Акция. Против правительственных сокращений выступают полицейские и пожарные. Фото: АFP
Как живет Греция, три года ожидающая дефолта
Вместо сигарет — самокрутки, джипы заменили на скутеры, зарплаты урезали в среднем на 400 евро, пенсии на 200 евро
В Греции во вроник началась двухдневная всеобщая забастовка как частников, так и госслужащих, которые выступают против планов правительства еще больше урезать бюджетные расходы. Не работает большинство госучреждений, закрыты банки, школы и университеты, ряд магазинов, не выйдут завтра газеты, а в больницах принимают только в экстренных случаях.
В Афинах — настоящий транспортный коллапс: не ходит метро, автобусы, трамваи и пригородные электрички, не вышли на маршруты таксисты. По всей стране остановились на 48 часов поезда, а также паромы, соединяющие материк с островами. Авиадиспетчеры не работали три часа, в результате чего произошла задержка десятков рейсов. Несколько дней назад митинговали полицейские и пожарные, но в дни всеобщей забастовки они на службе, готовые к столкновениям с анархистами, чем обычно и заканчиваются акции протеста в Греции. И все это ради того, чтобы сегодня парламент отклонил правительственный законопроект, предусматривающий сокращение расходов на 13,5 млрд евро в обмен на новые кредиты ЕС и МВФ в 31,5 млрд евро. Власти хотят в пятый раз сократить пенсии, повысить пенсионный возраст, а также урезать зарплаты, пособия и расходы на здравоохранение.
Афины. Несмотря на бензин в 20 грн за литр, греки не отказываются от машин. Фото: АFP
Вообще, забастовки и акции протеста в Греции, которая уже три года пытается избежать дефолта, происходят чуть ли не ежедневно. За три дня пребывания в Афинах в октябре, мы стали свидетелями автопикета: машины с национальными флагами, торчащими из окон, периодически сигналили, а сидящие в них люди что-то выкрикивали в мегафоны. Это — бюджетники протестовали против снижения зарплат. Пикет сопровождало пару полицейских авто и все было чинно, без экстремизма и битья окон.
У меня создалось впечатление, что многие греки уже поняли: ситуация с экономикой страны намного серьезнее, чем они думали, и вылететь из Евросоюза можно только так. А вот этого они как раз и не хотят. «Мы согласны затянуть пояса, уменьшить расходы и больше работать за меньшую зарплату, но никто не хочет выхода из ЕС и возвращения к драхме, ведь это означает изоляцию Греции от Европы и полный экономический упадок без западного рынка, — говорит 35-летний афинянин Никас, сотрудник крупной международной корпорации — одной из немногих в Греции, которая избежала сокращения штатов. — Страна экономила весь прошлый год, но этого оказалось недостаточно. Бастуют в основном бюджетники и безработные под руководством профсоюзов, которые в Греции очень сильны, и власти вынуждены с ними считаться. А мне зачем бастовать — у нас никого не сократили и зарплату не урезали. Но приходится больше вкалывать, ведь сейчас покупают намного меньше, чем раньше».
«Моему другу, который работает в автосалоне, третий месяц не платят зарплату, потому что нет продаж, но он не бастует, пытается подрабатывать», — рассказал нам еще один афинянин Фотис.
По словам моих собеседников, в первую очередь, пострадал и продолжает чувствовать на себе последствия кризиса малый семейный бизнес: магазинчики, кафе, рестораны, такси, доставка продуктов. Действительно, бросаются в глаза пустые витрины магазинов и кафе, расположенных на первых этажах домов. Греки стали больше покупать полуфабрикатов и готовить дома. А курильщики после двукратного только в этом году повышения акциза на табак массово перешли с готовых сигарет на самокрутки — в продаже есть отдельно табак, бумага и фильтр. Экономия — до 1,5 евро на пачке. А подделки made in China мировых брендов сигарет продают из-под полы по 1 евро, что в вчетверо дешевле, чем легальные.
