Возвращаясь к истории Великой Отечественной… (часть II)
Гедиминас Бразаускас,
Вильнюс
Продолжая тему о сути и роли заградительных отрядов в Великую Отечественную войну, ещё раз напомним: аналогичные структуры были во всех армиях мира и во все времена, начиная с Вавилона и Древнего Египта.
Но вернёмся к нашей основной теме.
Итак, по улучшению обстановки к концу 1941 года необходимость в армейских заградительных отрядах отпала, и они были расформированы. Однако заградотряды НКВД остались и продолжили выполнять охрану тыла.
Новый этап в истории ЗО начался с приказа № 227 от 28 июля 1942 г. Именно эти вновь создаваемые заградотряды и остались в памяти большинства военных того времени. Именно на них и ссылаются современные мифотворцы.
Так как же проявили себя эти заградотряды, чем занимались? Ответ на это даёт, например, докладная записка «О работе особорганов по борьбе с трусами и паникерами в частях Донского фронта за период с 1 октября 1942 г. по 1 февраля 1943 г.» (от 17 февраля 1943 г.):
«Всего за период с 1 октября 1942 г. по 1 февраля 1943 г., по неполным данным, особорганами фронта арестовано трусов и паникеров, бежавших с поля боя – 203 человека, из них: а) приговорено к ВМH и расстреляно перед строем – 49 ч. б) осуждено к различным срокам ИТЛ и направлено в штрафные роты и батальоны – 139 ч.».
А вот и более конкретные примеры деятельности заградотрядов:
«…2 октября 1942 г. во время наступления наших войск отдельные части 138 стр. дивизии, встреченные мощным артиллерийским и минометным огнем противника, дрогнули и в панике бежали назад через боевые порядки 1 батальона 706 СП, 204 СД, находившиеся во втором эшелоне. Принятыми мерами командованием и заградбатальоном дивизии положение было восстановлено. 7 трусов и паникеров были расстреляны перед строем, а остальные возвращены на передовую линию фронта.
… 16 октября 1942 г., во время контратаки противника группа красноармейцев 781 и 124 стр. дивизий в количестве 30 человек проявила трусость и в панике начала бежать с поля боя, увлекая за собой других военнослужащих. Находившийся на этом участке армейский заградотряд 21 армии силою оружия ликвидировал панику и восстановил прежнее положение.
… 19 ноября 1942 г. в период наступления частей 293 стр. дивизии при контратаке противника два минометных взвода 1306 СП вместе с командирами взводов – мл. лейтенантами Богатыревым и Егоровым – без приказа командования оставили занимаемый рубеж и в панике, бросая оружие, начали бежать с поля боя. …20 ноября 1942 г. во время контратаки противника одна из рот 38 стр. дивизии, находившаяся на высоте, не оказав сопротивления противнику, без приказа командования стала беспорядочно отходить с занятого участка. 83 заградотряд 64 армии, неся службу заграждения непосредственно за боевыми порядками частей 38 СД, остановил в панике бегущую роту и возвратил ее обратно на ранее занимаемый участок высоты, после чего личный состав роты проявил исключительную выносливость и упорство в боях с противником».
Жестоко? Сурово? Может быть. Но не стоит забывать, что в то время любой командир мог для пресечения отступления и паники расстрелять паникера на месте. И подобное являлось нормальным для функционирования любой армии мира.
Война красива только в голливудских боевиках. Но не это главное. Интересно другое: так где же картины массовых расстрелов из пулеметов отступающих частей, а то и просто частей, не выполнивших боевую задачу? А ведь именно такую картину пытаются нарисовать публицисты, пытающиеся стяжать лавры в стиле а-ля Резун-Суворов!
Естественно, стрелять из танков и бронемашин по своим бегущим никто не собирался. Бронетехника, усиливавшая заградотряд, должна была прицельно бить по прорвавшимся немцам, преследовавшим бегущих. Таким образом, ЗО выполняли функцию второго эшелона, ликвидируя прорывы из-за внепланового отхода наших частей.
Что же касается заградительных отрядов, о которых из-за отсутствия достоверной информации распространялось (как и о штрафных батальонах) много всяких домыслов и небылиц («гнали войска под дулами пулеметов в наступление», «расстреливали отступавшие части» и т.д.), то никому из исследователей пока еще не удалось найти в архивах НИ ОДНОГО ФАКТА, который подтверждал бы, что ЗО стреляли по своим войскам. Не приводятся такие случаи и в воспоминаниях фронтовиков.
Согласно Приказу №227, заградотряды выставлялись в тылу у «неустойчивых дивизий». Кто они были, эти «неустойчивые»? Прежде всего – части, наскоро сформированные из новобранцев и укомплектованные необстрелянными командирами. Хотя руководство Красной армии и старалось разбавлять новичками подразделения, уже побывавшие в бою, но в те критические дни дыры в обороне затыкали кем придётся. Между прочим, за другим детищем Приказа № 227 – штрафными батальонами – заградительных отрядов не было! Почему? А теперь внимание, вдумайтесь в причину – за штрафбатами заградотрядов не было потому, что боевой дух т.н. «штрафников» был очень высок. Да, именно так. Ведь это были побывавшие в боях солдаты (как правило) – во-первых, и, во-вторых, желание искупить кровью свой проступок и вернуть себе место в строю Красной армии мотивировало намного сильнее.
