Осторожно: рабство!

 

Часть 1.


На курсах французского языка в Монреале как-то организовали специальный урок: как искать работу. Пригласили лектора, и тот наставительно учил слушателей, подавляющее большинство из которых были эмигрантами.

Рассуждал лектор так.

Предположим, у нас есть два товара приблизительно равных по цене, которые созданы для выполнения одной и той же задачи. Какой из них купят? Лучший? Нет! Откуда покупатель знает, какой из товаров лучше? Он ведь их не испытывал. Купят тот, который лучше продают, то есть тот товар, который лучше разрекламирован. Так и вы. Когда вы приходите устраиваться на работу, никто не знает, что вы лучше других, а это в конечном счете и неважно: кто лучше! На работу возьмут того, кто сможет лучше СЕБЯ ПРОДАТЬ!!! Вы продаете себя. И чем раньше вы это поймете, тем раньше вы найдете хорошую работу.

На возражения о том, что человек продает НЕ СЕБЯ, а СВОЙ ТРУД, лектор лишь ухмыльнулся.

Кому бы вы отдали предпочтение на собеседовании: опрятно одетому человеку или неряхе, если даже вы уверены, что они оба справятся с работой одинаково хорошо? Нет! ЧЕЛОВЕК ПРОДАЕТ СЕБЯ!

 

А что такое раб? Это человек, который является чьей-то собственностью. Если человек продает себя, то он становится чьей-то собственностью. Интересно и то, что многие канадцы сегодня также считают, что на рынке труда человек продает себя. Это – не специальный курс для эмигранта.

А отсюда возникает другой вопрос: С какой целью человека заставляют свыкнуться с мыслью, что он товар, что его можно продать, купить, обменять? Не с целью ли, чтобы человек фактически признал себя рабом, даже не употребляя этого слова?

Кто-то резонно возразит: современный человек свободен! Он может уйти с работы в любой момент, а у раба такой возможности нет. Кроме того, человек продает себя добровольно. Но и в древние времена были люди, становившиеся рабами добровольно. Но «добрая воля» их была, как правило, вынужденной. Многие рабы жили лучше (читай: богаче) свободных людей, но оставались рабами.

Говорят, что рабы работают из-под палки, боясь побоев или даже смерти, а за труд получают лишь похлебку. Свободные люди работают за деньги. А если денег у свободного работающего человека хватает лишь на ту же похлебку, и работает он лишь из-за угрозы голодной смерти, не раб ли он?

Некоторые виды деятельности высоко оплачиваются. Что ж, повторю, что не все рабы жили бедно, и добавлю: почитаемый либералами Адам Смит утверждал, что работодатели часто вступают между собой в сговоры, чтобы снизить уровень зарплат. Троим работодателям проще договориться между собой, чем трем тысячам работникам, поэтому даже высоко оплачиваемым профессионалам платят меньше, чем получают прибыль от их работы. И часто люди, занимающиеся одним и тем же, получают несоизмеримые вознаграждения за равную работу. Кто-то сумел себя лучше продать, кто-то – хуже.

Да, современный человек может сам выбирать место, где работать. Если бы раб имел право выбирать себе рабовладельца, стал бы он от этого свободным?

Но рабовладелец при классическом рабовладении о своем рабе заботился. Раб умер – рабовладелец стал беднее. Современный работодатель хочет выжать все соки из своего работника сегодня; если тот умрет завтра, на его место придет другой. Такое себе «добровольное» наемное рабство.

При этом все продающие себя на рынке труда уверены, что свободны. Какой раб считался самым ценным в древние времена? Рожденный в неволе, потому что не знал, что такое свобода.

Некоторые (социалисты, анархисты, коммунисты) считают, что любой наемный рабочий фактически является наемным рабом, то есть человек теоретически свободный, а на практике работающий, чтобы выжить.

Тогда кто же свободен? – Тот, кто работает сам на себя! Но...

