СЛУШАТЬ ЭФИР ОБСУЖДЕНИЕ
Итальянский суд на днях отобрал у супругов из города Риченго (регион Ломбардия) полуторагодовалого мальчика, появившегося на свет от суррогатной матери с Украины, уличив их в фальсификации документов и «поддельном» отцовстве, сообщает «Российская Газета». Суррогатное материнство на территории Италии запрещено законом – дает о себе знать сильное влияние католической церкви.
Парламент Франции, назвал коммерческое суррогатное материнство «формой работорговли». В странах с развитой демократией оно, как правило, запрещено. Разрешено же, как ни странно, именно в православных странах: России, Украине, Грузии, Молдавии, Греции, а также большинстве штатов США.
Новости «звездного» мира, касающиеся рождения российских малышей от суррогатных матерей, вновь вызвали интерес в обществе и интернете. У парламентариев разброс мнений - от «имею право» до «запретить».
Позиция Церкви в вопросе крещения младенцев, рожденных суррогатной матерью, является «весьма неоднозначной». Впрочем, настоятель Архангельского собора г. Валуйки Игумен Агафангел четко определяет сурматеринство как «нечистоплотную финансовую махинацию».
Музыкант Александр Кутиков считает, что «суррогатное материнство – вполне нормально, разумно и даже гуманно, потому что помогает людям». Если человеку жизненно важно иметь детей, он имеет на это право, поддерживает его журналист Юрий Рост, добавляя, что «влезать в чужую интимную жизнь неприлично».
Кстати, Иван Охлобыстин в ходе недавних «Духовных бесед» в Казани заявил, что бездетные граждане могли бы «усыновить бездомных детей», при том, что сам стал крестным ребенка своих знакомых, прибегнувших к ЭКО.
Помимо духовной и этической суррогатное материнство затрагивает и правовую сторону жизни. Как быть с юридическими правами гражданина, рожденного в пробирке и имеющего двух матерей?
Виталий Валентинович Милонов - парламентарий Законодательного Собрания С.-Петербурга, председатель комитета по законодательству:
Сурматеринство - фабрика по производству живых игрушек для богачей
Ребенок считается человеком с момента зачатия, а не с момента первого вздоха. Он не может быть вещью, которую покупают, передают возмездно, безвозмездно, вообще на основании договора. Поэтому, конечно, если быть перфекционистом, то участники договора о суррогатном материнстве подлежит наказанию. Если это добровольная акция, когда ребенка вынашивает бабушка и у него две мамы – генетическая и утробная (она же бабушка), - это может быть аморально, но не противозаконно.
Я думаю, что у нас как таковой общественной дискуссии по этому поводу суррогатного материнства не проводилось. И, кроме того, в 2011г., в период самый сложный для России, каким-то негласным образом эта норма о суррогатном материнстве пробралась в российский закон об охране здоровья граждан. По мнению многих экспертов, именно под воздействием определенных международных институтов был открыт путь к фабрике-кухне по производству детей для богатых.
Говорят: что плохого, если бездетная пара получит ребенка, а сурмама сможет лечить своего родного ребенка? Как правило, деньги на лечение ребенка – это благовидный предлог для того, чтобы решение мамы никто не осуждал. Во-вторых, если ее первый ребенок больной, то где гарантия, что она сможет стать нормальной суррогатной матерью? С другой стороны, да, нужны деньги на благородные цели, но какой ценой она хочет помочь своему ребенку? Ценой продажи другого ребенка? На самом деле, не всякая цель оправдывает средства. Если бы она была активным пользователем Интернета, то, скажем, могла бы организовать компанию, «подайте деньги на лечение моего ребенка, я не хочу становиться суррогатной матерью». Ей бы столько помогли, что хватило бы денег на операцию для своего родного малыша.
Сегодня сурматеринство – тренд богатых и влиятельных людей. Конечно, те, кто хотят покупать болонок, Бентли, детей, будут всяческим образом лоббировать эту тему. Вопрос в морально-этической оценке, в допустимости вообще суррогатного материнства. Я думаю, этот вопрос не должен обсуждаться как законопроект узким кругом людей, а как отдельный закон должен подлежать широкой общественной дискуссии. Готовы ли мы предоставить новые «рабочие места» для наших девушек? Если готовы, то пусть большинство (к сожалению) проголосует «за», если мы все-таки считаем, что женщина – это сакральный сосуд, а не производственная площадка, тогда, извините, мы не готовы.
Жанна Яновна Иванова - член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:
Коммерческое сурматеринство должно регламентироваться законом
Не каждая женщина согласится стать сурмамой, если не будут оговорены некоторые условия.
А они, скорее всего, будут коммерческие. Ну и что, если все остальное в соответствии с законом. Закон «Об основах охраны здоровья», Семейный кодекс уже предусматривают, как оформить ребенка, рожденного суррогатной мамой, есть специальные указы об актах гражданского состояния, ничего страшного в коммерческой основе процедуры нет.
