ПОЛТОРА МИЛЛИОНА РАБОЧИХ ЛЕТ

Предположим у олигарха по фамилии Пупкин-Задунайский есть 18 млрд долларов, а заработок строительного рабочего Васи Иванова составляет 30 тыс. рублей в месяц. Если считать, что деньги олигарха есть эквивалент созданной им лично стоимости, то получается, что т.Сухову понадобится вкалывать 1.5 млн рабочих лет, чтобы создать стоимость, равную капиталам олигарха Пэ-Зэ. Люди по природе состязательны и всегда будут сравнивать свое положение с положением других людей. Вот представьте себе, честный труженик Вася Иванов утречком ранненько втыкает лопату в землю и протяжно говорит: «Да… всего полтора миллиона рабочих лет…».

Или миллион человек, от чернорабочего до академика, работают полтора года, чтобы сравняться с одним олигархом. …Нехорошо получается. Где-то даже абсурдно. А следуя правилу цикличности и круговорота вещества и душ в природе, даже жалко олигархов: полтора миллиона лет с лопатой в будущей жизни – такой участи не позавидуешь.

Большие деньги – чужие деньги

Итак: большие деньги – это чужие деньги, независимо от того, по закону они добыты или нет, платит он налоги или нет, поскольку за ними стоит стоимость, созданная чужим трудом (не этот олигарх Пэ-Зэ лично проектировал заводы, непосильными трудами вколачивал сваи для цехов, создавал оборудование, не он сам из своей плоти родил эту нефть, руду, не он лично отловил крокодилов для столиков для своей яхты – за него работали другие). Деньги олигархов – это не показатель их величия, а сумма их долга перед обществом. Поэтому властям надо не сюсюкать с олигархами, а говорить с ними, сурово сдвинув брови: «Нуте-ка, олигарх Пэ-Зэ, ответствуй, как ты распоряжаешься чужим народным трудом!». И так может говорить любой честно работающий человек, отчего олигархи должны лишиться спокойного сна и бояться выходить на улицу без охраны. Если это не так, то пусть кто-то из наших более разговорчивых олигархов, например, М.Прохоров, попробует убедить в обратном.

Чужие деньги – это ответственность перед обществом. Чем больше денег – тем больше ответственность, вплоть до запредельной. Не стоит умиляться благотворительности богатых, потому что она почти всегда сопровождается необузданным личным потреблением (яхты, особняки, футбольные клубы), - с одной стороны, и миллионами беспризорных детей и деморализованных нищих и полунищих, - с другой. Личное неуемное потребление богатых бессмысленно и потому, что для того, чтобы смотреть футбол (само по себе бестолковое занятие, которое поддерживают производители пива – вы даже не замечаете, что уютно устроились в трофической цепочке, где вы – пища для пивных компаний и тех же, между прочим, футболистов), необязательно владеть футбольным клубом.

«Беднота - не голытьба, а голытьба - не добродетель»

В начале 90-х народу раздавали землю. Многие эту землю продали за бутылку водки. Так – так так. Их воля, вернее безволие. В любом обществе и всегда - будет балласт, «котюхи» и было бы глупым равняться на эту часть населения, как носителей высшей нравственности (это уже было, Ленин придумал «комитеты бедноты» - тех же «Шариковых» «Швондеров» и известно, что из этого вышло). Их можно выпустить из того массива населения, который можно назвать здоровым и трудолюбивым, они – под чертой. Можно ожидать, что эта часть населения создает только несложные изделия, поскольку к кропотливому ежедневному труду они не расположены. Поэтому тот народ, который стОит заботы властей - это всё, что выше уровня этого балласта, и ниже тех заработков, которые представляются заоблачными и незаработанными.

Стих на страницах Макспарка (С) И.Иртеньев:

Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!

Также могут сказать и «Капиталисты-суки!», без разницы.

Граница между своим и чужим

Собственное дело можно начать с нуля, взяв пару досок и соорудив из них в гараже или на кухне какую-нибудь полочку (хотя это не так просто, и это знают те, кто делает такие полочки). Но дальше нужно расширять дело, потребуется бухгалтер или два, нужно будет уже считать миллионы. Можно нанять управляющего, а самому удалиться от дел и заняться чем-то другим и не прибыльным. Вот на каком этапе полученные вами деньги переходят грань созданной лично вами стоимости и где начитаются чужие деньги? Когда вы лично тратите больше денег, чем создали непосредственно сами? Определить грань между заработанным и незаработанным очень сложно. Но определить уровень личного потребления представляется более или менее возможным. Во времена Сталина-Брежнева за выдающиеся заслуги людям выдавали участки земли под личные дачи в Ближнем Подмосковье площадью в 1га – это было невероятно престижно и такие семьи составляли олигархат того времени. По нынешним временам – скромненько, но со вкусом, больше и не надо.

