Правоохранителям дают понять,что защищать закон чревато....

v

Правоохранителям дают понять, что защищать закон чревато...

Правоохранителям дают понять, что защищать закон чревато...

Сергей ЛОЗУНЬКО
Сергей  ЛОЗУНЬКО

После событий в ночь с 29-го на 30 ноября, когда милиция очистила майдан Незалежности от пикетчиков, украинские политики хором принялись осуждать произошедшее.

Понятна реакция представителей оппозиции: им выгодно сделать неправыми правоохранителей (читай: власть), а демонстрантов выставить жертвами «милицейской расправы». Такая трактовка событий это и дополнительная мобилизация людей, «возмущенных произволом власти», для участия в акциях протеста. Это и оправдание каких бы то ни было своих (оппозиции) действий, в т. ч. далеко выходящих за рамки правового поля. Это и привлечение внимания Запада, предоставление последнему аргументации для «наездов» на официальный Киев — в рамках осуществляемого давления с целью загнать Украину в европейское стойло (политкорректно именуемое «политическая ассоциация»). И т.д.и т.п.

Но и власть решила не отставать от своих оппонентов, притом что правоохранители ее же, власть, и представляют. К примеру, премьер Азаров утром 30 ноября на своей странице в Facebook выказал «возмущение» действиями милиции. «Я глубоко возмущен и озабочен тем, что произошло ночью на Майдане Независимости», — написал он.

«Пройдясь» по правоохранителям, премьер сообщил, что создана оперативно-следственная группа с участием сотрудников прокуратуры, которая «даст квалифицированную правовую оценку всех участников конфликта». И добавил, что у него «недостаточно сведений», чтобы сделать «однозначный вывод».

Спрашивается: если недостаточно сведений, если оперативно-следственная группа еще только начала работу и никаких выводов относительно произошедшего не предоставила — чем «возмущался» премьер?

В тот же день и пресс-служба президента распространила обращение В. Януковича, из которого следовало, что и глава государства не одобряет действия правоохранителей: «Я глубоко возмущен теми событиями, которые произошли ночью на Майдане Независимости. Я осуждаю действия, которые привели к силовому противостоянию и страданиям людей. Несколько дней назад я перед всей страной заявил о поддержке гражданских ненасильственных акций. Те, кто не услышал слова Конституции и Президента и своими решениями и действиями спровоцировал конфликт на Майдане, будут наказаны». И т. д.

И когда вечером 30 ноября в ходе встречи с послами Евросоюза и США министр внутренних дел Виталий Захарченко пытался объяснить действия правоохранителей — мол, группе лиц, находившихся на майдане, было предложено «перейти в любое другое место на территории города Киева, на любую площадь», но они отказались, после чего была применена сила, — это уже не имело смысла. Ибо устами в т.ч. высокопоставленных руководителей государства был задан тон осуждения действий сотрудников МВД.

При этом не будем углубляться в вопрос, с какой стати глава украинского МВД отчитывается-объясняется-оправдывается перед этими господами,— вряд ли его коллеги из любой страны Европы, а равно и США делали бы в подобных обстоятельствах то же.

Перед послом Украины в США кто-то объяснялся, например, по поводу разгона демонстраций в рамках акции «Оккупируй Уолл-стрит!»? Вряд ли.

На встрече с послами иностранных государств 2 декабря Азаров сообщил, что начальника столичной милиции Валерия Коряка уволили за силовой разгон евромайдана 30 ноября. Что по сути явилось признанием вины правоохранителей — причем до окончания расследования обстоятельств инцидента.

2 декабря президент дал интервью ряду общенациональных телеканалов. Относительно событий в ночь на 30 ноября Виктор Янукович сказал: «Я не имею сегодня права давать оценку тому, кто виноват, насколько виноват». Он отметил, что во время очередного совещания под его председательством Генеральному прокурору была поставлена задача дать оценку произошедшему. «Мы подойдем справедливо. Мы будем смотреть правде в глаза, дадим справедливые оценки и примем соответствующие решения», — пообещал Янукович. Но в то же время: «Можно сказать, что... в ночь с пятницы на субботу правоохранительные органы перегнули палку. И здесь оправданию этого не должно быть места. Хотя мы понимаем, что их что-то на это спровоцировало», — резюмировал он.

Т.е., с одной стороны, ничего еще не расследовано, и президент не может давать оценки — кто, в чем и насколько виноват. А с другой — звучит готовая оценка: правоохранители «перегнули палку».

Откуда знать, что «перегнули», если разбирательство еще продолжается? А может, наоборот — «не догнули»? Имея, например, основания на применение более жестких мер в отношении нарушителей правопорядка.

Что за публика собралась на майдане — об этом можно судить по многочисленным сюжетам, регулярно транслируемым на телевидении. В толпе немало агрессивно настроенных лиц. Озвучиваются довольно-таки радикальные лозунги, включая призывы к неподчинению власти, штурму госучреждений. Ночью на майдане наверняка дежурят субъекты из числа наиболее радикально настроенных, «заряженных» на неповиновение. Ничего удивительного, что попытки правоохранителей по-хорошему договориться с ними были тщетны.

В свете вышеизложенных обстоятельств следует сказать и о другом. Вокруг правоохранителей — из-за действий на майдане в ночь на 30 ноября — формируется атмосфера обструкции (причем, еще раз подчеркнем, до окончания расследования и установления виновных в тех событиях), их заранее объявляют ответственными за произошедшее. Но за развитием ситуации наблюдают не только те милиционеры, которые принимали участие в наведении порядка на майдане, но и все остальные сотрудники правоохранительных органов. И делают выводы для себя.

Уличные акции пока далеки от завершения. Не исключены какие угодно эксцессы — блокирование (а то и попытки захвата) госучреждений (например, Кабмина или Администрации Президента), еще что-то. Как поведут себя работники милиции? Будут ли они беспрекословно выполнять приказы, руководствоваться нормами закона? Ведь, как показывает данная ситуация, это чревато для них негативными последствиями, высока вероятность оказаться козлами отпущения.

Голосование
-3 : 350+
Уникальные
просмотры
1602

Сергей ЛОЗУНЬКО