Марксизм и светлое будущее

«Мне Маркса жаль, его наследство
Свалилось в русскую купель.
Здесь цель оправдывала средства,
И средства обосрали цель» (И.Губерман)
 
«-Папа, а кто такой Карл Маркс?
-Это, доченька, экономист такой…
-А-а-а…, это как наше тетя Клава?
-Нет, доченька, наша тетя Клава старший экономист…»
(Старый советский анекдот, слышал в середине семидесятых)
 
           То там, то сям постоянно в Сети встречаю высказывания сторонников светлого будущего, что скоро в мире все переменится, согласно мудрым предначертаниям Маркса и Энгельса, сделанным в середине девятнадцатого века, и Владимира Ульянова-Ленина в начале двадцатого, во всем мире наступит диктатура пролетариата, собственность на средства производства перейдет в руки трудящихся, и они будут ею управлять.
             Как сумеют… Как кухарка государством, а обезьяна гранатой…
             И наступит жизнь совсем хорошая…
             А тем, кто им пытается как-то противоречить, советуют читать произведения вышеупомянутых мудрых старцев. Типа, в их трудах содержится истина в последней инстанции, и ничего более умного и современного в области экономических теорий человечество не придумало.
           Когда же сторонников левой идеи спрашиваешь, а знакомы ли они, скажем, с экономическими теориями Кейнса, Хайека, Фридмана, отвечают: сам дурак. Ну, и без ругани редко…
           Вот только невдомек им, что с времен Ульянова-Ленина, а уж тем паче Маркса-Энгельса…
         Это в савецкие времена житель одной южной республики высшую партийную школу закончил, к себе в аул или кишлак приехал и говорит: Вы знаете, оказывается, Ульянов Ленин это один человек, Маркс Энгельс два разных человека, а Слава КПСС совсем не человек
           Таки с тех пор мир-то поменялся самым радикальнейшим образом. Нету теперь того капитализма, что был при Марксе. С шестнадцатичасовым рабочим днем, расстрелами рабочих демонстраций, детским трудом, переломанными руками штрейкбрехеров…
           Уже в конце девятнадцатого века, как на Западе, так и в России собственниками промышленных предприятий создавались прообразы детских садов, больниц для трудящихся.
           И про оплату труда начинали понимать. Тот же Генри Форд, создавший конвейерное производство автомобилей. Если он своим рабочим, как другие буржуи своим, нормальную зарплату платить не будет, то эти автомобили и прочие товары некому будет покупать.
           Это вам не «развитой социализм», когда товар можно произвести, а потом списать за ненужностью. При капитализме производство имеет смысл, если потребители товары покупают. А для этого надо, чтобы у них были деньги.
         А потом в двадцатые годы в Италии знакомый Ленина, социалист Бенито Муссолини стал организовывать дома отдыха, дома культуры с кружками художественной самодеятельности, спортивные клубы… Называлась эта программа Дополоваро, в переводе «в свободное время»…
           Систему, которую Муссолини создал, он назвал фашизмом от латинского слова фасцио, связка, пучок. По смыслу вроде как «народ и партия едины». Термин-то фашизм он не сам придумал, а из эпохи Цезаря заимствовал.
           Чуть позже подобные действия в своих странах стали предпринимать национал-социалист Гитлер и коммунист Сталин. Подробно об этом я писал в статье «Мифы массового сознания. Фашизм…»
          И когда почитатели трудов Маркса, Энгельса и Ленина предлагают мне ознакомиться с их произведениями…
           Ну, повторюсь, задавать ответный вопрос, читали ли они Кейнса, Фридмана, Хайека бессмысленно.
           На их же вопрос отвечу: читал. Технический вуз я закончил в СССР в 1977 году. И, разумеется, на кафедре марксизма-ленинизма последовательно изучал и сдавал экзамены по истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии социализма и капитализма, научному коммунизму… По последнему был даже государственный экзамен…
         А еще и такой предмет, как экономика машиностроения…
         «А что, любезный, вы можете сказать по поводу прочитанного?» (С)
           Все же в техническом вузе большей частью технические дисциплины изучались. В которых имелась определенная внутренняя логика, т.е., один постулат математически или логически вытекал из другого.
           В преподававшихся же кафедрой марксизма-ленинизма науках подобная логика отсутствовала категорически.
           Хотя, скажем, к диалектическому материализму Маркса я бы это утверждение относить не стал.
         А вот не было в марксизме никакой экономики. Был просто набор догм, что при социализме полагается поступать так-то и так-то. Без всяких объяснений, зачем. А не вашего ума дело. Без вас есть кому решать.
         В те далекие годы моей молодости познакомиться с альтернативными экономическими теориями возможности никакой не было. Параграф в учебнике «Критика буржуазных теорий», где только критика. Без самих теорий…
       И мы, савецкие студенты, эту марксистско-ленинскую белиберду зубрили, сдавали по ней экзамены, а через пять минут после экзамена выбрасывали из головы…
         Вот я честно скажу, пытался углядеть в этих науках смысл и логику. И не сумел. Ну, да, скажут, мол, твой IQ до Маркса с Лениным не дорос.
         Может и так… Но ведь до Хайека с Фридманом в более поздние годы дорос. А в те студенческие и до высшей математики, и до физики, и до сопромата, и до теории ядерных реакторов…
         И инженером в ядерной энергетике нормально работал. Около сорока авторских свидетельств СССР на изобретения, в загранкомандировки катал, шмотки оттуда домой возил…
         Шли годы…
         10 марта 1985 года улыбающийся Игорь Кириллов из зомбоящика сообщил савецкому народу: Вы, конечно, будете смеяццо, но Черненко тоже умер…
         И… «По стране промчалась тройка: Мишка, Райка, перестройка…»
         Горбачев верил в этот марксизм-ленинизм. Как мантру утром и вечером повторял: Мы должны доказать исторические преимущества социализма. Но, в чем они заключаются, не знал. Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма МГУ ему об этом не сказали…
        
Продолжение статьи «Марксизм и светлое будущее».