Бог. Сущность и жизнь Бога

На модерации Отложенный

Бог — это бесконечно таинственная Личность Небесного Отца. Он необъяснимым образом обладает неограниченными возможностями и желает этими возможностями наделить человека. Можно сказать, что смысл существования Бога в том, чтобы вокруг Него появилось бесконечное число таких же как и Он необыкновенных существ с божественными возможностями. Для этой задачи Бог сотворил наш мiр и «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» (св. Ириней Лионский).

Сущность Бога

Бог, как всякое живое и разумное существо, имеет свою особенную сущность и свою особенную личностную жизнь. Сущность и жизнь Бога настолько необыкновенны, что едва ли поддаются описанию. Можно сказать, что сущностью Бога является сама реальность. Причем, не сотворенная, а та предвечная реальность, что была всегда, еще до бытия нашего мiра. Поэтому Господь открывает Свое имя как «Сущий» (т.е. «реально существующий»): «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

Таким образом, Бог — это не что-то абстрактное. Выражаясь научным языком, Бог — это реально существующий «объект», обладающий конкретными свойствами и в определенной мере поддающийся исследованию (богопознанию). Бог, как реально существующее существо, обладает совершенно конкретной природой, неким подобием «тела», по которому и определяется реальность существования Бога. Однако, т.к. Бог существо духовно-таинственное, то сущностью Бога является бесконечная, непредставляемая и неописуемая духовно-таинственная реальность. И тем ни менее, эта реальность, не имеющая, ни очертаний, ни определений, ни имени, является «телом»-сущностью Бога, тем что есть Бог. По мысли св. Григория Богослова, «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».

Аналогия

Бог создал человека по аналогии с Самим Собой. Человеческая природа (в преображенном состоянии) сочетает в себе все мироздание, всю тварную реальность. Поэтому мы можем точно определить, что человеческой природой является совокупность всего тварного бытия.

По этой аналогии мы можем примерно определить, что сущностью Бога является непознаваемое и всеблагое сверхбытие Бога.

Жизнь Бога

Не бывает живой сущности без соответствующего именно этой природе особого образа существования. Поэтому, вторым аспектом бытия всякого живого существа является жизнь. Какова сущность, такова и жизнь. Сущность рыбы отличается от сущности птицы, потому что у них разные образы жизни. У рыбы — водный образ жизни, поэтому ее сущность наделена жабрами и плавниками. У птицы — воздушный образ жизни, поэтому пернатые существа наделены крыльями и особой системой двойного дыхания.

Чем же является жизнь Бога? Не смотря на то, что сущность Бога непознаваема, о Его жизни мы имеем четкие сведения. Священное Писание ясно говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16) и «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). Таким образом, выражаясь языком естествознания, Бог — это духовное существо, имеющее непознаваемую сущность и живущее любовью.

Любовь — это чрезвычайно интересный аспект Божественного сверхбытия. С научной точки зрения это значит, что сущность Бога (как «предмет» исследования) соответствует конкретному образу жизни, определяемого как «любовь». Особенность данного образа жизни объясняет, почему сверхбытие единого Бога протекает в состоянии Святой Троицы. И если в силу бесконечной запредельности мы не можем познать сущность Бога, то любовь неизбежно накладывает отпечаток и на эту самую сокровенную тайну Бога, так что даже и для нас, столь бесконечно далеких, приоткрывается нечто чрезвычайно важное о том, что в принципе познать невозможно. Но, чтобы приоткрыть эту Тайну, нам следует сосредоточить внимание на Боге Отце. Ведь именно Он является безначальным источником сущности и жизни Святой Троицы.