К вопросу о коммунизме

На модерации Отложенный К вопросу о коммунизме
К вопросу о коммунизме

Имеет ли каждый из нас право получать деньги от государства просто так?

Лучшие мировые умы разрабатывают идеологию нового устройства жизни: каждый человек имеет право на гарантированный ежемесячный доход

Из поднятого кузова самосвала, въехавшего на площадь перед парламентом в Берне, посыпались монеты. Текли вниз и падали на асфальт восемь миллионов пятицентовых монет — по одной на каждого жителя Швейцарии. Так активисты, собиравшие подписи за проведение референдума о введении гарантированного базового дохода для всех жителей страны, праздновали успех.

Сбор подписей за проведение референдума о введении в Швейцарии гарантированного дохода начался весной этого года, а к осени подписи были уже собраны — 126 тысяч вместо положенных 100. Была названа и цифра ежемесячной выплаты государства каждому гражданину: 2500 франков, или 2000 евро. По швейцарским понятиям это не так уж много, потому что бедностью в этой стране считается доход ниже 1800 евро. Период, в течение которого страна могла бы перейти на принципиально иной способ жизни, тоже определен: четыре года. Но главное — не срок перехода и даже не сумма гарантированной выплаты, а сам принцип жизни, вынесенный на референдум.

Несмотря на кризисы, мировое богатство растет. Швейцария в 2011 году стала первой страной, где богатство на душу населения превысило 500 тысяч долларов. Австралия и Норвегия имеют 350 и 330 тысяч на человека, Япония и США с 270 и 260 тысячами долларов стоят выше Франции и Италии с их 200 тысячами долларов. В условиях такого зашкаливающего, одуряющего, немыслимого во всей предыдущей истории человечества богатства сам собой должен был возникнуть вопрос о том, как его использовать и что с ним делать. Инвестировать в суперпроекты вроде освоения Марса? Построить мосты над океанами? Вложить в государственную медицину и образование? Или просто закрыть глаза, глядя в приятном расслаблении, как огромные деньги утекают в сторону десяти миллионов человек, уже имеющих крупные состояния и правящих миром?

Но возможен и другой вариант развития человечества, другая экономика и другое государство. Элементарная мысль о том, что деньги из бюджета страны надо ежемесячно выплачивать всем гражданам, когда-то возникла в голове у революционера и философа Томаса Пейна; с тех пор, триста лет подряд, эта мысль искала свою политическую и социальную форму и наконец нашла ее в швейцарском референдуме. Но активисты, собравшие 126 тысяч подписей и взявшие кредит в одном банке, чтобы получить в другом восемь миллионов пятицентовиков для своей акции на площади, совсем не относятся к веселым фрикам, съезжающим на велосипедах с крыш и проповедующим субтропическую Европу в Гренландии. За ними стоит международная сеть BIEN (Basic Income Earth Network), в которую входят 17 национальных организаций из таких развитых стран, как Австрия, Австралия, Голландия, Америка, Англия, Германия. Руководство этой международной сетью состоит из профессоров лучших мировых университетов, конгрессы проходят раз в два-три года; следующий состоится летом 2014-го. BIEN разрабатывает идеологию нового устройства жизни, предполагающего, что каждый человек имеет право на гарантированный ежемесячный доход.

Все это странно звучит для того, кто начитан в истории и знает жизнь. Вся человеческая история есть рассказ о том, как люди в поте лица своего добывали хлеб насущный, как они страдали от голода и нищеты и мучились в рабстве, которое с веками меняло форму, но не меняло суть. Проклятие Адама, обреченного работать, красной нитью проходит через всю историю, состоящую совсем не из героев в роскошных одеждах, а из молчаливых голодных толп и бледных безымянных теней, прикованных к станкам, тачкам, шахтам, скважинам, компьютерам жестокой необходимостью работать, чтобы есть. Не смена верхушечных политических формаций, а именно эта глубинная, непрекращающаяся ни на день и ни на час бесконечная каторга трудящегося человека составляют содержание и смысл истории.

Кто не работает, тот не ест. Этот древний принцип часто трансформировался в истории: «кто не член банды, тот не ест», или «кто не нужен на шахте, тот не ест», или «кто не ворует, тот не ест». Так было веками и так оно обстоит во многих местах до сих пор. Но в условиях огромного, пронизывающего весь социум, переливающегося через край богатства такой принцип архаичен и нелеп. Пожизненная работа за пайку уже не обосновывается никакими экономическими аргументами. Богатое — здоровое — общество может обеспечить человеку

 

достойный уровень жизни и без того, чтобы ежедневно превращать его в раба отбойного молотка или придаток кассы.

Связь работы и денег уже разорвана, причем первыми сделали это богатые и сверхбогатые. Если даже они и работают, деньги, которые они получают, не находятся ни в какой связи с их усилиями и умениями.

Они просто живут в мире, где работа превратилась в приятное занятие на расширенном досуге, а жизнь надежно обеспечена и защищена от несчастий голода, холода и угнетения. Теперь по этому пути, в этот светлый мир свободного выбора, пришла пора последовать всем остальным. Процесс уже пошел, и не в одной Швейцарии. Правительство Бразилии осуществляет ежемесячную выплату (правда, очень небольших сумм) гражданам в некоторых штатах. Но впереди всех на этом пути американский штат Аляска, где Перманентный фонд ежемесячно платит каждому жителю около тысячи долларов (цифра колеблется в зависимости от цен на нефть, добываемую на Аляске).

Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране? Этим вопросом задавались теоретики марксизма сто лет назад. Сегодня у нас есть ответ: можно, если эта страна американский штат. Если Швейцария — тоже можно. А что со всем остальным миром?

Мир стоит на голове и машет ногами, искренне удивляясь при этом, почему в глазах круги и все вокруг шатается. Триллионные бюджеты государств идут на помпезную чепуху, на военные нужды, на банковские аферы, на обеспечение сладкой жизни узкому кругу негодяев, на создание класса обслуги, в том числе интеллектуальной, которая в СМИ на все лады поет песенки о том, что нынешнее устройство общества является единственно возможным. Как будто невозможно выдумать что-то более человечное, чем непрерывное пожирание бедных богатыми и постоянное держание народов в узде корыстной властью! То, что узда называется «свободой» или даже «демократией», не меняет дела. Разговоры о свободе — ложь, если человек низведен до положения раба, обреченного работать всю жизнь за еду и крышу.

Вся история человечества — это путь изживания рабства. Но рабство мутирует, принимает все новые и новые формы, оно проросло в жизнь, вцепилось в нее и не желает уходить. Рабство удобно рабовладельцам, которые в наше время не изменили свою суть, а изменили только свое название. Теперь они могут называться промышленниками, воротилами, финансистами, министрами, топ-менеджерами, как угодно. Но между положением римского раба и современного пролетария (с компьютером или без) много общего: они на всю жизнь прикованы к работе, отдают ей лучшее время своей жизни, работают не потому, что хотят, а потому, что иначе им не выжить, живут под страхом наказания (увольнения) и всю жизнь являются невольниками на рынке труда. Окончательно уничтожить такое рабство можно, только обеспечив человеку гарантированный доход, который впервые в истории даст ему право свободно выбирать образ своей собственной, единственной, неповторимой жизни.

Это кажется невозможным, невероятным и фантастическим. Но так всегда и бывает. Освобождение крестьян в России за полвека до освобождения казалось многим даже просвещенным людям невозможным, ненужным, вредным для народного хозяйства и нравственности. Если на рабстве держится экономика, как можно отменить рабство? А что, если свободные крестьяне не захотят больше работать? У рабства всегда есть куча защитников. Было время, когда тот, кто заговорил бы о восьмичасовом рабочем дне, был бы признан сумасшедшим, ибо низшие классы, находящиеся под управлением высших классов, должны работать на них с детства до смерти, без учета времени, всю свою жизнь. Были и такие времена, когда никому и в голову не могла прийти мысль о том, что на старости лет человек может получать пенсию. Но все то социальное освобождение, которое в каждый момент времени кажется невозможным и совершенно ненужным власть имущим, все равно случается. И это тоже случится. В пронизанном коммуникациями горизонтальном мировом обществе не может остаться неизменной вертикальная система власти, феодальная система крупных состояний и всеобщая пожизненная каторга для всех людей.

Речь не идет о введении нового пособия или подачке, обусловленной тысячью условий. Нет. Деньги должны выплачиваться не по предъявлению справок, не после заполнения анкет, не в результате долгой работы социальных служб, решающих, кому дать сто рублей, а кому не дать, — они должны выплачиваться всем и каждому, вне зависимости от его нрава, взглядов и положения. Перманентный фонд на Аляске платит тысячу долларов в месяц всем жителям штата без исключения. Швейцарский коммунизм, идея которого выдвигается на референдум, предполагает, что базовый доход получат все — от водителей такси до рантье, от уборщиков мусора до миллионеров. Если миллионер честный человек и не нуждается в этих деньгах, он откажется от них; но в пакет его человеческих прав право на такие выплаты входит. Речь не идет о поддержке социальных групп и слоев, речь идет о фундаментальном праве человека на базовый доход.

Швейцария, назначив сама себе референдум о гарантированных ежемесячных выплатах, оттолкнулась от настоящего и поплыла в будущее. Этот вопрос альпийская республика задала не самой себе, она задала его миру. Все мировые минфины со счетами в руках постараются замылить вопрос о гарантированных выплатах каждому гражданину; они сделают все, чтобы напихать в публичное пространство вату рассуждений о том, что это невозможно, нерентабельно, неправильно, нет денег, нет возможностей и т.д. и т.п. Они всегда это говорят, когда заходит речь о том, что

 

пора платить людям. Медийная стратегия этих сил в таких случаях состоит в том, чтобы плодить фальшивые темы и подменять главное побочным. Вы хотите гарантированных ежемесячных выплат для всех? Тогда мы в виде асимметричного ответа на каждом углу будем говорить о необходимости повышения для вас пенсионного возраста! Вы хотите свободы от пожизненного рабства в цехе и конторе? Тогда мы будем говорить о жесткой необходимости ввести сточасовую рабочую неделю! Но дело в том, что деньги, на которые одуревший от счастья бесконтрольного обогащения «Газпром» собирается устраивать футбольную пулечку на миллиард долларов, — это наши деньги. Абрамович плавает на самой большой яхте в мире, купленной на наши деньги. Государство существует на наши деньги, которые оно в ходе истории многократно изымало у нас и продолжает ежедневно изымать. Надо прекратить эту вечную конфискацию не только денег, но и человеческой жизни.

Алексей Поликовский