Чем нас заворожила Украина

События на Украине приковали внимание определенной части общественности больше, чем чемпионат по футболу. Болеют все. Забьют Януковичу гол или не забьют? Банду геть или не геть? Если «геть», то какая банда придет ей на смену – этот вопрос даже и задавать как-то неприлично. Как там Рада? Как баррикады? Вышли ли внутренние войска на Киев?..

Если попробовать взглянуть на происходящее со стороны, с холодной головой, то зрительский азарт наш кажется непонятным. Ведь по сути ничего особенно интересного на Украине не происходит. Продолжается перетягивание каната между украинским Востоком и украинским Западом. Оно может закончиться только с расколом государства на два. Повод для обострения в этой схватке выбран довольно искусственный: скорость интеграции Украины с ЕС мало влияет на тот факт, что процесс похода в Европу за сладкой жизнью запущен и необратим. Подписал Янукович соглашение сегодня или подпишет через год, или через год подпишет, но не Янукович – казалось бы, всё это не так и важно. Разгон Майдана вызвал такую реакцию? Тоже не получается. В этом случае резонно было бы требовать общественного расследования, отставки министра внутренних дел. Но не досрочных выборов всех.

Почему кипит Украина – понятно. Для непримиримых политических противников – Востока и Запада, которые в отличие от наших бенефициаров не могут слиться в какую-нибудь «Единую Украину», самое время подразмяться. Громадяне тоже почувствали себя обманутыми и оскорбленными выше обычного, и их реакция тоже понятна. Но мы-то почему так раскрыли рты?

И здесь ответ на поверхности. Нам кажется, что у нас тоже может быть так же. Еще бы – революция! Украинцы могут, значит и мы можем. В общем: «Давай, давай! Жми! Спартак – чемпион!». Мы – революционеры несостоявшиеся, украинцы – состоявшиеся.

Вот мы за них и болеем.

Но если бы мы были способны взглянуть на происходящее со стороны, то открыли бы для себя, что болеть-то тут особенно не за что. И что Евромайдан интересен для нас не как пример для подражания, а, наоборот, как пример того, чего допускать нельзя.

В самом деле, идет драка между привластными ворами и националистами. Что в ней хорошего? Что одни победят – плохо, что – другие. И неважно даже, будут ли националисты, приди они к власти, воровать так же или поменьше. Повестка дня националистов ограничивается «без москалей». С такой повесткой сильного государства не создашь. Есть, конечно, еще грезы про европейский путь. Но это грезы. Даже куда более европейские Польша и Чехия никогда в своей истории не были по-настоящему европейскими странами, и едва ли станут.

В этой политической драке активно эксплуатируются добрые чувства граждан – чувство собственного достоинства, чувство справедливости. Но ни достоинство, ни справедливость не становятся знаменем революции. На знамени совсем другое – «Слава Украине!», украинский вариант «Слава России!».

Мы хотим такого в России? Если хотим, а многие в самом деле хотят, то мы – полные безумцы. Режим Януковича на Украине, режим Путина в России – это очень плохие режимы. Их необходимо менять. Менять и персоналии, а главное – менять саму сущность системы общественного устройства. Но это не значит, что менять их нужно на что попало, лишь бы сменить.

И вот здесь начинается проблема уже не с режимами, а с нами, с нашими головами. Запах революции настолько нас пьянит, что мы совершенно теряем голову и готовы бежать за кем угодно – только чтоб переменить путь, не понимая, что новый путь может оказаться еще более гибельным.

А на то, чтобы искать путь негибельный внутреннего ресурса у нас не остается.