленного.
Несмотря на то, что это родство понятия в обиходном словоупотреблении оправдано, но оно же и обманчиво. Так, например, «идеальное» античности — это вовсе не то «идеальное», которое присутствует у Карла Маркса или у платоников XX века.
Общим в таком словоупотреблении подразумевается то, что не «видится глазом», не усматривается непосредственно и «просто»; то, что требует каких-то особых операций (магических или метафорических — восхождения, нисхождения, возвращения, интеллектуальных — абстрагирования, редукции, и так далее) для достижения истока (начал, причин).
Содержание понятия «метафизика» и отношения к ней менялось неоднократно:
Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика», (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Естественно, что Аристотель так поступает не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определений, но потому, что характер объяснений у Аристотеля принципиально отличается от того, к чему «привыкло» Новое время.
Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении.
Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому — метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению — «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно существую» (невозможно подвергнуть сомнению сам факт сомнения).
С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще — способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания. То есть уже существующие «до» XVIII века высказывания и понимания «вошли» в наличный мир, оказались под тем же знаком вопроса, что и существование «простого стула».
Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание. Априорными формами восприятия (ибо ведь даже в чистом восприятии мы получаем знание) он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования.
Гегель в XIX веке вынужден специально обсуждать само понятие «начало». Он начинает свою книгу «Наука логики» с заявления о том, что никаких определений начала перед самим началом логики (объективной метафизики) быть не может, и ситуация с «началами» обстоит не так, как в началах, скажем, математики.
Комментарии
Довольно четкая статья "Метафизика" имеется в словаре "Современная западная философия", а для специалистов есть книга: А.И. Уёмов "Метафизика", Одесса, 2010. Найти её трудно, но с текстами лекций по метафизике, прочитанными известным профессором в Одесском университете, можно ознакомиться набрав его имя в поисковике.
Общим в таком словоупотреблении подразумевается то, что не «видится глазом», не усматривается непосредственно и «просто»; то, что требует каких-то особых операций (магических или метафорических — восхождения, нисхождения, возвращения, интеллектуальных — абстрагирования, редукции, и так далее) для достижения истока (начал, причин).
Комментарий удален модератором
Есть однако, противоречие в самом понятии "свободный художник от философии". Ведь не Древняя Греция на дворе, и не пустыня на месте философии. Это каждый желающий грек мог стать философом, а сейчас, пардоньте великодушно, профессионализм в почёте. А профессионализм - это как раз системность. А академичность - это указатель на фундаментальность подхода и никак не может быть упрёком. Ваш комментарий прозвучал примерно как снисходительный упрёк профессионалу-водителю, что тот по правилам предпочитает ездить, тогда как "свободный водитель" мог бы чудеса продемонстрировать :-)))
А философия - это всё-таки наука. И говорю это вовсе не потому, что я якобы философ. Я профессиональный физик. И знаю в точности, что научность - это именно академичность и системность, о которых вы говорите свысока. Более того, каждый профессиональный учёный просто обязан быть хотя бы немного философом. Т.е. не только размышлять на свободные темы, но и общаться по возможности с философами-профессионалами.
"Для многих философов она (метафизика) является синонимом философии в целом"
Для одних является, а для других не является. И мы как раз спорили по этому вопросу - место, предмет метафизики
===
Философия располагается между наукой и искусством. Она одной ногой в науке, а другой в искусстве. Но если вы стоите на академической позиции нашей высшей школы, то оставите лишь то что с наукой связано, то-есть, большей частью методологию. А вот метафизика останется за бортом, потому что она не наука и на научный метод не может опираться никак. Это форма творчества, искусства, с той же самой трансцендентностью, но только особая, не живопись и не литература.
