Нужен ли России новый «культурный призыв»?

Совсем недавно на федеральном уровне были озвучены некие откровения о том, что культурная элита России пришла в негодность. Эта идея пришла в голову нынешнему главному редактору газеты «Культура» Елене Ямпольской. С ней она ознакомила как высшие сферы руководства страной на заседании Оргкомитета по проведению Года культуры в России, прошедшем в Совете Федерации, так и многомиллионную зрительскую теле-аудиторию. Например в ток-шоу «Политика», которое прошло 16 октября в эфире Первого канала, Ямпольская отметила: «Надо менять культурную элиту страны. Я в этом уверена с тех пор, когда посмотрела списки подписантов по делу «Pussy Riot». Я абсолютно уверена, что большинство людей, там присутствующих, будь то престарелые кинозвезды с давней либеральной репутацией или скандальные балетные танцовщики, все они способны сейчас только щекотать нервы публике».

Списки подписантов, пожалуй, стоит обнародовать. Не полностью, конечно, поскольку там 204 фамилии. Но хотя бы частично: Олег Басилашвили, Чулпан Хаматова, Эльдар Рязанов, Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Михаил Жванецкий, Сергей Юрский, Марк Захаров, Андрей Кончаловский, Андрей Макаревич, Павел Чухрай, Андрей Смирнов,  Кирилл Серебренников, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Гарри Бардин, Дмитрий Бертман, Григорий Чхартишвили, Людмила Улицкая и многие другие, без всяких кавычек представляющие элиту российской культуры. Впрочем, будем справедливы. То самое письмо подписывалось отнюдь не «в защиту «Pussy Riot», наоборот, содержало неоднозначность оценки их акции, отвергалась лишь неоправданная жестокость приговора.

Возникает закономерный вопрос: а кто же должен прийти на смену подмочившей свою репутацию элите? Агентство ИНТЕРФАКС приводит еще одну цитату из выступления Ямпольской: «Надо позвать людей из регионов и правильно их сориентировать, а потом сделать из них звезд, новых звезд". Этот процесс, как известно, уже пошел. Света из Иваново стала первой заметной «деятельницей» нового призыва. Пора двигаться дальше…

Можно, конечно, счесть это за частное мнение. С кем не бывает, у нас же свобода слова, в конце концов. Но частные мнения обычно высказываются на кухнях, а не общероссийских мероприятиях. К тому же, кажется, подобные пассажи запросто способны нанести вред «национальной идее», которая так тщательно ищется и разрабатывается в культурных верхах. Как же тогда быть с сохранением традиций, уважениям к прошлому собственной культуры и ее носителям?

В ответ на все это мы тоже предлагаем ознакомиться с «частными мнениями» известных представителей российской культуры, в том числе и провинциальных, которых еще не успели «правильно сориентировать».

 

Сергей Юрский, актер Театра им. Моссовета, режиссер, народный артист РСФСР
Ямпольская – в тревоге, и это совпадает с моим ощущением: я тоже - в тревоге. С театром все не в порядке, с элитой тоже все не в порядке. Сменить элиту и все наладится, может, так и нужно…

Что хочет Елена Ямпольская? Она запоминает тех, кто подписал письмо в защиту Pussy Riot. Я это не очень понимаю. Это похоже на политический донос, а донос – всегда плохо. То, что она этим занялась, показывает ее возможности, ее приближение к вышестоящим, каким-то неведомым мне кругам. Она уже работает указателем, то есть сама является элитой, поскольку руководит одним из центральных печатных органов.

В какой-то мере могу считать, что она – моя ученица, хотя я никогда не преподавал, но ту молодую студентку отметил. Ее работы меня заинтересовали, мы даже сотрудничали. Я ее пригласил на радио. Мы находились в телефонной связи, в переписке. Потом она стала меняться и вошла в элиту.

