Духовные закономерности истории. Этапы развития России до Второго Пришествия

На модерации Отложенный

«До времени, по непостижимому замыслу Божьему, пророчество действует вне видимого тела Церкви. Но наступают времена, когда в мире действующий пророческий дух будет признан духом церковным и из глубины Церкви исходящим» (Н.А. Бердяев «Философия свободного духа»).

Воля Бога — это особое духовное пространство, самая естественная для человека среда обитания, в которой раскрывается потенциал сверхчеловеческих возможностей. Уверенность в собственных действиях и кристально четкое представление «что делать и куда идти» складывается из ясного понимания нашего места в духовно-историческом пространстве.

Чтобы патриотическое движение перевести из состояния раздробленных теоритических поисков в стадию национального подъема и исторического сотворчества с Богом, нужно иметь представление о земных планах Творца, о Его воле. Возрождение православной цивилизации возможно только через объединение народа вокруг Христа Спасителя.

«Мы рассматриваем историю как духовное явление, потому что, как известно, Дух творит её формы. Все приливы и отливы истории России, все её взлёты и падения, они все связаны с теми изменениями, в лучшую и худшую сторону, которые происходят в Церкви, а точнее говоря, в народе Божием, в церковном народе» (А.И. Нотин).

Действительно, Церковь в историческом пространстве — не «игрок на сцене», а сама «сцена и режиссер». Православие формировалось подобно зданию, этаж за этажом, складываясь из ряда системообразующих элементов: общинности, литургии, иконописи и т.п. Каждый элемент выполняет важную функциональную роль в духовном организме Церкви. Каждый элемент, в разной степени развития, но с самого начала присутствовал в Церкви. Однако, своей зрелой формы эти элементы достигали в определенной последовательности, так что, пройдя путь примерно в 1000 лет, Православная Церковь оказалась полностью сформированной. Последовательность следующая: Иисус Христос  Благодать Апостольство  Общинность  Символика  Иконопись  Зодчество  Богословие  Церковь.

Данная последовательность является фундаментальным «каньоном времени» или древом истории, относительно которого выстраиваются все земные события. В такой структурно-иерархической форме воля Бога проявляется в масштабе истории человечества.


Последовательность становления Вселенской Церкви наглядно определяет закономерность исторического пути России, ведущей к возрождению Святой Руси. Этот процесс развивается примерно с начала сороковых годов двадцатого столетия. Только теперь он движется в обратном порядке, т.к. речь идет о возрождении: Церковь (1)  Богословие (2)  Зодчество (3)  Иконопись (4)  Символика (5) Общинность (6)  Апостольство (7)  Благодать (8)  Иисус Христос (9).

Рассмотрим подробнее.

Церковь (1)

Бог живет в тварном мире в форме Церкви — Христова Тела. К концу 30-ых годов Церковь в СССР оказалась на грани полного и окончательного уничтожения. На территории советской империи осталось всего около сотни действующих храмов, около пятисот священников и четыре епископа. Были закрыты все монастыри, все семинарии и все православные издания. Это было «дно», после которого возрождение Церкви начинается с элементарного права на ее существование. И уже с восстановлением патриаршества в 1943 г., Россия методично движется к своей исторической цели — созиданию Святой Руси.

Богословие (2)

Богословие — это духовно-ментальная форма жизни Бога. После восстановления общей структуры Церкви (церковной иерархии, монашества и приходских общин), следует возрождение интеллектуальной составляющей Церкви — духовных учебно-научных заведений. Этот этап начинается с восстановления в 1944 году Московской Духовной Академии (сначала в форме Богословского Института). И далее по всей стране начинает восстанавливаться богословская система образования. За полтора десятилетия (до начала хрущевских гонений) было реанимировано восемь семинарий: Ленинградская, Московская, Киевская, Белорусская, Одесская, Волынская, Саратовская и Ставропольская.

Зодчество (3)

Человек призван быть «храмом Бога Живого» (1Кор. 3:16), поэтому, православный храм — это символическая модель, отображающая аспекты божественной жизни человека. Во время Великой Отечественной Войны более десяти тысяч храмов вновь стали действующими. При хрущевских гонениях Церковь потеряла около 7 тыс. храмов. Тем ни менее, со второй половины шестидесятых годов, не смотря на сопротивление со стороны атеистической власти, Русская Православная Церковь начинает методично восстанавливать брошенные храмы и возводить новые. И совсем уже беспрецедентный строительный бум открывается с середины 80-ых, после падения коммунистического режима.

