Долговые игры в Сочи

На модерации Отложенный Половина кредитов, выданных на строительство объектов Олимпиады-2014, оказались убыточными

С начала нынешнего года правительство обсуждает, как помочь частным инвесторам олимпийских объектов в Сочи, которые говорят об огромных убытках. Но теперь к их числу добавился еще и главный спонсор Олимпиады – Внешэкономбанк. Государственный банк развития говорит о том, что почти половина крупнейших олимпийских кредитов, выданных «частникам» на общую сумму 190 млрд рублей, придется реструктурировать, потому что отдавать им их, якобы, нечем.

 

Напомним, что еще весной попросили правительство о помощи руководители крупнейших инвесторов Олимпиады - президент Сбербанка Герман Греф, предправления «Газпрома»Алексей Миллер, владельцы «Базэла» и «Интерроса» Олег Дерипаска и Владимир Потанин. А следом за ними помощи попросили практически все остальные инвесторы сочинской стройки. Они требовали изменений условий выдачи кредитов Внешэкономбанка.

 

Проекты изначально были убыточными, их кредитование осуществлялось по распоряжению правительства, согласно которому убытки при дефолте будут покрываться из федерального бюджета, однако эти средства в бюджете на 2014-2016 годы заложены не были, говорят аналитики «Райфайзен банка».

 

Как пишут «Ведомости», из 20 кредитов, которые Внешэкономбанк выдал олимпийским инвесторам, требуется реструктурировать девять. При этом самыми поблемными стали крупнейшие проекты, которые кредитовала госкорпорация: горнолыжный комплекс «Роза Хутор», который строил «Интеррос» Потанина, горная медиадеревня и трамплин - Сбербанк, Олимпийская деревня и грузовой порт – «Базэл» Дерипаски, и комплекс гостиниц на 3600 мест – «Ренова» Виктора Вексельберга.

 

Развивайся, кто может

 

В связи с этим, госкорпорация развития Внешэкономбанк просит у правительства денег на дальнейшее развитие отечественной экономики в размере более триллиона рублей. На прошедшей неделе на совещании в правительстве представитель Внешэкономбанка попросил средства для капитализации из Фонда национального благосостояния в размере 200 млрд рублей. На 1 октября 2013 года на депозитах госкорпорации находились 474 млрд рублей и 6,25 млрд долларов средств ФНБ. А полная сумма докапитализации, которая требуется Внешэкономбанку для компенсации от финансирования убыточных государственных проектов, включая Олимпиаду-2014, составляет не много, не мало – 1,1 трлн рублей. И если этого не сделать в самое ближайшее время, то государственный ВЭБ столкнется с более чем серьезными проблемами.

 

«Это соотносится с оценкой ими плохих кредитов, связанных с финансированием проектов Олимпиады», - приводит «Коммерсант» слова аналитик «Райфайзен банка» Дениса Порывай, присутствовавшего на этом совещании. По его информации, на 5 ноября Внешэкономбанк принимал участие в финансировании проектов Олимпиады общей стоимостью 321,09 млрд рублей, из которых 248,6 млрд рублей - это его кредитные средства. То есть, частные инвесторы вложили в эту «стройку века» в Сочи всего 72,4 млрд рублей или чуть больше 22%. Интересно, а как же тогда неоднократные заявления правительства о том, что частные инвесторы должны вкладывать в строительство государственных проектов не менее половины их стоимости? И теперь они еще требуют компенсации их затрат, а не жирно ли будет?

 

И почему Внешэкономбанк дает кредиты на заведомо убыточные проекты, это что, новое слово в банковском деле?

 

- ВЭБ – это особый банк, который не попадает под требования надзора Центрального банка, следящего за тем, чтобы банкиры хорошо просчитывали все проекты для кредитования, и имели как можно меньше убытков, - пояснил «СП» профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов. – В принципе, ВЭБ – это госкорпорация развития, которая может работать даже с убытками, если она финансирует государственно значимые объекты. Строго говоря, банк развития – некое промежуточное звено между бюджетом и получателями бюджетных средств – частными компаниями, которые выполняют заказы государства по строительству объектов, деля финансирование. Это просто схема перечисления бюджетных денег на счета частных инвесторов.

 

«СП»: - Значит, государство должно докапитализировать ВЭБ?

