Большинство археологов и нумизматов скептически относятся к существованию городов в Волжской Булгарии ранее времён Ибн-Фадлана, то есть 20-х годов X века. Разумеется, здесь под городами подразумеваются не только административные, но и крупные торговые и ремесленные центры.
О начальном периоде развития Болгара имеются многочисленные сведения различного характера: письменные источники, археологические, нумизматические и устные народные предания. В первую очередь обратимся к письменным источникам. Наиболее раннее упоминание о нём имеется у Ал-Балхи (920-921 гг.). Булгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой – Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник считал, что число жителей обоих городов достигает 10 тысяч. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же люди расходятся по войлочным юртам.
Одновременно с Ал-Балхи сведения о булгарских городах даёт Ал-Джайхани. «У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой Булгар; между двумя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против врагов». Учёные считают, что Ал-Джайхани составил своё сочинение до 922 года и независимо от Ал-Балхи.
Через десять лет, в 930-933 годах, о городе пишет Ал-Истахри.
В дальнейшем город часто упоминается в восточных и русских летописях. Однако о булгарских поселениях мы имеем и более ранние известия.
Так, Ибн-Русте, писавший своё сочинение не позднее 903-912 гг., говорит, что «большая часть их (булгар) исповедуют ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». Это известие, прежде всего, касается Болгара. Хотя собственно о городе говорится только у Ал-Балхи, можно с уверенностью утверждать, что десятилетием раньше, т.е. до 913 года, в Болгаре жили мусульмане и там имелись соборная мечеть и медресе.
Образование булгарских городов как административных центров определённой территории нужно увязывать с деятельностью Алмуш-хана (мусульманское имя - Джаффар бин Абдаллах). По археологическим материалам видно, что территория Болгара издревле была заселена людьми. Это подтверждается наличием здесь поселений эпохи неолита, бронзы и раннего железа. Они занимали удобную в географическом отношении береговую полосу Волги (коренную и луговую террасы). В пределах границ золотоордынского Болгара XIV века - от устья Малого Иерусалимского оврага до Ага-Базара - выявлено более 30 разновременных археологических памятников. Появление укреплённого поселения на территории современного Болгара связано с именьковской культурой (IV—VII вв. н.э.). Оно занимало мысовую часть «Коптелова бугра». Площадь его была небольшой. В дальнейшем посёлок был занят булгарами и служил цитаделью города. В то же время у булгар появляются как сезонные, так и постоянные поселения. По мнению академика В.Л.Янина, «на всём протяжении восточной торговли с конца VIII до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар». Об этом же говорит член-корреспондент АНТ Ф.Ш. Хузин: «ранние торговые пункты возникали и ... на Средней Волге. Один из крупнейших пунктов располагался в районе Булгара».
Археологически изученные постоянные поселения относятся к концу IX - началу X вв. Создание укреплённого поселения на высоком берегу Волги у слияния её с Камой было обусловлено рядом объективных предпосылок. В первую очередь, это удобное расположение, которое позволяло контролировать значительную территорию. Возникновение торжища - Ага-Базара послужило еще одним толчком к созданию здесь поселений. Наиболее удобным местом могли служить устье Малого Иерусалимского оврага из-за его близости к Волге, а также центральное плато городища, где впоследствии были сооружены самые ранние укрепления X в., и затем оформился центр города.
Такое поселение было найдено на раскопе П.Н.Старостина на правом берегу Малого Иерусалимского оврага. Основная его часть была разрушена при добыче песка. В нижнем горизонте останца культурного слоя зафиксирована часть основания жилища с очагами и столбовыми ямами.
Очаги имели чашевидную форму и были построены из известняковых камней, скреплённых глиняным раствором. В заполнении очагов и на дне жилища встречены фрагменты лепных горшковидных сосудов, украшенных рифлением по тулову. Аналогичная посуда обнаружена и на Билярском городище.
Второе поселение домонгольского периода на северо-восточной окраине Болгара зафиксировано на левом берегу Малого Иерусалимского оврага. Оно было открыто в 1996 г. и исследовалось позднее. Выявлены остатки шести жилищ, хозяйственных ям-кладовок. В некоторых жилищах были устроены каменные и глинобитные очаги.
О раннем появлении булгар в этих местах могут свидетельствовать остатки юрты, открытой в районе гончарной слободы близ Голландского озера. Верхний слой поселения дал посуду, обычную для гончарных мастерских. Ниже шла посуда архаичного облика, коричневая с серой прослойкой, жёлтая, серая с примесью ракушечника. Там же много лепной посуды. Ранние поселения были выявлены и по улице Братьев Назаровых во время прокладки газопровода в 2002 году, однако они археологически не зафиксированы. Таким образом, можно утверждать, что наиболее ранние булгарские поселения на территории современного Болгара возникли на рубеже IX - X столетий.