Так как я – не элита, это точно, поскольку я не занимаю никаких постов, ничем и никем не руковожу, а являюсь чисто индивидуальной творческой фигурой, и больше ничего, Ямпольская, как раз, на моих глазах стала элитной фигурой. Она раздает всем оценки, она пишет статьи, которые я когда-то читал с интересом, потом с меньшим интересом, поскольку стал расходиться с ней во мнении, а потом перестал читать вовсе потому, что для меня стал неприемлем этот командный тон. Как она так поднялась, как вошла в элиту? Ну, значит, так сложилась ее биография, мы не будем заниматься расследованием. Но ее заявление по поводу смены элиты… Видимо, она себя приносит в жертву вместе с какой-то группой людей, и это правильно, даже героично. Я – за смену такой элиты, за смену распорядителей.

А еще – по поводу перевоза элиты из провинции: элита не может быть провинциальной, элита – это центр. То есть, она хочет перевезти в центр новых людей, значит, она даже эти возможности имеет? Кого-то ведь уже перевезли раньше, и они теперь являются элитой, а Ямпольская – человек центральных органов, говорит, что их надо сменить, значит, она вместе с теми, кого уже перевезли, хочет себя принести в жертву. Что тут скажешь: смелый поступок, самоотверженный поступок.

Я – за смену людей, которые сегодня хотят и имеют право определять жизнь других людей в искусстве.

 

Михаил Угаров, драматург, режиссер, худрук Театра.doc 
Элиту не надо менять волевым усилиям, это происходит само собой, причем во все времена. Вряд ли какой-либо конкретный человек может брать на себя смелость это инициировать. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что еще пять-десять лет назад не было многих имен, которые сегодня очень сильно звучат. А какие-то голоса затихли, затухли, и не обязательно в силу возрастных причин. Так что, повторю, это процесс естественный.

Что же касается качества и смысла деятельности хотя бы театральной элиты, которую я очень хорошо знаю, то она борется и будет продолжать бороться с этим режимом. В разной степени, от пассивной до самой активной.

Он вызывает категорическое неприятие, потому что всем понятно, что это режим негодяев и его надо устранить. Каким образом? А вот это, наверное, не нашего ума дело. Мы не владеем этими технологиями, да и не хотим ими владеть. Но эта борьба будет продолжаться, как бы кому-то не хотелось сменить элиту.

Я вас уверяю, даже если она сменится и придут другие, в том числе молодые люди, они продолжат бороться.

Потому что человек, у которого есть чувство, талант, ощущение времени, не может обманываться насчет нынешнего состояния государства. Его не подкупит этот лже-патриотизм, потому что это безвкусные идеи, лишенные внутренней правды. А талантливый человек всегда чувствует, есть ли в сердцевине любой идеи правда или это всего лишь абсолютная конъюнктура.

Что же до людей из провинции, которых предлагается «правильно ориентировать», то я вижу в этом некоторое высокомерие. Я очень много езжу по России и вижу, что в принципе это единое пространство, везде происходит одно и то же. Так что надежды напрасные. К тому же талантливого человека не надо ориентировать, он сможет это сделать без посторонней помощи.

И еще хороший вопрос, а куда девать «старую элиту»? Думается, что речь не о «философском пароходе». Слишком уж это трудоемкая миссия – куда-то кого-то отправлять. Конечно, не об этом речь. А об ограничении на работу, о замалчивании имени, не поддержании проектов, отказе в финансировании. Вот такие могут быть рычаги. Но ничего страшного. Выход всегда найдется из подобной ситуации. И деньги найдутся, пусть порой и небольшие. И, между прочим, есть люди, которые в периоды подобных трудностей готовы работать просто за идею. Но в этом и есть их сила.

 

Алексей Девотченко, актер 
Я бы сначала хотел отметить элементарное бытовое хамство, с которым г-жа Ямпольская, между прочим, главный редактор газеты с названием «Культура»,  обрушивается на таких выдающихся людей России, как Лев Додин, Сергей Юрский, Лия Ахеджакова, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Борис Акунин, Юрий Норштейн, Людмила Улицкая и многих других, называя их «престарелыми звездами с давней либеральной репутацией». Но и хамство г-же Ямпольской можно простить – в конце концов, это гены и проблемы ее воспитания, в том числе, и воспитания КУЛЬТУРНОГО...