Что хорошо - то хорошо и что плохо – то плохо

Нет слов, организационные, деловые способности предпринимателей могут быть полезными для общества в целом. Не берусь судить профессионально, но в области металлургии Россия сохраняет неплохие позиции, несмотря ни на какие передряги, конкурирует с демпингующими китайцами и поставляет сталь для «мерседесов». Иными словами, многие хозяева предприятий умело ведут дело, работники к таким хозяевам относятся уважительно, и ничего предосудительного в деятельности таких предпринимателей нет. Почитайте, для иллюстрации, у А. Пушкина, как он описывает предпринимательство в среде российских крестьян начала 19 века в сравнении с кабалой, нищетой и бесправием низших классов в Англии того же времени (!).

И все было бы хорошо, если бы не личное потребление, если бы не вывоз капитали, если бы не влияние на власть и не подкуп властей, если бы очарованность деньгами не заставляла богатых предавать интересы страны и собственного народа в пользу количества этих самых денег, если бы по самолюбию людей не било то, что другие живут другой жизнью, если бы молодые люди, вместо того, чтобы совершенствоваться в своей профессии, не скулили и не бездействовали, оглядываясь на проплывающие мимо мерседесы (из российской стали). Совершенно точно, что в олигархате оказываются не лучшие люди страны и что деньги способны испортить даже лучших. Богатые, близкие к власти люди, и думать забыли, что многим приходится экономить бензин или откладывать в течение полугода деньги на мобильный телефон (да-да - «страшно далеки от народа»). Их задача – любой ценой обслуживать «свои» деньги, а раз так, то собственно народ становится их прямым противником. Здесь появляется верхняя граница богатства.

Так сколько же стоят управленческие труды олигархов? Как совместить процветающее, развивающееся производство со всесторонними «ограничениями» на капитал?

На заре перестройки было ошибкой (вся перестройка – Большая Ошибка) разрешать любые кооперативы: нужно было осторожно попробовать производственные (а не торговые или общепит) кооперативы по типу артелей, нужно было попробовать передавать предприятия в собственность трудовых коллективов по модели ролевой игры, т.е. осторожно и локально пробовать и смотреть на результат. Согласитесь, странно, когда официант в кафе на Остоженке зарабатывал за день больше, чем доктор наук за полгода.

На чём надо сосредоточиться

В сложившихся социально-экономических условиях необходимо, прежде всего, обратить внимание на слои населения с низкими заработками.

Все, что ниже 35 тыс. рублей в месяц – это тревожные слои. И сейчас как раз лучшее время, чтобы опробовать какие-то ходы, чтобы вытянуть эти слои к достойным заработкам: если эти методы будут давать результаты и сработают сейчас, в самое неудобное время, то они подавно сработают при улучшении общей экономической ситуации. Для нас сегодня определяющим является скорость и качество обменных процессов в экономике/хозяйстве страны («что Иван сделает для Петра, а Петр для Ивана»: Иван делает стиральные машины, а Петр укладывает асфальт и каждый может прикинуть, что один сделал для другого за рабочий день). Нужно искать равновесное и всё поднимающееся по уровню равенство между максимальной энергией и отдачей производителей и максимальной покупательной способностью населения.  

«Отнять и поделить» - не вариант

Сами по себе олигархи не представляют проблемы – их всего горстка, безусловно они заложники своих капиталов, и не о них речь. Ниже олигархов идет масса других, менее богатых людей, далее еще менее богатые и заканчивается это массой людей, для которых «противоположная сторона пирога всегда слаще», что присутствует, в большей или меньшей мере, почти в каждом из нас. Задача состоит в том, чтобы закольцевать движение капитала, точно так же, как в тороидальной катушке удерживают плазму. Деньги должны двигаться по кругу, сверху вниз, снизу вверх, а не запираться в отдельных руках.

Системные решения

В системе государственно-частного партнерства можно пробовать разные варианты, разделив активы на «вершки» и «корешки» - материальные активы принадлежат государству, финансовые – частному сектору, который будет биться за каждую возможность повышать эффективность производства (как, приблизительно, это существует в естественной монополии РАО РЖД: рельсы - государства, подвижной состав – частный). Может быть и такой вариант, как “careof” – то есть забота, попечение конкретного человека, где человек с деньгами работает над проектом, который его собственностью не является (инвестирует и ведет проект, а не, вбросив деньги, едет на Гавайи). Возможны любые варианты и найдутся оптимальные. Важно провести черту между капитализмом (или его допустимыми элементами) как правилами хозяйственной деятельности, и капитализмом как идеологией. Капитализм как идеология – губит общество и недопустим.