Иконопись (4)

Икона — это «богословие в красках». Она отражает принцип взаимодействия Бога с Творением, мира «горнего», с «дольним». Через икону, посредством духовных энергий, в наш мир проецируется жизнь живущих в Небесном Царстве. В канонической иконографии зашифрованы важнейшие смыслы, открывающие человеку доступ к энергиям божественных озарений.

К XX веку традиции канонической иконописи и церковной монументальной живописи фактически полностью были утрачены.

Атеистическая эпоха ситуацию еще более усугубила. Иконостасы и стены храмов были заполнены самыми невероятными изображениями, так что изнутри церкви больше напоминали академические театры или сельские клубы.

Примерно с начала 70-ых, в русской творческой среде просыпается интерес к древнему церковному искусству. Появляются первые бригады художников-реставраторов, расписывающих храмы в византийском и древнерусском стиле. Не смотря на сопротивление со стороны церковной администрации, требующей создавать реалистичные образы («чтоб как живой был»), язык христианской символики стал планомерно возвращаться в Церковь.

С началом Перестройки в России происходит невероятный расцвет православного канонического искусства. Однако, базовые смыслы иконографической и литургической символики до сих пор (2013 г.) остаются под спудом забвения.

Символика (5)

Язык христианской символики объясняет, как, путем духовно-интеллектуального познания, природа человека взаимодействует с энергией Бога. Понимание священных символов позволяет осмысленно и системно строить свой внутренний мир, преображать себя волей и силой Бога в «храм Бога Живого».

«…не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:9-13).

Система евхаристической символики разрабатывалась в течении первых столетий путем изучения взаимодействия человеческой природы с энергией Бога. Достигнув целостного представления, святые отцы создали каноны церковной архитектуры, богослужения, иконописи и т.п. Таким образом, все многообразие, как мира православной веры, так и всей русской цивилизации, изначально строилось на системе концептуальных смыслов, символически отраженных в предметах евхаристического таинства.

Язык евхаристической символики — это основание, как земной Церкви, так и человеческой души. В данной духовно-семантической системе зашифрованы предельно глубокие смыслы и первоначальные идеи, на которых возведено мироздание. Символика — это мембрана, пролегающая между миром невидимым и видимым. Богослужебная атрибутика, литургические чины, иконография, структура молитв и порядок церковной жизни — все это построено на единой простой системе, ключом к раскрытию которой является звездица. Она показывает принцип и структуру взаимодействия энергии Бога, мироздания и человека, объясняет устройство ангелов и ангельских иерархий, раскрывает суть каждого явления, о чем преп. Максим Исповедник говорил: «Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникает еще глубже и будет посвящен в тайну Воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала».Через раскрытие этой тайны будет восстановлена русская православная держава. Выход из глобального цивилизационного кризиса невозможен без понимания изначальных целей и смыслов сотворения мира.

Общинность (6)

Встраивание души в духовно-историческое пространство воли Бога собирает человека в сильную личность, насыщает душу жизненной энергией, творческим потенциалом и дает сверхчеловеческую возможность все прощать, обнимать весь мир любовью, во всем видеть источник радости.

Под воздействием единой энергии Бога, проходящей через сердца множества людей, возникает единомыслие, состояние особой любви с потребностью к сплочению в социальный монолит. В такой системе каждый мужчина становится монархом — центром аккумулирования социальных энергий. Все это происходит в силу естественных причин, действием Святого Духа, посредством правильного (православного) осмысления своего места в системе мироздания.

На этом аспекте будет основан грядущий процесс естественной социализации — основа для возрождения русской державы. Когда в людях начнет действовать апостольская любовь, когда снизу пойдет процесс объединения народа, когда церковные общины станут центрами сосредоточения социальных, культурных, хозяйственных и экономических энергий (как это было в апостольское время), когда на всем постсоветском пространстве возникнет социальная структура нового типа, тогда появится реальная политическая сила для преобразований на государственном уровне.

Апостольство (7)

«И даст Господь… восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во Имя Сына Божия снова и снова свободно избирать людям Царство Божие — Царство Небесное — целью жизни на земле. И будет соответствовать этот период святой тайне Рукоположения. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами» (о. Иоанн Крестьянкин).

Происходит окончательных крах атеизма и либеральных ценностей. Политическая, экономическая и культурная жизнь в стране выстраиваются на христианских принципах. С восстановлением русского православного царства Россия становится духовным ориентиром для всего мира. Время всемирной миссии новых апостолов.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24:14).

Благодать (8)

Время славы Святой Руси, краткий расцвет православия по всей земле. Реализация особой формы государственного устройства (царства-церкви), основанной преимущественно на энергии благодати.

Иисус Христос (9)

Завершение христианского и антихристианского пути развития человечества. Воцарение антихриста, Второе Пришествие Спасителя, конец земной истории.