«Бизнесмены не просили...»

Как отнесутся к отказу Киева от ассоциации с ЕС украинские олигархи
Андрей Капустин, публицист и политолог, Киев
До Вильнюса украинский олигархат своих евроинтеграционных намерений не скрывал. Что в принципе вполне объяснимо. С одной стороны, большой украинский бизнес держит свои капиталы на Западе. Там — недвижимость, яхты и автопарки. Там учатся дети. Там отдыхают и занимаются шопингом жены и любовницы. Там же, кстати (а не в России), большой бизнес видит и рыночную перспективу для своих производств, поскольку достаточно давно инвестирует капиталы в страны ЕС.
Как видит и иную перспективу, которая сулит поворот в сторону Таможенного союза. А именно, потерю первых позиций в списке украинского «Форбса» в связи с прямой угрозой появления на площадке российских «коллег». Сужение возможностей торговли с Европой и США. Снижение капитализации того, что наживалось и приумножалось годами. И что самое неприятное — прямую угрозу, что в итоге их «прелесть» будет отжата переехавшей в Киев донецкой «семьей» — всеядным кланом, во главе которого стоят Янукович с сыновьями плюс узкий ближний круг его окружения. Куда практически все сегодняшние олигархи, за исключением разве что Рината Ахметова, прямого доступа не имеют. Хотя полной охранной грамоты нет и у Ахметова.
Перейдет ли украинский олигархат в прямое противостояние с пока еще сильным Януковичем? В лобовое — вряд ли. Но то, что будет идти поиск корзин, куда можно разложить яйца, сомнений не вызывает.
Это, кстати, касается не только очень крупного, но и просто крупного бизнеса, который от аппетитов «семьи» защищен куда слабее. Любопытно в этой связи заявление предельно осторожного президента Украинского союза промышленников и предпринимателей, экс-премьера Анатолия Кинаха, в 2004-м поддержавшего «оранжевую революцию», сейчас — депутата Рады от Партии регионов. Накануне вильнюсского саммита Кинах неожиданно заявил, что бизнесмены не просили Януковича отложить соглашение с ЕС, наоборот, «бизнесмены подтверждают необратимость европейской интеграции, большая часть бизнеса хочет в Европу». Что теперь скажет осторожный Кинах?