Белорусский часовой завод «Луч» - афера Сиртакиса - ?

Афера – это обман с целью наживы, мошенничество.

Краткая история часового завода "Луч".

Открыт в 1954 г. Это здание заводоуправления по проекту Ивана Бовта и (Миша Лысенко – закрой глаза и уши) Нуты Шпигельмана.

 

Стрелки часов вверху здания имеют размер 6 метров. Но их механизм сделан в....Ереване.

В СССР было 14 часовых заводов, ежегодно выпускали около 25 млн. вполне неплохих часов. Один из редких недефицитов в СССР.

В Минске в лучшие 70-е – 80-е годы выпускалось 5 млн. механических и кварцевых часов, работало 8 тыс. сотрудников, экспортировались часы в 17 стран (включая Англию и Францию).

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Сам я «Луч» не носил (нравились с автоподзаводом), но в Питер в 80-е возил ребятам с курса минские кварцевые.

В 1994 г. Луч стал ОАО, то есть по сути коллективным предприятием. Странно, но большие объемы выпуска были по 1996 год. Потом – спад и все с этим связанное. Благодаря огромным площадям, сдаваемым в аренду, завод кое-как существовал до эпохального 2009 года. В 2006 году в отношении Луча начали процедуру банкротства.За счет господдержки фактически предприятие стало государственным.

Помню статьи в прессе о том, что руководство завода просило ввести запрет на импорт китайских часов. Лукашенко был почему-то холоден к торговой марке «Луч». Наверное, потому что это ОАО.

К нашему счастью, основанная в 1991 г. часовая фирма Franck Muller уже к 2007 г. пришла в упадок, а в 2004 г. совладельцы поругались, Muller ушел, а единоличным владельцем стал турецкий армянин Вартан Сиртакис.Долг только по налогам составил $260 млн. Прошла инфа, что Сиртакес для спасения активов выбрал покупку минского Луча за $10 млн. (http://www.bankrot.by/oa/1298).

Вначале давайте посмотрим ноябрьский репортаж с завода от тут-бай (http://news.tut.by/economics/377157.html).

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY В Минске до сих пор сохранился Утверждается, что в Минске сохраняется полный цикл производства часов.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY Часть станков еще старая, установлена в советское время. На токарных станках-автоматах производят все цилиндрические детали - штифты, винты, оси. Есть и более новые - с числовым программным управлением, недавно установленные инвестором. t.by/economics/377157.html 

 Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Все детали для будущих часов делаются в механических цехах. Работа тонкая, допуски – микронные (М.П.: посмотрите на станок и вспомните, что такое микрон).

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На фрезерных станках идет производство корпусов. Отштампованные заготовки приходят сюда на точную обработку. По специальной программе фреза обходит корпус по нужным направлениям в разных плоскостях. Отсюда готовый корпус уходит на полировку.

Впрочем, часовое производство – это не столько станки, сколько люди. «Мы много потеряли, и главное – кадры», - разводит руками начальник производственного управления. К примеру, на этих фрезерных станках «Луч» может выпускать в месяц 20 тысяч корпусов. Но несколько полировщиков ушло на пенсию, набрали восемь новых, а они пока не могут сделать то, что делали 4-5 «стариков». Придется учить. 

В месяц «Луч» выпускает 10-15 тысяч часов. Могли бы и больше, но есть проблема рынка и уже обозначенная  проблема кадров. Во-первых, зарплата оставляет желать лучшего – объемы производства небольшие (в январе-октябре предприятие выпустило продукции на 46,1 млрд рублей, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Вторая проблема – предпенсионный возраст людей. Специалисты уходят – иногда просто идеальные, а привлечь молодежь на такие работы непросто. 

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Есть такая операция – печать циферблата. Это тонкая работа, тут надо набить руку. Ушли по семейным обстоятельствам две женщины. Мы перебрали 6-7 человек – только один из них остался, один смог научиться делать эту работу», - рассказывает Николай Харчевников.

Про то, что зарплата на «Луче» - невысокая, мы услышали не один раз. «Вы лучше про зарплату спросите», - неслось по сборочному цеху нам вслед. Спросили. Средняя зарплата по заводу в октябре – 4,2 млн рублей (+34% к октябрю прошлого года), по итогам десяти месяцев – 3,6 млн (+59%). Но есть операции, на которых зарплата квалифицированного специалиста ниже средней по предприятию.

 Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Марина Колб отработала на предприятии 33 года. 

- Марина, наша самая лучшая стрелочница, - представляет начальник производственного управления. 

- Это точно, потому что больше стрелочниц нет, - парирует она.

Почему нет стрелочниц, нам понятно без дополнительных расспросов - 3 миллиона чистыми. А работа непростая и тонкая - 8 часов в день, смотря в микроскоп, выставлять стрелки так, чтобы они не цеплялись за стекло, за циферблат и между собой. 

 Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

В Минске сейчас выпускают и кварцевые, и механические часы.. Количество механики невелико, 2-3 тысячи в месяц, производство затратно, но и отказаться - никак. «Для определенной категории людей такие часы еще востребованы. Не все хотят иметь часы без завода, на батарейке. Ничего удивительного – где-то в деревне, может, и непросто батарейку поменять при необходимости», - отмечает Николай Харчевников.

