От чуждого «Господин Президент» к вековому «Ваше Императорское Величество»

Руслан Устраханов о неразделимости православия и государства …

1


Тяжелее всего доказывается очевидное. Казалось бы, чего яснее: Россия - государство Православия. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в 2010 году, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. Однако законодательного подтверждения реального состояния общества нет. Есть закон 1997 года «О свободе совести». В преамбуле - признание «особой роли православия в истории России». Больше ничего.

Вещи следует называть своими именами. За православием не «особая роль». Оно от истории государства российского, его величия, неотделимо. С момента Крещения Руси в IX веке православие - религия государственная до 1917 года. А царствующие особы, с Петра I, носили титул «защитников Церкви».

Россия выстояла, не утратила национальную идентичность только благодаря Русской Православной Церкви. Без Сергия Радонежского победа над монголо-татарами на поле Куликовом не состоялась бы. Преподобный объединил вокруг Дмитрия Донского русских князей. Вдохновил воинство на победу. Освобождение Москвы от польских захватчиков в начале XVII века началось с воззваний Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Погиб он в 1612-м: заморен голодом - отказался служить иноземцам. Сколько ещё святых, за веру и Россию жизнь отдавших: от монаха брянского Пересвета до святителя Тихона, Патриарха Московского.

Никакой научный труд не заменит Священное Писание, никакие открытия - библейские истины. А человек, даже самый талантливый, облеченный неограниченной властью не может быть Богом. Трагедия всех революционеров-материалистов - они пытались стать выше Бога. Хотя в последние минуты жизни взывали к нему. Как товарищ Сталин в тяжёлом 1941-м обратился не к памяти Ильича, а к Православной Церкви, её святым: Александру Невскому и Фёдору Ушакову, к Казанской иконе Божией Матери.

Семь десятилетий воинствующего атеизма. Последствия - «национальные катастрофы ХХ-го века». От них мы только начинаем отходить. Занимаемся поиском национальной идеи, духовного стержня России. Пытаемся искать то, чего искать не надо - всё на поверхности. Возрождение России невозможно, пока основной институт духовности и патриотизма: Русская Православная Церковь не станет государственной, а православие религией государствообразующей. Недопустимо нахождение Русской Православной Церкви вне государственного строительства, вне принятия решений по важнейшим вопросам жизни страны - за ней почти вся Россия.

Противников становления Русской Православной Церкви, как государственной, будет предостаточно. Завизжат «внуки Шарикова», последователи коммунистических учений. К Президенту России обратится сколько-то представителей Российской академии наук. Вновь обеспокоятся «возрастающей клерикализацией российского общества». Выступит с протестом «Яблоко». Забьётся в истерике Александр Невзоров в своих примитивных «Уроках атеизма».

Мы ответим им: «уроки атеизма» Земли Русские проходили семь десятилетий.

Сыты ими по горло. Итог «учебы» - развал Российской империи и Советского Союза, моральная деградация общества. Обратим взор критиканов на любимый для них Запад. Там, в демократической Англии королева Елизавета - глава христианской церкви. В Дании государственную церковь возглавляет Королева Маргрете II. В 11-ти цивилизованных странах католичество - религия государственная. В Израиле религия от государства не отделена. Главный раввинат является органом государственным. Религиозное право часто выступает здесь регулятором жизни общества. Об Израиле не случайно. Многие демократы связывают себя по вере и гражданству с «Землей Обетованной».

Завоют об ущемлении прав мусульман сепаратисты из «Азатлык» и экстремисты «Кавказ-Центра». Подлинной молодежи Татарстана объясним: государственный статус РПЦ гарантирует свободу совести и вероисповеданий. Подтверждает сказанное история российского православия и современный опыт европейских государств. Об этом говорит наш Президент: «В России, на которую пытались в свое время навесить ярлык "тюрьмы народов", за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю cамостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство». (В качестве справки: с середины XVIII века строительство и содержание мечетей и медресе шло, в том числе, за счет царской казны). 

Православие, как и всё современное христианство, не несёт нетерпимости к иным конфессиям. Чего не скажешь о странах, где ислам - религия государственная. Таковых более двадцати. «Тенденцией наших дней является массовый исход христиан из Ближнего Востока и Северной Африки. Преследования христиан приобрели особый размах... Наши собратья претерпевают страдания в Ираке, Алжире, Афганистане, Египте, Пакистане, Нигерии и других странах», - выражает тревогу Святейший Патриарх Кирилл на международной конференции, посвященной дискриминации и преследованию христиан.

В едином фронте противников Русской Православной Церкви демократы из «Яблока» и атеисты от Невзорова, сепаратисты Татарстана и террористы «Кавказ-Центра». Список не полный. Но их ничтожное меньшинство. По другую линию борьбы за Россию процветающую - более сотни миллионов православных и всех тех, кому дорога наша Родина.

«Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение», - из выступления Президента Российской Федерации на заседании дискуссионного клуба «Валдай».

«Право большинства», сомнению не подлежащее, - право на государственное православие. Как шаг к концу «Смутной эпохи», начатой в 1917-м. Окончание её - в восстановлении монархии. Когда обращение к Владимиру Путину начинаться будет не чуждым «Господин Президент», а столетиями традиционным: «Ваше Императорское Величество», тогда воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество» вновь обретёт жизнь во славу России.

Руслан Устраханов, публицист, Мурманск