События на Украине развиваются по самому неблагоприятному для державы сценарию. И власть, и оппозиция, по всей вероятности, с трудом представляют, что нужно делать.
Несостоявшаяся экспансия Майдана
Первой на эскалацию конфликта пошла оппозиция, когда осознала, что власть, в принципе, согласна терпеть присутствие своих оппонентов до первых подснежников. Кроме того, все понимают, что ничто так не остужает горячие головы, как бездействие.
Поэтому сначала оппозиционные лидеры призвали своих сторонников блокировать так называемый правительственный квартал, который представляет собой ряд расположенных близко друг к другу правительственных зданий: Кабинет министров, Верховная Рада и прочие. Этот призыв не был спонтанным.
Сразу же от митингующих отделились хорошо организованные колоны молодых людей, большинство из которых было в касках, масках и защитной экипировке. Им удалось достаточно легко перекрыть ряд улиц, примыкающих к майдану.
Это породило серьезные проблемы для жителей близлежащих домов, поскольку оппозиционеры начали выставлять блок-посты, якобы «для противодействия провокаторам», которые начали на свое усмотрение пропускать или не пропускать местных жителей, задерживать машины «скорой помощи» и так далее.
Легкость проведения территориального расширения майдана среди руководителей оппозиции породила эйфорию и чувство безнаказанности.
Юрий Луценко, например, заявил, что теперь каждый день оппозиция будет захватывать по одному новому административному зданию.
А представители радикально-националистической организации «Свобода» совершили самый крупный с 1943 года акт вандализма в украинской столице, закинув петлю на шею последнему памятнику Ленину в городе Киеве и разбив его кувалдами.
Все это вместе с провозглашением здания киевской мэрии так называемой комендатурой, стало четко обозначивать очевидные параллели с сентябрем 1941-го, когда вошедшие в Киев немецко-фашистские войска также крушили памятники Ленину и открывали комендатуры.
Первый штурм комом
Подобное поведение оппозиции вызвало ответную реакцию власти. Сначала бойцы внутренних войск и милицейских спецподразделений «Беркут» начали мягко оттеснять боевиков оппозиции обратно на майдан. Тот факт, что это удалось сделать достаточно быстро и без жертв, породил у власти надежду, что и сам майдан удастся «зачистить» без проблем.
Но проколы ждали власть сразу же. Информация о предстоящем штурме логова оппозиции появилась в СМИ часа за полтора до начала самого мероприятия. Это позволило майдановцам провести общую мобилизацию сторонников и вызвать на площадь ночевавших дома в тепле нардепов. В результате, когда штурмующие подошли вплотную к баррикадам, их уже ждал заслон из нардепов и оппозиционных «афганцев».
Как результат, еще целый час препирательств, зачитываний решений суда, в результате момент внезапности , а это половина успеха при любом штурме, был упущен. Внутренним войскам и милиции не вполне удалось выполнить возложенные на них функции: лишь часть баррикад было разобрано. Когда «Беркут» отступил с занимаемых позиций, оппозиция начала их восстановление.
Еще более интересной оказалась ситуация возле киевской мэрии, где забаррикадировалось более 200 человек, представителей радикальных националистических и нацистских группировок.
На штурм было брошено около 150 правоохратилей, которых встретили водой из брандспойтов. В результате после нескольких часов неудачного штурма «Беркут» покинул свою диспозицию.
Хочется отметить сразу, что правоохранители не применяли никаких спецсредств: ни слезоточивого газа, ни водометов, ни светошумовых гранат, применяя тактику простого выдавливания оппозиционеров. Однако при равной численности (а позже при численном перевесе) и хорошей организации оппозиции, эта тактика не принесла должного эффекта.
Отражения штурма в ночь со вторника на среду оппозиция засчитала себе в актив, и уже в среду днем организаторы майдана заявили, что ни на какие компромисы с властью они не пойдут, таким образом закрыв вопрос о возможном спокойном разрешении сложившейся ситуации.
Две Украины?
Ситуация в стране тоже не особо оптимистична. С одной стороны, облсоветы Тернополя и Ивано-Франковска отозвали полномочия у местных областных государственных администраций, работа целого ряда государственных структур просто заблокирована местными мини-майданам.
Из уст политиков оппозиционной окраски постоянно звучат все более провокационные призывы. С другой стороны, в Луганске уже прошел «Форум депутатов всех уровней и общественности», куда прибыли представители Луганской, Донецкой и Харьковской областей.
Его участники провозгласили лозунг «Революции — нет, президенту — да». В результате чего это мероприятие уже получило наименование «Северодонецк-3».
И хотя луганский форум не ставил перед собой никаких радикальных внутриполитических целей, очевидно, что многие регионы Украины не согласятся с тем произволом, который пытается творить оппозиция в столице.
Понятно, что рано или поздно будут проведены ответные действия. И возможно, будет актуализирована идея федерации, горячо обсуждаемая еще во время «оранжевого» майдана 2004 года.
А пока Украина продолжает оставаться в подвешенном состоянии, балансируя между миром и гражданским противостоянием, которое имеет все предпосылки перерасти в полноценную гражданскую войну.
Остается надеяться, что власть в нашей стране действительно понимает, что происходит и чего она, в конце концов, хочет.
Алексей ИВАНОВ
Комментарии
Комментарий удален модератором
Знавал я таких горлопанов, дристали не спуская штанов! :)