 Фото: Александр Васюкович, TUT.BY 

Корпус был построен для микроэлектроники: кругом мрамор, так как для производства микросхем необходима чистота. Сейчас здесь идет сборка часов. Раньше сборочный цех был в большом корпусе, выходящем на проспект Независимости, там работало до 1500 человек. Сейчас на сборке трудится до 40 человек. l 

В цеху немноголюдно: идет сборка и репассаж (часы, больше года отлежавшие на сбыте, полностью разбирают, промывают и снова собирают). Все детали для механических часов изготавливают на предприятии (М.П.: кроме самого механизма, покупаемого, судя по всему, в Китае), импортируют только рубиновые камни, которые служат опорами для осей колесиков и уменьшают изнашиваемость механизма. Применение именно рубина обусловлено тем, что он имеет наименьший коэффициент трения. Собранный механизм оформляется в корпус.

Потом часы отправляются «на сутки» - первый контроль в течение суток. Затем – на контрольно-испытательную станцию, где часы будут под контролем шесть суток (кварц) или 12 суток (механика), и каждый день с них будут снимать показатели. Если испытания пройдены успешно, изделие отправится на склад готовой продукции.

Сегодня и завтра 

Основной конкурент всех часовщиков – Китай. «Они работают во всех ценовых нишах, с помощью европейцев освоили сложную механику, скелетоны – механические часы с видимыми с обеих сторон часов движущимися частями. За счет цены выигрывают конкуренцию. Гибкие технологии у них, моментальные смены коллекции», - рассказывает Николай Харчевников.

«Луч» пытается соответствовать, выпуская 12-18 кардинально новых оформлений корпусов в год. И около сотни – с разными «косметическими» изменениями, стразами, рисунками и т.п.

«Уже сейчас мы получаем положительные отклики от белорусских покупателей - и по дизайну, и по качеству новых часов «Луч», - рассказывает представитель швейцарской компании Franck Muller Эге Тибин, который стал директором минского завода только в августе нынешнего года. Но на этом экономику предприятия не поднять.

«Надо пробивать заграницу. Мы выше головы не прыгнем. До 15 тысяч часов – это потолок для Беларуси», - отмечают на предприятии. Своей фирменной торговли за пределами страны у «Луча» нет. 

Но бренд здесь намерены сохранить, ведь еще когда решался вопрос о привлечении инвестора, президент озвучил четко – «Луч» должен остаться часовым заводом (М. П.: Это не так. Требование часового производства в указе – по 2019 год. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31000109&p2=%7BNRPA%7D).

«То, что мы обещали президенту Беларуси, государству - повысить качество продукции и сохранить бренд «Луч», продвигать его - мы намерены выполнить», - подчеркивает Тибин. Он заверил, что фирменные магазины «Луч» будут созданы во всех крупных городах Беларуси. Сеть должна вырасти до примерно 20 «шопов». По оптимистичным прогнозам, а господин Тибин уверен, что делая бизнес в Беларуси, необходимо быть оптимистом, первые фирменные магазины «Луч» в регионах откроются в первой половине 2014-го. Есть планы и по развитию сети за рубежом: в России, Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии.

Также новый руководитель рассчитывает, что часы марки «Луч» пробьются и на рынок ЕС. «Не так давно ко мне приезжал представитель компании-импортера из Германии. Он проявил интерес к поставкам нашей продукции на немецкий рынок», - рассказал Эге Тибин.

 Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Представитель Franck Muller Эге Тибин. Пока он не говорит по-русски, но производит впечатление человека, который неплохо ориентируется в белорусской реальности. Новый топ-менеджер говорит, что инвестором поставлены стратегические задачи: создать новую качественную коллекцию «Луч» и собственную торговую сеть завода. На руке у Тибина - мужские керамические часы «Луч».

Швейцарский инвестор привез в Минск уже более 100 позиций оборудования, часть из которого уже запустили. Есть профильные и непрофильные проекты, которые постепенно раскручиваются. Планирует «Луч» делать механизм с автоподзаводом, выпускать сапфировые стекла. 

Выпуск сапфирового стекла (такое исключительно твердое и прозрачное стекло на самом деле не стекло, а кристалл) оказался очень сложным – из-за высокой твердости искусственного сапфира технологию удалось отработать со скрипом, да и сейчас цикл производства сферы из сапфира - около 55 минут. «То есть мы смогли это сделать, но чтобы быть рентабельными, надо найти технологию, позволяющую сократить это время – как минимум в 10 раз», - отмечает Николай Харчевников. Сейчас эта тема активно отрабатывается.

В случае успеха проект имеет отличные коммерческие перспективы - если обычное стекло стоит до доллара, то сапфировое – два десятка долларов, а «Луч» смог бы получить серьезные заказы на стекла от других производителей часов. 

Есть и другие варианты, связанные с часовой продукцией, в частности, выпуск спиралей для баланса. Уже несколько раз на Минском часовом заводе размещали такие заказы, более 15 тысяч изделий уехало в Европу, где немногие производители сами выпускают эти волоски.