 

- Можно назвать этот процесс покрытия убытков по государственным проектам докапитализацией, можно – одноразовым покрытием убытков. Но государственная корпорация по определению никогда не лопнет – это такая структура, которая обречена существовать всегда, независимо от того, имеет она прибыли или убытки. Потому что такие крупные проекты важны не только с точки зрения государственного имиджа, но они еще очень нужны и коррупционерам - по причине масштабности выделения бюджетных средств. А где много денег, там и много возможностей для коррупции. При этом я достаточно позитивно отношусь к фигуре главы Внешэкономбанка Владимиру Дмитриеву – он человек подневольный, и делает то, что ему говорит главный акционер – правительство. Проблема в том, что он передает эти деньги тем, кто их ворует.

 

«СП»: - Стоит ли государству вообще ввязываться в столь дорогостоящие «прожекты», как Олимпиада?

 

- На самом деле, судя по мировой практике, все прошедшие Олимпиады оказались убыточными с точки зрения вложенных в них денег, в том числе и государственных. Государствам это нужно для повышения мирового имиджа, но в мире размер государственного участия в таких проектах значительно меньше. С другой стороны, я думаю, вопрос строительства таких объектов как Олимпиада должен решаться на всенародном референдуме, чтобы народ сказал свое мнение, нужны ли нам такие игры. Тем более, нужно ли проводить зимнюю Олимпиаду в субтропическом климате Сочи, где все затраты на нее значительно дороже. Когда у нас половина страны находится в зимнем климате. Но я так понимаю, что лица, принимавшие решение, руководствовались коррупционными соображениями, и их мало интересовало объективное мнение народа.

 

«СП»: - Большая часть денег – четыре пятых вложенных средств, принадлежит ВЭБу, то есть – государству. Так может быть, тогда стоило добавить еще немного, и строить все на госденьги, а не кормить ими частников?

 

- Конечно, если бы на строительство объектов Олимпиады шли только государственные деньги, это было бы затратно, но с другой стороны, тогда бы частные компании не смогли нагреть руки на госсредствах. Повторюсь, по моему мнению, и этот вопрос тоже надо было решать не кулуарно в правительстве, а путем референдума, с участием всех граждан, из налогов которых пополняется бюджет, выделяющий деньги на Олимпиаду.

 

«СП»: - Насколько можно понять, дополнительные деньги ВЭБу на финансирование убытков Олимпиады пойдут из средств ФНБ, и на них же будут строиться новые имиджевые, но заведомо убыточные мегапроекты правительства, такие как высокоскоростная магистраль «Москва-Казань». Насколько оправдано тратить деньги будущих пенсионеров страны на имидж?

 

- Понятно, что ничего хорошего здесь нет, ведь эти деньги лежат на будущее. Но у правительства сейчас просто нет других денег, которые можно было бы потратить. Бюджет следующего года сверстан правительством с дефицитом, и в этом году он тоже дефицитный. Так что остался единственный «кошелек». Проблема в том, что в следующем году Олимпиаду мы проведем, но потом пенсионеры еще долго будут ее помнить. А потом построим скоростную магистраль в Казань, и будем возить по ней бесплатно пенсионеров – в счет пенсии.

 

 

<hr/>

 

 

Тем временем, о возможности направления в капитал Внешэкономбанка средств из ФНБ ранее заявлял министр финансов Антон Силуанов. При этом, по его словам, перевод средств из ФНБ в ВЭБ не нарушит требования о возвратности средств в фонд. А достаточность капитала ВЭБ, изрядно истощившегося из-за огромного количества кредитов на масштабные, рискованные и неокупаемые чиновничьи «прожекты», будет восстановлена. Предполагается, что вопрос о вариантах докапитализации будет обсуждаться на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка 13 декабря.

 

Между тем, по словам Силуанова, он против выдачи новых денег Внешэкономбанку из ФНБ, но те депозиты фонда, которые уже лежат на его счетах, могут быть «конвертированы» в капитал госкорпорации. Как заявил Силуанов, это решение «в процессе», но сумму, которую в итоге получит ВЭБ, назвать отказался.

 

Однако деньги Внешэкономбанку нужны как можно скорее, чтобы избежать повышения стоимости заимствований в случае нарушения достаточности капитала по еврооблигациям, где по европейским нормам размер капитала заемщика не должен опускаться ниже 10% от стоимости кредитов, иначе его выплаты по ним резко вырастут.