===
Так оно и есть, везде, кроме тех мест, где нужно составлять учебный план. Представьте, что нам нужно выпустить философов. Но им же всего 20 лет, а философия есть "любовь к мудрости". Какая в 20 лет мудрость, откуда? Мы узнаем философы они или нет только лет через 20 после выпуска, но их нужно учить чему-то. Вот мы и учим - берем регулярную часть предмета, и вкладывает эти знания им в бестолковки ) Но как мы знаем - бытие определяет сознание, и в итоге наши преподаватели стали понимать под философией то, что дают студентам. Понимаете? ) Тут никаких нет претензий и ничьей вины, просто попытка объяснить почему метафизику преподаватели не любят. А тут еще диалектический материализм в обязательном порядке, а с метафизикой от вообще не стыкуется, насколько я успел понять )
Комментарий удален модератором
===
это у нас много. Т.е. на территории бывшего СССР. Где настоящая философия была под запретом. Но это не значит, что нет хороших философов. Хоть мало, но они были даже в совковые времена. Несмотря на запреты.
===
Это вы не про меня, затрудняюсь даже сообразить как составили подобное мнение. Я говорю что в вузе дают не науку, а учебную программу. Ну это согласитесь есть, не учат студента высшим знаниям, ему дают базовую подготовку на простеньких курсах. Например - "Векторный и тензорный анализ". Это вот именно для развития умения думать, для воображения, а практической полезности от этого курса нет. И преподаватели "учат" то же самое что студенты десятилетиями. Это ведь сказывается. И речь не про "вообще" идет, а про конкретный спор двух конкретных людей о метафизике.
А, вообще, философ, как и писатель, профессия - штучная - их много и не должно быть. Можно, например, научить человека быть литератором, а писателем - нет ! Писатель - это всегда связь Души с Вечным , претворяемая в художественной форме.
А что касается образования, то давайте для ясности в точности указывать, о каком именно образовании идёт речь. Если о настоящем, тогда незачем упоминать в качестве якобы нормы совковую систему образования, которую неграмотные люди по традиции считают лучшей в мире. А если мы разбираем пороки и недостатки совковой системы, до сих пор процветающей в наших вузах, то давайте именно так и определим предмет разговора.
Философы и сейчас есть интересные, Федор Гиренок, например:
"Философ — это, прежде всего, иммигрант, «лимитчик», гастарбайтер. Он всегда не местный. Он приехал откуда-то со стороны, из другого мира. Например, из Малой Азии в Грецию, как Анаксагор, которому в Афинах было ничто не мило, ничто не дорого. Для всех греков солнце — это бог, для Анаксагора — это камень. Понятно, что греки прогнали Анаксагора из Афин, и он умер"
А.Н.Чанышев
ТРАКТАТ О НЕБЫТИИ
Вопросы философии. №10, 1990
Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждет, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами крадется оно за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие.
Ранее метафизика была просто запрещена, причем не только к изучению, а к упоминанию даже. И видно что мой собеседник по инерции так и относится к ней, а на мое понимание это самое интересное что есть в философии. Отсюда и спор, отсюда и моя попытка объяснить ему чем его мнение обусловлено.
Совок закончился, нет его давно, но мы его тащим в будущее своим совковым миропониманием. Я и про себя говорю, ничем в этом плане не отличаюсь от собеседника, но я хоть пробую понять и исправить.
Смысл творчества в метафизике не изменился со времен Аристотеля.
Мой коммент - цитата из творческого наследия В.В.Налимова - математика и философа, профессора МГУ, доктора технических наук.
===
Физика не ставит таких вопросов, потому что она изучает наш мир. он еще называется физическим миром, или вселенной. А законы всегда устанавливаются извне. Например, сигналы светофора регулируют транспортный поток, это как бы закон для автомобилей. Но чтобы понять как этот закон реализован - нужно выйти из дорожной обстановки, понять природу человека, узнать что есть полиция, суды и тюрьмы.
И точно так же чтобы увидеть источник законов природы - нужно выйти из вселенной. Но физика этого делать пока не умеет.
Да и нет ничего новоо в мире Разума, всё уже многократно произносилсь только на других языках. ))