Из непрофильных проектов на «Луче» рассказали про выпуск связных устройств, позволяющих через спутник контролировать перемещение автомобилей, их координаты и пройденный путь. Особенно перспективно проект выглядит, если белорусскими устройствами начнут комплектовать МАЗы и трактора.

Инициативы и инвестиции швейцарцев, таланты оставшихся инженерных кадров, терпеливость женщин-сборщиц. Пока «Лучу» есть на что надеяться.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

По-моему, сделка по «продаже» минского часового завода «Луч» по указу № 109 от 1.03.2010 г. является обманом общественности и бюджета страны. Аргументы:

1) Первоначально (в октябре 2009 г. http://www.belmarket.by/ru/68/60/5296/Franck-Muller-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8.htm) планировалось продажа производственного комплекса с большим земельным участком в центре Минска и торговой марки за $10 млн. Продали за $2,3 млн. Это удивило и экспертный мир:

«Эксперты считают, что Вы приобрели завод задешево? 

— Кто так говорит? Я так не считаю. Это же старые здания, старое оборудование, много придется вложить в ремонт и модернизацию» (http://www.nv-online.info/by/60/30/11496/). И это говорит владелец компании с капитализацией около $700 млн. Который делал эксклюзивные варианты часов стоимостью $2,7 млн. Прямо как мелкий жулик рассуждает. 

2) За $2,3 млн. Сиртакес приобрел 52 % акций. Еще 28 % ему отдано в доверительное управление без лицензии. Если Санек захочет взять в траст чьи-то акции без лицензии на работу с ценными бумагами – ему скажут несколько перцовых выражений. И Санек загрустит. А Вартану дали добро на бесплатное управление народным добром.

3) По указу Вартан сохраняет коллектив в 700 чел. и часовое производство только по 2019 г. После этого он получает в пользование 30 га земельного участка в Минском районе уже чисто для его проектов (см. предыдущую ссылку). На льготных условиях. И при этом у него остаются площали и здания по пр. Независимости. Не скрывается, что они будут использованы для коммерческой недвижимости (http://www.yerkramas.org/2010/03/22/vartan-sirmakes-perevodit-franck-muller-v-belarus/). Представляете цену этой недвижимости ? Фактически он заключил контракт на то, что, заплатив $2,3 млн., перевезя станков с Швейцарии на $3,6 млн. и потерпев 9 лет, он становится обладателем активов в $150-200 млн. А скорее – много больше. Ведь большинство зданий для гостиниц-офисов не надо строить заново.

4) Вартан обещал, что «Компания готова сделать современный завод, организовать обучение персонала и доставить сюда свой часовой механизм» (http://www.belmarket.by/ru/68/60/5296/Franck-Muller-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8.htm). Но через три с половиной года вы видите ущербные цеха, где в стены и пол не вложено ни копейки. Да, завезено несколько новых станков, скорее всего, сильно переоцененных. Таможенных платежей по ним не платится. Закупаются только китайские механизмы и ни одного механизма от Мюллера не завезено.

Нет инвестиций в рабочую силу. Слышать жалобы крупного бизнесмена о недостатке кадров смешно. Купи кадры ! Согласен, Санек ?

5) На сайте Луча нет упоминания о покупке завода Сиртакисом. А почему, собственно ? (http://www.luch.by/about/). Да не хочет Вартан светиться. Его единственная цель – за счет взяток спасти свой основной бизнес.

6) В СССР завод производил 8 млн. часов. Через 3,5 года новый инвестор выпускает только 15 тыс. в месяц (180 тыс. в год) и только для Беларуси. Весьма среднего ценового сегмента. И на этом можно строить стратегию ? Ясно, что армянину жалко бабок на продвижение в СНГ и мир. Да и не планировал.

 Этот армянин сильно напоминает аферистов из «Мотовело», которые сохраняют 500 чел , собирая велосипеды из китайских запчастей и ожидая, когда получат право застройки территории. После такого же указа. Потратив чуть больше - $6 млн.

И Марата Новикова, который вложил в Спартак $50 тыс., а за счет монополизации поставок какао-бобов получил десятки миллионов.

И двоих мошенников в 90-е, принятых президентом как обещающих выстроить новые мощности на гомельском «Коралле», имея только оффшорный счет и не имея за душой и с десяток тысяч долларов.

И госаферистов «Горизонта», мягко отказавшихся от телепроизводства, зато став «риэлтерами» (вашу мать) и получившими комплекс «Горизонта» и право быть посредником при постройке китайского парка (тут, скорее всего, будет пук)..

Лукашенко не обвиняю. Он – прозрачный президент, как сапфировое стекло (правда – искусственное).

Какие-то редиски подсовывают ему указы, а он, как добряк, их подписывает. Поэтому в модели «Афера Сиртакиса-…» вторую фамилию проставьте сами.

Почему, Санек, наша власть мало привлекает серьезных бизнесменов и много – аферистов ?

Дополнительные источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

http://www.interfax.by/news/belarus/118614

http://freesmi.by/ekonomika/111785