Но кустарное производство, как правило, значительно менее эффективно, чем большое предприятие. И что же делать, если мы не хотим, чтобы люди были рабами? Либо сворачивать крупное производство (неприемлемо), либо объяснить рабам, что они свободны.

В древние времена, если бы рабам внушили, что они свободны, стали бы они меньше рабами? Нет! Но зато бежать не хотели бы. Зачем бороться за свободу, если и так свободны?

А сегодня все, особенно в западных странах, знают, что свободны, правда, когда просишь объяснить, в чем это выражается, возникают трудности. Слышны ответы: мы можем поехать, куда захотим, можем делать, что захотим и т.д., только при этом ездят не так много, а кто-то и вообще никуда не ездит, и делают не то, что хотят, а на что денег хватает.

Так чем же раб отличается от свободного человека?

И другой вопрос: Если человек работает восемь часов в день, он раб?

Или свободный работник?

Все же не зря (да поправят меня лингвисты, если ошибаюсь) в русском языке слова раб и работа – однокоренные. Так что же, работают только рабы? Но в русском языке есть и другое слово: ТРУД, которое не является полным синонимом слову работа.

«В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. У глагола ТРУДИТИСЯ в этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ – и отсутствует значение ‘работать’.» http://www.portal-slovo.ru/philology/44937.php

Итак, если мы скажем, что работа всегда должна быть оплачена, а труд – не всегда, и что человек работает, чтобы обеспечить себя и своих близких необходимым, а трудится для души (или для спасения души в разных смыслах этого выражения), то можем получить интересные выводы.

Есть хорошая формула «8 8 8»: Человек должен восемь часов в день работать, восемь – отдыхать, восемь – спать.

Ницше очень точно сказал: «Кто не может потратить на себя более 8 часов в день, должен быть назван рабом».

Но тратить время на себя – это не значит сидеть не диване и смотреть телевизор. Не лениться, а трудиться на себя, то есть делать что-то полезное, интересное, увлекательное для себя, не обязательно имея высшей целью получить за этот труд материальную выгоду.

Это может быть хобби, общение, чтение, занятие любимым делом, которое может принести выгоду, а может ее и не принести, помощь нуждающимся... Ведь не зря говорят, что помогая другим, ты помогаешь себе.

А средств от восьми часов РАБоты в день должно хватать на все необходимое: еда, одежда, кров, отдых (театры, кино, музеи, поездки и т.д.), творчество, учеба, медицина и т.д.

(В идеале с помощью автоматизации производства желательно бы восьмерку, отводимую на РАБоту, уменьшить до четырех-пяти.)

 

Попробую определить так.

Свободным можно назвать человека, который работает (добывает средства), трудится (занимается собой, своим образованием, творчеством, хобби, деятельностью, приносящей удовольствие, и т.д.) и спит по восемь часов в день пять дней в неделю, а за сорок часов работы в неделю получает достаточные средства для жизни. Два дня в неделю – выходные, в которые можно и полениться.

Раб работает и спит, работает и спит. И ленится, потому что сил на труд не хватает. Постепенно лень становится привычкой.

Есть и исключения. Например, адвокаты. Люди работают за деньги, но некоторые из них могут оказывать услуги и бесплатно. По моему определению вид деятельности – и трудовой и рабочей – совпадает. Хотя и тут можно вспомнить, что великий русский писатель Лев Толстой считал полезным каждый день заниматься и физическим и творческим трудом.

 

Я не призываю вас к бесплатному труду.

Я считаю, что средств, зарабатываемых за сорок часов работы в неделю, должно хватать каждому на обеспечение всем необходимым себя и своей семьи .

Я думаю, что отдыхать – это не значит лениться и ничего не делать. «Лучший отдых  это смена деятельности»

Я уверен, что человек должен получать удовольствие от труда, от дела, даже если это не приносит дохода.

А работа должна быть частью жизни, но не всей жизнью.

 

Но люди все больше в последнее время готовы работать по 50, 60 часов в неделю, а то и больше, продавая себя на рынке труда, превращаясь тем самым в рабов, которые уверены, что свободны.


Часть 2