Другое интереснее. «Объявим новый культурный призыв» – это уже было. Называлось это предприятие – «Новая пролетарская культура», Пролеткульт, одним словом. В 20-30-е годы минувшего столетия тоже объявили «новый призыв»: расстреляли Гумилева, сгноили в лагере Мандельштама, уничтожили Мейерхольда, довели до самоубийства великого чтеца Яхонтова... С корнем выкорчевали все живое и настоящее. И пришли им на смену (из «регионов», как того желает г-жа Ямпольская) Федин, Леонов, Михалков (который Сергей, царство ему небесное) и другие «поэты и писатели», своим «творчеством» остановившие литературную и художественную мысль страны на 70 лет...

Это к вопросу о новом культурном призыве и смене интеллектуальной элиты России... Как говорится, без комментариев...

А уж на полном серьезе заявлять о создании союза «ПРОроссийских СМИ» – это уж совсем какой-то бред. А есть АНТИроссийские? Или же открыто позиционирующие себя как откровенно русофобские?

Но самым нелепым, абсурдным и глубоко циничным выглядит (на  фоне всех этих безумных инициатив) назначение председателя оргкомитета по подготовке Года Культуры 2014 г-жи Матвиенко В.И., которая запомнится (уж петербуржцам-то точно) безжалостным уничтожением архитектурных и КУЛЬТУРНЫХ памятников в Питере. Тут тоже, думается, комментарии излишни...

 

Василий Тонковидов, композитор (Самара), автор музыки к фильму «Жизнь и судьба»
Я со своими премьерами пропустил этот призыв, теперь прочел и не понимаю – а что  тут комментировать? То, что госпожа Ямпольская решила, что может определять качество культурной элиты степенью лояльности к существующему режиму? Думаю, она просто ошиблась временем лет этак на 75 и даже этого не заметила... Интересно, а «правильная» провинциальная элита должна быть воспитана на местах или уже в столице обретет верное направление? Другими словами, где, по мнению г-жи Ямпольской, делают качественную лоботомию: в пределах МКАДа или за оным? Самое потрясающее, что подобные разговоры, уверен, еще несколько лет назад были бы просто невозможны из-за их абсолютного нездоровья, но теперь они приобрели размах и значимость, достойную пера Замятина.

 

Григорий Аредаков, художественный руководитель Саратовского академического драматического театра имени И.А. Слонова
Я не понимаю, что значит «менять», каким образом менять? Одних отправлять в деревню, а других привозить в столицу? Все это глупости. Существует естественный процесс смены культурной элиты. А чтобы кого-то убирать и назначать – это все бредятина и странное бурчание. Я этого не понимаю. Неужели у газеты «Культура» тираж падает? Я не знаю, зачем нужны все эти вещи. На культуру надо обращать внимание и выплачивать деньги, которые ей необходимы, и заниматься ей – вот и все, а не выступать про какие-то замены. Должна быть естественная замена: старые умирают – молодежь подрастает. Да и какое дело «Pussy Riot», о чем вы говорите? У нас сейчас другие проблемы и вопросы. (по материалам ИА «Взгляд-инфо», Саратов)

 

Евгений Писарев, режиссер, худрук Театра имени Пушкина 
Мне кажется, что все эти идеи про «смену элит» – это бредовые разговоры, мракобесие. Невозможно «переназначить» элиту, создать «новую интеллигенцию». И потом девушки из «Pussy Riot» наказаны, никто не прислушивается ни к какой «элите». С чего сегодня вдруг  начала проявляться такая агрессия и злоба? И чем опасны Лев Додин, Сергей Юрский или Чулпан Хаматова? Я этого, честно говоря, не понимаю…

 

Ирина Алпатова, Лариса Каневская, Ксения Аитова