Западный опыт

При всей своей внешней привлекательности, западный опыт в России контрпродуктивен, это очевидно, и аналогичен воздействию плавиковой кислоты на организм человека: «При попадании на кожу в первый момент не вызывает сильной боли, легко и незаметно всасывается, но через короткое время вызывает отек, боль, химический ожог и общетоксическое действие» (Википедия), а при большой площади поражения – летальный исход, что мы со всей очевидностью переживаем сегодня. Вся «химия» отношений с Западом очень сложная, столетиями вызывала в России только головную боль. Товары – да, неплохи, все остальное, и, главным образом, принципы управления, необходимо строить только самим.  

Работы в стране – бездна, она никогда не кончается, как не кончается работа на собственном дачном участке, и видеть безработных (пусть их только 5%) или занятых всякой ерундой, просто больно. Мы помним, что в советское время было немало женщин-начальниц: только это помогало поддерживать отчетность, дисциплинировать производство в массе пьющих мужчин. Эти времена прошли. Каждый человек работает с полной выкладкой, или выбывает из производства.

Чем заниматься каждому человеку

В идеальном случае каждому нужно заниматься тем, чем он хотел бы заниматься по жизни. Природа вещей такова, что люди, если им не приходится толкаться в очереди за работой, свободно распределившись по своим интересам, не наступают никому на ноги и все вместе создают необходимое обеспечение стране. Вот здесь «либерализм», свободное употребление своих сил, уместен. Можно пристроить своего сына на сытную должность экономиста или юриста. Но если такому молодому человеку судьбой написано быть проктологом, то он сгниет в офисе, уставившись в монитор компьютера, занимаясь ненавистным делом, а грезиться ему будет, извините, …опа. И это ущерб в кубе: общество не получит нужного специалиста; появится сотрудник-балласт, незаинтересованный в своей работе; не сложится личная судьба этого молодого человека и страдать будут все люди, связанные с ним, прежде всего его собственные жена и дети. И все это, вместе взятое, отравляет атмосферу в обществе.

Социальный инстинкт

Неравенство в стране, одно из самых высоких в мире, вещь зловещая (иллюзий насчет общего нерадостного положения в мире быть не должно). Причин для беспокойства много и они разной природы. Но дело не столько в материальном неравенстве, сколько в отсутствии связности, сквозного потока энергии и информации в обществе, отсутствии общих задач и основ для сопоставления людей. Социальный инстинкт в России на уровне общества как целого чрезвычайно силен и исторически всегда был сильным даже в эпоху крепостных крестьян (они в общей массе с энтузиазмом «били немца»). В межличностном общении мы часто наблюдаем противоположную картину из-за необыкновенного свободолюбия русских на уровне личности. У нас склоки на совещаниях и собраниях, но «Россия превыше всего» на уровне страны в целом. В одной из телепередач во время кризиса 2008г. публику спросили, как же быть? Часть людей сказали: «Ничего не покупать, беречь наличные деньги». Но гораздо более громкий голос был тех, кто сказали: «Покупать, и тем самым поддержать всех». Найдя согласие «на уровне страны в целом», это согласие спустится вниз и вернется наверх и гармонизирует все общество в целом.  

Нужно помнить каждый день

Нужно помнить каждый день и просыпаться утром с мыслью, что мы въехали в кашу, бездорожье еще в 1985г. трудами недоумочного Горби. То, что мы пытаемся делать сейчас, напоминает косметику для трупа: бессмысленно подводить глазки, пудрить носик телу, которое нежизнеспособно в своих основаниях - нужно искать фундаментальные решения, отмотав ленту времени на почти 30 лет назад, и оттуда строить. Мы накопили опыт (во многом жестокий), мы получили статистику, мы отследили тренды, мы получили какие-то блоки реальности - вот развернуть эти блоки друг относительно друга, чтобы получить складное тело – наша задача, и тогда айсберг, каким является наша страна, придет к своему естественному положению. Пытаться натужно жить как сейчас, значит проявить усердие в том, чтобы еще глубже залезть в петлю: в лучшем случае это будет длительная стагнация, в худшем – бунт, и даже не потому, что миллионы людей устанут жить в бедности и разобщении, а потому что им будет противно жить окруженными неопределенной бесполой слизью, без четкого понимания того, что есть враг, а что есть друг.

На сегодня пусть каждый добросовестно выполняет работу на своем рабочем месте, но помнит каждый день, что страна живет не своей жизнью, и держит глаза открытыми для перемен. Текущий уклад жизни до сих пор не востребовал лучшие силы страны и лучшее в каждом из нас. Пройдет зима, стает снег и обнажится совесть каждого человека. Позаботьтесь, чтобы она была чистой. Берегите не себя, берегите свою совесть и силы.