Кряшены Татарстана - представители этноконфессиональной группы в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующие православие, обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за защитой.

ИА REGNUM располагает полным текстом обращения председателя общественной организации кряшен Казани Марии Семеновой.
Текст открытого письма дается в оригинале.
"Уважаемый наш Святейший Владыка!
Мы, рабы Божии во Христе, православный тюркоязычный народ - кряшены, просим Вас заступиться за нас, поскольку в последнее время мы видим одни бедствия для православной веры в Татарстане. Были подожжены и сгорели церкви и часовни в Татарстане, в том числе и в кряшенских деревнях. 13 сентября 2013 года в селе Ивановка Лениногорского района Татарстана была сожжена часовня. 1 ноября 2013 года сожгли часовню на роднике в селе Ленино Новошешминского района Татарстана. 14 ноября 2013 года сгорела часовня в селе Соколка Бугульминского района Татарстана. 16 ноября 2013 года пытались поджечь православный храм в Чистополе, а затем сожгли церковь в селе Ленино Новошешминского района Татарстана, где половину населения составляют кряшены. В ночь на 29 ноября 2013 года в кряшенских селах Албай Мамадышского района и Крещеные Казыли Рыбнослободского района Татарстана были подожжены церкви.
Вначале нам говорили, что причина в неисправной проводке, потом говорили, что это дело рук хулиганов, нам все время твердят, что Татарстан - толерантный регион. Но где же толерантность, если жгут церкви?! Сейчас Прокуратура Татарстана признала это терактом. Террористы жгут наши церкви. Слава Богу, поджигателей нашли, но мы не уверены, что это не случится вновь. Мы не уверены в завтрашнем дне.
Уже были случаи, когда к православным священникам приезжали ваххабиты, агитировали принять ислам. Кому жаловаться, они не знают, боятся, что их тут же обвинят в исламофобии. Многие кряшены запуганы и шокированы происходящим, мы не узнаем свой Татарстан, свою малую родину.

Недавно в кряшенской деревне Калейкино Альметьевского района Татарстана хотели построить мечеть, хотя кряшены возмущались этим, говорили, что мечеть им не нужна, ни в какой ислам мы возвращаться не будем. Иногда на бытовом уровне звучат призывы принять обратно ислам, хотя ученые уже доказали, что христианство кряшены исповедовать стали задолго до Ивана Грозного.
Нас пытаются называть "пособниками Москвы", "предателями татарского народа", хотя к татарам мы не имеем никакого отношения, мы - самостоятельный православный тюркоязычный народ, как чуваши или гагаузы, и всегда были и будем верны России. И к исламу мы отношения не имеем, вся наша история связана только с Православием, с нашей Русской Православной Церковью, в лоне которой мы были и хотим в ней оставаться навечно. Халифаты и эмираты нам не нужны, нам нужна сильная Россия. Тот кряшен, что принял ислам, в наших глазах перестает быть кряшеном. Нас хотят сделать частью татарского народа, но мы - отдельный народ, такими были и такими останемся.
И вот сейчас сжигаются наши церкви. Их и так у нас немного, а священников, которые служат на родном для нас церковнокряшенском языке, всего шесть в Татарстане. На 250 тысяч кряшен в Татарстане и 50 тысяч кряшен, живущих в Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области, такого количества духовенства очень мало. Нам бы готовить больше священников из кряшен, усилить православную духовную миссию в среде кряшенского народа на нашем родном языке. За годы атеизма нас пытались лишить веры во Христа, но мы смогли сохранить ее, и хотим сейчас ее укрепить среди нашей молодежи.
Святейший Владыка, отец наш духовный, защитите нас, просим Вас заступиться за православных кряшен в Татарстане. Мы, кряшены, были православными и останемся православными!
Председатель местной общественной организации кряшен г. Казани М.М. Семенова".

"Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир.
На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен - особую этническую группу, связанную с христианством, - заявил недавно председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. - Эти группы вместе с русским населением, по их собственным словам, сталкивались с некоторыми препятствиями в национальном развитии. И одновременно деструктивные силы открыто проповедуют свои радикальные взгляды на улицах Казани. Сегодня очень важно обеспечить максимальную свободу самоорганизации русских, кряшен и любых народов на территории России в принципе".
Это довольно корректное высказывание неожиданно сильно возбудило представителей Общественной палаты Татарстана. 11 декабря официальным информационным агентством "Татар-информ" было обнародовано обращение комиссии Общественной палаты Татарстана по вопросам культуры, межэтнических и межконфессиональных отношений, в котором при помощи весьма сомнительной аргументации "опровергаются" высказывания "уважаемого протоиерея", вызвавшие у анонимных общественников "определенное недоумение", пишет "Русская народная линия".
Лукаво предполагая, что о. Всеволод Чаплин "пользовался непроверенной информацией или был введен в заблуждение заявлениями некоторых безответственных журналистов, старающихся “раскачать” межнациональную и межрелигиозную ситуацию в республике", авторы заявления тут же обвиняют его в том, что он "практически сам встал на их сторону, вместо того, чтобы солидаризироваться со здоровыми общественными силами". При этом заявление, сочиненное в лучших традициях местного агитпропа, не содержит никаких конкретных фамилий и фактов, подтверждающих достаточно серьезные обвинения в адрес высокопоставленного представителя РПЦ в пособничестве таинственным "врагам республики".
Вместо них приводится давно известный набор идеологических "заклинаний" - о некоем особом "межнациональном и межконфессиональном согласии" (которым Татарстан известен "не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами"), о "выдающихся успехах в области государственной национальной политики и государственно-конфессионального взаимодействия", о "царящей в республике атмосфере мира и взаимопонимания", "многовековой дружбе", о "поступательном подъеме" в "жизни православной общины Татарстана" и "возвращении к жизни святынь"...
Комментарии