Понятийный аппарат сурматеринства находит отражение в законодетельстве с 2011 года, есть определенное внесение изменений 2012 года. Это настолько на сегодня новое явление в правовом поле, что оно требует определенных доработок. Сама жизнь потом выявляет некоторые коллизии в правовом поле. Но в этих случаях, как говорят, не знаешь, как поступить – поступи по закону.
Я абсолютно не против того, чтобы в России было коммерческое суррогатное материнство. Ничего плохого в этом не вижу, лишь бы только была определена ответственность за здоровье и жизнь этого ребенка, и чтобы в дальнейшем он бы стал достойным гражданином своей страны.
Константин Николаевич Свитнев - генеральный директор компании "Росюрконсалтинг", директор Центра репродуктивного права и этики:
Ни одна из сторон-участниц программы репродукции человека не защищена законом
Теряюсь в догадках, почему главным злом у нас в стране назначено суррогатное материнство. Эта сугубо медицинская технология благополучно существует в нашей стране 17 лет, с 1995 года, и это крайнее средство в преодолении бесплодия после десятка безуспешных попыток ЭКО и переноса эмбрионов. Воспользоваться программой суррогатного материнства в нашей стране можно только по установленным медицинским показаниям. С «социальными показаниями», когда женщина, допустим, не желает беременностью портить фигуру, за те 15 лет, которые я непосредственно занимаюсь этим вопросом, я не сталкивался, не встречал таких людей.
Понятно, что весьма сложно будет найти женщину, которая посвятила бы год своей жизни вынашиванию чужого ребенка и не попросила бы за это ни копейки. Запретить коммерческое суррогатное материнство, я полагаю, что это очень лукавая постановка вопроса, которая полностью лишит надежды на то, чтобы стать родителями сотни, может быть, тысячи, десятки тысяч наших соотечественников.
Суррогатное материнство, с моей точки зрения, абсолютное благо, поскольку в данном случае не наносится никому никакого вреда. Все стороны, которые принимают участие в программе суррогатного материнства – родители генетические, сама суррогатная мама и, самое главное, ребенок, который в результате появляется на свет, получают уникальный шанс изменить свою жизнь к лучшему.
О чем мы должны были побеспокоиться? Чтобы сурмамы получали достойную компенсацию, установленную договором.
Когда сурмама отказывается отдавать выношенного ребенка генетическим родителям – это главная проблема, которая препятствует развитию суррогатного материнства в нашей стране. Судьбу ребенка, чужого ребенка, и судьбу родителей этого ребенка решает абсолютно посторонняя женщина, которая по закону имеет все права на суррогатного малыша. Это главная недоработка в законодательстве. В Украине, в Белоруссии, в Киргизии, Казахстане, Армении действует законодательство, которое запрещает суррогатной матери оставлять этого ребенка себе или передавать его каким-либо третьим лицам. Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство и у нас, потому что в нынешней ситуации закон не защищает интересы ни одной из сторон, принимающих участие в программе.
И еще одно изменение необходимо внести. По нашим законам женщина имеет право на прерывание беременности, и это относится и к суррогатным матерям, поэтому сурмама имеет официальное право как убить, так и похитить чужого ребенка. Я полагаю, что суррогатная беременность может быть прервана только по установленным медицинским показаниям, когда существует прямая и явная угроза здоровью суррогатной матери. Она не должна иметь право убить чужого ребенка.
Есть и еще одна лакуна в нашем законодательстве. В частности, в ноябре 2011-го был принят новый 323-й закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Это первая попытка правового регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, там появилась 55 статья, где устанавливается, что право на использование программы суррогатного материнства имеют люди, состоящие в браке, люди в браке не состоящие (мужчина и женщина) и одинокая женщина. Про одиноких мужчин, а их в нашей стране, я имею в виду тех, кто никогда не вступал в брак, порядка 35 млн человек, законодатели как-то забыли подумать или не упомянули намеренно по неизвестным нам причинам. Право продолжения рода это естественное неотчуждаемое право любого человека вне зависимости от возраста и пола. А у нас получается, что гражданин вместо нормы прямого действия должен руководствоваться аналогией закона.
Берем вот этот 323-й закон: одинокая женщина имеет право на продолжение рода по программе суррогатного материнства. Берем Российскую Конституцию, в частности п.3 ст.19, который устанавливает, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы, равные возможности реализации». Но зачастую клиника репродукции отказывает в реализации программы или ЗАГС отказывает в регистрации детей одиноких отцов, которые стали родителями по программе суррогатного материнства. Эти отцы и эти дети зависают в правовом вакууме, и надо дать им возможность обращаться в суд и восстанавливать права.
Еще раз: если есть установленные медицинские показания, они фигурируют в 107-м приказе Минздрава, соответственно, пожалуйста, обращайтесь к сурмаме, и она выносит вашего ребенка. Нет медицинских показаний – лечитесь. Не вижу никаких оснований, что бы то ни было в этой схеме менять.
Комментарии