Эпопея продолжается…

Эпопея продолжается…

 

Чингиз Гасанов,

Баку

11.12.13

 

Эпопея продолжается…
 

Итак, столь давно ожидавшаяся прокладка «сербской ветки» газопровода «Южный поток» стартовала: 24 ноября 2013 года Россия и Сербия запустили строительство сербской части этой гигантской трансконтинентальной магистрали.


Символическая сварка первого шва трубы газопровода состоялась в 80 километрах к северу от Белграда в районе населенных пунктов Ковиль и Шайкаш. За церемонией наблюдали в режиме «онлайн» из Белграда из Палаты «Сербия» (правительственное учреждение, где обычно проводятся торжественные приемы и встречи иностранных делегаций) президент страны Томислав Николич, премьер-министр Ивица Дачич, министр энергетики РФ Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер.


Длина сербской части «ЮП» составит примерно 420 километров, пропускная способность – 40,5 миллиарда кубометров газа ежегодно. Труба «вошла» в Сербию в районе города Заечар у границы с Болгарией и по завершении прокладки «выйдет» у населенного пункта Бачки Брег в Венгрию.


С началом реализации в «нулевых» годах двух стратегических проектов в сфере поставок газа на европейские рынки – «Северный поток» и «Южный поток» – Москва понимала, что такая «обходящая Украину» стратегия вызовет в Киеве соответствующие реакции, создаст эффект «раздражённости» у украинских партнёров.


Однако окончательный выбор был сделан Кремлём ещё на стартовом этапе работы по продвижению проекта «ЮП» на европейских политических и экономических площадках.


В начале выдвижения и организационно-юридического оформления идеи этой трансконтинентальной магистрали (подписание в 2006 году российским «Газпромом» и итальянской «ENI» соглашения по проекту) её экономическая целесообразность неоднократно ставилась экспертами под вопрос. Тем не менее, практически на все сомнения к концу 2011 – середине 2012 года были получены исчерпывающие ответы (а именно – достигнуто согласие стран, через которые пройдет прокладка трубы, проведены необходимые работы по расширению газовых мощностей на российской территории, окончательно определена итоговая стоимость реализации и т.д.), что и позволило запустить прокладку «сербской» ветки «Южного потока».


Безусловно, основной целью «ЮП» является создание гарантированного «сырьевого коридора» в Европу для обеспечения стабильных поставок в государства Старого Света самого чистого энергоносителя органического происхождения.


Но, как и в любом проекте подобного масштаба, каждый из участников («игроков») имеет свои собственные, порой даже не совсем совпадающие с базовой стратегией цели.


Что в ситуации с «Южным потоком» принципиально важно для самой Российской Федерации?


В первую очередь, – включить в свою орбиту (и совместный бизнес) элиты Западной и Восточной Европы. Москва продолжает в гораздо большей степени рассчитывать на двухсторонний БИЗНЕС-диалог с крупными странами ЕС, чем на институционализацию общения в целом с Евросоюзом (судьба самой «союзности» которого в последнее время стала вызывать у многих определенный скептицизм).

Как говорится, миром правят не слова, а деньги…


Во-вторых, усилить свои позиции на Балканском полуострове и закрепиться в сбытовых компаниях европейских государств, где не действуют строгие регулирующие правила Европейского союза.


Как представляется, на рынке Балкан «Газпром» пытается сыграть на опережение, то есть создать ситуацию, в которой расширяющийся ЕС уже де-факто столкнется с контролем газовой системы стран – его потенциальных компаньонов – российской монополией и не сможет противодействовать её выходу на конечного покупателя.


С другой стороны, Балканы могут показать Брюсселю эффективность хозяйствования империи Миллера на местах, что в будущем теоретически облегчит ему покупку сбытовых компаний в других регионах Европы. (По поставкам газа балканские республики и раньше полностью зависели от России, поэтому «Южный поток» только усилит эту тенденцию, а не создаст ее.)


Наиболее интересным элементом здесь является, конечно, возможная экспансия российской стороны в местную промышленность благодаря большим объемам газа (на который некоторым компаниям РФ, вероятно, удастся получить скидки). Сербия и Венгрия – наиболее вероятные страны осуществления такой «российской экспансии» в энергоемкие производства.


39546

Однако, как известно, у каждой медали – две стороны…

Если бы данный проект имел обратный географический вектор – не на Запад, а на Восток, пролегая через центральноазиатский регион с выходом на таких экономических гигантов, как Китай и Индия, – то политические цели «ЮП» ненамного бы уступили в своей эффективности экономическим выгодам. В таком случае проект с условным названием «Восточный поток» можно было вместить в русло политико-экономического Евразийского проекта Москвы.

Если же предположить, что географическая направленность магистрали была бы в наибольшем соответствии с её наименованием – ориентация строго на Юг (например, Россия – Азербайджан – Армения – Турция и далее с ответвлениями), то и в этом гипотетическом варианте политическая выгода покрывала бы все неясности по поводу экономической отдачи.

В таком сугубо южном облике «ЮП» стал бы политическим сверхпрорывом России не только в региональном раскладе сил на Южном Кавказе, но и поднял бы её внешнеполитический авторитет в мировом масштабе. Ибо соединить одной газовой нитью такие страны-антиподы как Азербайджан и Армения, Армения и Турция – это «высший пилотаж» во внешней политике, который бы надолго «утёр нос» многим евроатлантистам.

Но мы имеем то, что имеем: «Южный поток» устремлён на восточноевропейские рынки с потенциалом охвата и части западноевропейского сегмента Старого Света. Укрепление позиций Москвы в Восточной Европе, безусловно, дорогого стоит. Вызывает лишь определённые сомнения возможность России закрепиться в этой части континента ресурсом «голубого топлива» (подверженного, как известно, многочисленным конъюнктурным и иным рискам) на долгосрочную перспективу.

Впрочем, и в своём нынешнем географическом варианте «Южный поток» – очевидная победа Кремля не только на постсоветском, но и на европейском пространстве.

«Газовая» эпопея России на пути в Европу продолжается…