Кулака в кулаке не убить.
Усадьба моего отца располагалась между усадьбами двух Гончаровых - Николая и его мачехи Дуни. Мачеха - пришлая пензенская. Со своим говором выделялась из местных. По характеру вредная, по психотипу - шустрая. Но речь не о ней. Об усадьбе. ЕЁ, её соседей с другой стороны, моего отца, Николая и его двух соседей с другой стороны усадьбы составляли некогда целую усадьбу отца Николая. Надо сказать, что размеры одной усадьбы составляли около шестидесяти соток. Земля была засажена виноградом, который и дал название селу.
Отец Николая, кулак второй группы, был выслан на окраину области и домой не вернулся. Встретил другую любовь. Николай работал кузнецом. Был женат и имел дочь, мою сверстницу. Хозяйство его составляли птица, пасека, виноградник, сад. Ухаживала за всем этим хозяйством его жена Марфуша - тихая незаметная женщина.
Занимался Николай и рыбалкой. Рыбу ловил мелкую. По местному - бубырей. Марфуша перетирала её солью, жарила в томате и продавала на местном "хитром" рынке. Занимали Николая его здоровье и поэзия. Свои два мотоцикла и новенький "Жигулёнок" он берёг, но не любил. Он писал - "земля моя, судьба моя". Большего я не помню, но это вот точно.
Через базар уходили и мёд с фруктами и ягодами из сада. Виноград, кроме того, что на вино, сдавали на заводы. Виноградовцы этим жили. 28 копеек за килограмм при сборе с участка тонн до пяти, было совсем не плохо.
Был 1971 год.
Я вернулся из школы. Меня привлекло тихое подвывание с соседнего двора. Я подошёл. Марфуша лежала на земле. Огромный и потный Николай бил её ногами. На мои возмущённые крики он только досадливо отмахнулся: " Брысь, пацан. Не мешай учить!" Я пригрозил натравить на него свою собаку ( у меня был знатный волкодав, который Николая ненавидел с детства, хотя ни разу с ним физически не контактировал )
Чего испугался Николай я не знаю, но Марфушу он запинал в дом. Что происходило там я не знаю. Но несколько дней после этого Марфуша ещё более незаметной тенью передвигалась по двору, закутанная в платок.
Причину избиения я узнал от дочери Николая Лены. Марфуша пошила себе новый халат и купила на него за пятьдесят копеек пуговицы. Николай избивал её за расточительность - пуговицы надо было срезать со старой фуфайки, а не тратиться на новые.
Что Николай из семьи раскулаченного, секретом не было. А, история Николая и Марфуши научила понять, как становятся кулаком и каким рачительным хозяином бывает кулак. Ненавижу я их с того случая.

Комментарии
Комментарий удален модератором
Что-то подленькое и лживенькое.
Один пример выдавать за систему?