В смерти прошу никого не винить

На модерации Отложенный

Во вторник в театре Гешер ставили “Finita la commedia”. Весь день была в предвкушении. Когда зашла в зал, было такое впечатление, что меня уже ждали. Вокруг кипела жизнь, переместившаяся с театральных подмостков. Искрометное действие захватило меня. Игра актеров, текст, композиция, музыкальное сопровождение, декорации – все было на высочайшем уровне, а иначе и быть не могло.


Сцена из спектакля

 

Спектакль поставлен по одной из самых сильных пьес прошлого века в России, “Самоубийца” Николая Эрдмана. Естественно, прочитала. Жесткая сатира, гротеск и сарказм.  Герой пьесы – простой, даже в какой-то степени, жалкий человек, потерявший контроль над своей жизнью, и более того, над своей смертью. И мы становимся свидетелями того, как в этой гротесковой, фантасмагорийной обстановке он, в конце концов , становится личностью. Драматург Николай Робертович Эрдман известен как автор двух пьес: "Мандат" и "Самоубийца". Первая принесла начинающему автору сенсационный успех и оглушительную популярность, вторая - запрещена советской цензурой. Острая сатира и драматический пафос произведений Н.Р.Эрдмана произвели настоящую революцию в российской драматургии 20-30-х гг. прошлого века, но не спасли автора от сталинских репрессий. Абсурд советской действительности, бюрократическая глупость, убогость мещанского быта и полное пренебрежение к человеческой личности - темы сатирических комедий Н.Эрдмана вполне актуальны и для современной России. Нет смысла пересказывать содержание. Одной фразы достаточно.

Разве мы делаем что-нибудь против революции? С первого дня революции мы ничего не делаем. Мы только ходим друг к другу в гости и говорим, что нам трудно жить. Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради Бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: «Нам трудно жить». Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас.

Драматична судьба этого сценария.

Автор сразу принес свою пьесу в ГосТиМ (государственный театр имени Мейерхольда) кВ. Э. Мейерхольду, где была поставлена его прошлая пьеса «Мандат». В. Мейерхольду пьеса понравилась, и он собирался ее ставить, но Главрепертком не разрешил постановку, назвав пьесу «реакционной». Мейерхольд не отступил и стал добиваться разрешения.
А тем времени К. С. Станиславский добился разрешения постановки в МХАТе и приступил к репетиции. Но до премьеры дело так и не дошло. Сталин лично написал Станиславскому: «Я не очень высокого мнения о пьесе „Самоубийца“. Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна».
В мае 1932 года Мейерхольд в своем ГосТиМе все же начал репетиции «Самоубийцы», на этот раз дело дошло аж до генеральной репетиции, но на этом и закончилось, спектакль выпущен так и не был.
Время шло. Ушла в прошлое сталинская эпоха, которая даже на какое-то небольшое время в 1960-х годах при Хрущевской оттепели была названа преступной.
В это время пьесу на сцене Театра на Таганке поставил Юрий Любимов. Окончилось и Хрущевская оттепель, опять все вокруг затянулось непробиваемым льдом — спектакль в Театре на Таганке был запрещен.
Лед постепенно, с течением лет, в некоторых местах ослабевал.
Один из бывших актеров театра В.Мейерхольда, Валентин Плучек, став за эти годы главным режиссером Московского театра Сатиры и на сцене этого театра поставив множество спектаклей, в 1982 году приступил к пьесе «Самоубийца». Однако спектакль, который хоть и удалось выпустить, прожил очень недолго и был запрещен в том же году. Но в 1985 году в стране в очередной раз сменился генсек, нового звали Михаил Сергеевич Горбачев. В стране началась Перестройка. В 1986 году В. Н. Плучек возобновил постановку, на этот раз она, никем не запрещенная, вошла надолго в репертуар театра. С тех пор пьеса «Самоубийца» неоднократно ставилась и продолжает ставиться по всей России.

В нашем театре Гешер постановку, сценическую редакцию и музыкальное оформление осуществил Александр Морфов.


Болгарский режиссер, киноактер, сценарист. Главный режиссер Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Окончил Национальную академию театра и кино в Софии в 1989 . по специальности "режиссура драмы", а в 1994 г. — по специальности "режиссура кино". Поставил спектакли: «Дон Кихот» (Болгарская национальная премия «АСКЕР» (1994 г.) за лучший спектакль года и за лучшую режиссуру, а также премия театральных критиков), «Сон в летнюю ночь», «На дне» (премия «АСКЕР» (1997 г.) за лучший спектакль и лучшую режиссуру и Болгарская премия актеров за лучшую режиссуру), «Декамерон» (2000 г.) и другие. Ставил спектакли во Франции, Швеции, Македонии. Спектакли «Буря» У. Шекспира (Санкт-Петербургский театр им. В. Ф. Комиссаржевской, 1998 г.) и «Король Убю» (Московский театр «EtCetera», 2001 г.) выдвигались на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

 

Зритель сразу вовлекается в водоворот действа. Невозможно описать это состояние сопричастия и соучастия. Нужно прийти на спектакль, чтобы почувствовать динамизм и энергетику. В спектакле заняты лучшие актеры театра. В главной роли Подсекальникова Алон Фридман, выпускник школы-студии актерского мастерства Нисана Натива. В "Гешере" с 2002 года. Марию, жену Подсекальникова, играет очаровательная Нета Шпигельман. Серафиму, его тещу, исполняет блистательная Наташа Манор. Вместе с замечательными актерами Гешера режиссеру Александру Морфову удалось создать незабываемый спектакль, который всегда актуален.