Нумизматические материалы показывают, что с приходом булгар на Среднюю Волгу они попадают в хазарский круг обращения монет. В этот период в Среднее Поволжье поступает значительное количество восточных монет. Считается, что до появления собственной чеканки булгары чеканили подражания саманидским дирхемам. Эти монеты-подражания обнаружены в многочисленных кладах. Начало булгарской чеканки нумизматы связывают с эмиром Волжской Булгарии Алмуш-ханом. Отдельные нумизматы выделяют ещё монету отца Алмуш хана – Абдаллаха бин Текина.
Эти и другие материалы свидетельствуют, что в середине первого десятилетия X века булгарский монетный двор, в том числе за счёт включения в денежное обращение подражаний, переходит на качественно новый уровень чеканки монет. Имя Болгара упоминается и на эпиграфических памятниках золотоордынского времени. На 19 из них (14 – с Болгарского городища) выявлена нисба «Болгари». Татарские исторические предания основание города Болгара относят ко времени пророка Ноя. По легендам, у Яфета, одного из сыновей Ноя, было три сына - Гази, Турк и Алп. Алп покинул родные земли и обосновался на берегу большой реки, где проживали люди, говорящие с ним на одном языке. Там он встретил девушку по душе и женился на ней. Вскоре у супругов родились мальчики-двойняшки. Однажды, когда испортилась погода, один из братьев начал громко плакать. Отец подумал, что ребёнок плачет потому, что у него нет имени. Посоветовавшись с женой, решили назвать дитя Болгаром: когда тот плакал, махал руками (глагол «болгар» с татарского переводится как «махать»). А второго ребёнка назвали Буртасом. Дети выросли и в разных местах основали два города. Болгар основал город на берегу большой реки. Город разросся и стал широко известным, в нём стали править великие ханы. Эта легенда, в какой-то мере объясняющая и происхождение названия города, дошла до наших дней благодаря Абу Хамиду ал-Гарнати. Испанский араб побывал в Болгаре дважды, в 1135 и 1154 годах. Легенду он прочитал в сочинении верховного судьи города Якуба ибн Ногмана. В ней мы видим стремление булгар связывать своё происхождение с первыми пророками. Такая традиция удревнения своей истории наблюдается и у других тюркских народов. Есть предания, связывающие основание Болгара с Александром Македонским. Александр в татарских легендах — Искандер Зулкарнайн (двурогий).
Вышеприведённые данные позволяют видеть в Болгаре крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр Среднего Поволжья. Он играл значительную роль в округе начиная с VII века. Дальнейшее развитие этот район получает с приходом булгар, особенно на рубеже IX-X веков.
...С 1991 года, как известно, бывший Куйбышев (до 1935 года - Спасск) носит новое название - Болгар. Тем самым восстановлена историческая связь между средневековым и современным городом. Может быть, настала пора считать его возраст не со времени появления известного указа Екатерины Второй, а с четвёртого века?
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В подтверждение этой версии говорит тот факт что до монгольского нашествия волжские татары были волжскими булгарами.
То есть название очевидно диктовалось монголами, для который русские были такими же татарами как и все другие. Просто у волжских булгар название татары сохранилось, а у других народов - нет.
Но в русской-народной молве страшилки устоялись и ввиду отсутствия новой сопоставимой напасти не менялись долгое время.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я раньше думал, что вся Россия - родина слонов, но теперь понимаю из какой именно части они произошли. Скоро дойдем до того, что археологи раскопают глобус Татарстана.
Одного не понял: при чем здесь естественные науки (входят в название блога)?
Публикуйтесь где считаете нужным и уместным.
Но я-то его встретил в разделе "Естественные науки против глупости и невежества". Пожалуйста, не поленитесь, и сообщите модератору вашей секции (исторической) о происшедшей накладке. Из чего вовсе не следует, что следует убирать материал отсюда - попал, так попал. Сам материал достаточно интересный, но для естественных наук - явный офф-топик (т.е. выглядит "притянутым за уши").
Комментарий удален модератором
1 - бывшая и нынешняя Самара
2 - бывший Спасск, центр Спасского уезда Казанской губернии. В 1935 г Спасск переименован в Куйбышев (его называли Куйбышев татарский или Куйбышев районный) В 1991 г, после референдума, город был переименован в Болгар, а район - в Спасский.