Символ неспешности. Акрополь реставрируют уже 37 лет и до завершения работ еще далеко. Фото: А.Панченко
Чтобы хоть как-то заманить клиентов, собственники мелкого бизнеса готовы работать больше и больше. Например, в маленьком частном ресторанчике, где наша компания заказала пару столиков, сам хозяин и его помощники буквально порхали вокруг нас, выполняя заказ. А на следующий день наемные официанты в шикарном бистро в основном смотрели футбол по телевизору и ждать своих порций прошлось около часа, хотя заведение пустовало. Кстати, греки вообще народ неспешный. И символом этого можно назвать Акрополь, который реставрируют уже 37 лет.
А вот на комфорте афиняне пока не экономят: несмотря на то, что бензин уже стоит 1,8 евро (20 грн) за литр, многие продолжают пользоваться автомобилями, хотя им и приходится стоять в тянучках, не исчезающих в столице весь день. Правда, автомобили, в отличие от Киева, в основном экономичные малолитражки: ситроены, опели, фиаты, много двухместных «смартов», мотоциклов и скутеров, у которых расход топлива минимальный. Первый внедорожник «Ренж ровер» удалось увидеть лишь на третий день, хотя в 2009-м, после снижения вдвое пошлин на дорогие иномарки с 2,5—3-литровыми двигателями, они просто заполонили улицы Афин.
Кризис не отменил и ночную жизнь в злачных местах города. Так в центре Афин, в популярном молодежном кафе «Рок-н-рол» с бешеными ценами (бутылка коньяка «Метакса» 5* — 90 евро за 0,7 л (для сравнения: в дьюти-фри — 13 евро) не протолкнуться от веселящейся молодежи, а вся улица возле него занята дорогими кабриолетами и спорткарами. И это при том, что каждый второй молодой человек в Греции — безработный, а средняя зарплата в стране упала за три года с 1200 до 840 евро.
Сегодня минимальная зарплата и пенсия в Греции составляют по 550 евро, хотя год назад были по 750 евро. Прожить на эти деньги в городе сложно, примерно половину «съест» квартплата, а цены на большинство продуктов в Греции выше, чем в Украине. Хлеб, например, 1 евро за буханку (10,7 грн), сыр — 6,5—1 евро за кг (70—115 грн), курятина — 3 евро/кг (32 грн), говядина — 5—6 евро (53—65 грн), сахар — 1,3 евро (14 грн), литр молока — 1—1,5 евро (11—16 грн). Дешевле лишь овощи и фрукты — от 0,5 до 2 евро за кг, а соленые оливки на развес можно найти по 3 евро/кг, что втрое дешевле, чем в Киеве. Конечно, нужно еще и одеваться, но климат позволяет большую часть года ходить в шортах и футболке (5 евро за штуку), а джинсы или легкая курточка стоят 15—20 евро. Фирменные вещи подороже: рубашка —30—35 евро, костюм или туфли — от 100 евро.
Александр Панченко, Афины
Комментарии
Дело в том что если у них пенсия минимум 550 евро то есть где то 24 тыр, то у нас пенсии в ЧЕТЫРЕ РАЗА МЕНЬШЕ. Скажем у меня 5500 руб. У моих друзей - 7 тыр. Но при этом они бастуют а мы молчим.
Молчим потому что выйди - будет штраф в триста тыс.
Итого МЫ КОПИМ ЗЛОБУ НА ПУТИНА.
Статью твою прочитал. Спасибо. Все так. Но при тех же почти ценах у них выше пенсия. Тем не менее они бастуют. А у нас ст 31 Конституции ЗАПРЕЩЕНА ПУТИНЫМ.
Постоянная связь с Германией и Израилем. Там и там - мои друзья. Рассказывают что почем. Вот приезжала Аннушка из Германии - говорит цены одинаковые. Тряпки там дешевле. А получает она пенсию тыща евро. После всех выплат - бензин, газ свет, налоги, телефон итд - остается по нашему 27 тыс руб.
Вот и считай....
У немцев условия жизни другие и продолжительность на 12 больше.
Оказывается не на 12 лет, а всего на 10.
Это что то меняет?
Напоминаю тебе - опровержение должно быть по существу.