Странно, не правда ли, особенно если перед осознанием этого факта начитаться плодов труда иных мифотворцев, паразитирующих на памяти о Великой войне.
Поэтому совершенно лживы утверждения о том, что солдат «гнали заградотрядами в атаку». Да, отдельные командиры, бывало, выносили подобные предложения. Но подобное понимания у командования не встречало. Пример тому – Докладная записка ОО HКВД ДФ в УОО HКВД СССР «О наступательных операциях 66-й армии» (от 30 октября 1942 г.):
«Командующий фронтом Рокоссовский под впечатлением того, что причиной неуспехов являются плохие действия бойцов-пехотинцев, пытался для воздействия на пехоту использовать заградотряды. Рокоссовский настаивал на том, чтобы заградотряды шли следом за пехотными частями и силой оружия заставляли бойцов подниматься в атаку. Однако мнение командования фронта и армии о том, что причиной неуспехов является неподготовленность бойцов пехотных частей, не имеет под собой основательной почвы».
Очень часто «заградителями» попросту затыкали все дыры на фронте в качестве последнего – в самом прямом смысле этого слова! – рубежа обороны. Вот что об этом говорится в Справке ОО НКВД СТФ в УОО HКВД СССР «О деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов» (не ранее 15 октября 1942 г.):
«…В критические моменты, когда требовалась поддержка для удержания занимаемых рубежей, заградительные отряды вступали непосредственно в бой с противником, успешно сдерживали его натиск и наносили ему потери. 13 сентября сего года 112 стр. дивизия под давлением противника отошла с занимаемого рубежа. Заградотряд 62-й армии под руководством начальника отряда (лейтенанта госбезопасности Хлыстова) занял оборону на подступах к важной высоте. В течение 4-х суток бойцы и командиры отряда отражали атаки автоматчиков противника и нанесли им большие потери. Заградотряд удерживал рубеж до подхода воинских частей.
… 15-16 сентября с.г. заградотряд 62-й армии в течение 2-х суток успешно вел бой с превосходящими силами противника в районе ж.д. вокзала г.Сталинграда. Несмотря на свою малочисленность, заградотряд не только отбивал атаки противника, но и нападал на него, причинив ему значительные потери в живой силе. Свой рубеж отряд оставил только тогда, когда на смену подошли части 10-й стр. дивизии.
… 19 сентября с.г. командование 240-й стр. дивизии Воронежского фронта одной из рот заградотряда 38-й армии дало боевое задание очистить рощу от группы немецких автоматчиков. В боях за рощу эта рота потеряла 31 человека, из них убитыми 18 человек.
… Заградительный отряд 29-й армии Западного фронта, будучи в оперативном подчинении у командира 246-й стр. дивизии, использовался как строевая часть. Принимая участие в одной из атак, отряд из 118 человек личного состава потерял убитыми и ранеными 109 человек, в связи с чем заново формировался.
… По 6-й армии Воронежского фронта, согласно приказу Военного совета армии, 2 заградительных отряда 4-го сентября с.г. были приданы 174-й стр. дивизии и введены в бой. В результате заградотряды в бою потеряли до 70% личного состава, оставшиеся бойцы этих заградотрядов были переданы названной дивизии и таким образом расформированы. 3-й отряд этой же армии 10 сентября с.г. был поставлен в оборону.
… В 1-й гвардейской армии Донского фронта по приказу командующего армией Чистякова и члена Военного совета Абрамова 2 заградительных отряда неоднократно направлялись в бой, как обыкновенные подразделения. В результате отряды потеряли более 65% личного состава и впоследствии расформированы».
Такая практика существовала, несмотря на упреки в том, что «заградительные отряды отдельными командирами соединений использовались неправильно; значительное число заградотрядов направлялось в бой наравне с линейными подразделениями, которые несли потери, вследствие чего отводились на переформирование, и служба заграждения не осуществлялась».
Эта практика существовала весь критический период в 1942-43 гг. ЗО отвлекались от задач заграждения и позже, но уже не в столь активных формах. Например – для занятия неактивных участков фронта с целью снять оттуда части для усиления наступательной группировки.
Постепенно необходимость в заградотрядах исчезала. И в соответствии с приказом НКО СССР № 0349 от 29 октября 1944 года они были к 20 ноября 1944 г. расформированы.
Однако вернёмся немного назад…
Первым инициативу создания АРМЕЙСКИХ заградотрядов проявил командующий Брянским фронтом генерал-лейтенант А.И.Ерёменко. После обращения Еременко к Сталину 5 сентября 1941 г. ему было разрешено создать заградительные отряды «в неустойчивых дивизиях, где неоднократно имели место случаи оставления боевых позиций без приказа». Через неделю эта практика была распространена на стрелковые дивизии всей Красной Армии.
Эти ЗО (численностью до батальона) не имели никакого отношения к войскам НКВД, а действовали в составе стрелковых дивизий РККА, комплектовались за счет их личного состава и подчинялись их командирам.
В то же время наряду с ними существовали заградотряды, сформированные либо войсковыми особыми отделами, либо территориальными органами НКВД. Характерный пример: ЗО, образованные в октябре 1941 г. НКВД СССР, который по постановлению ГКО взял под особую охрану зону, прилегающую к Москве с запада и юга по линии Калинин – Ржев – Можайск – Тула – Коломна – Кашира. Уже первые результаты показали, насколько нужными были эти меры. Только за две недели с 15 по 28 октября 1941 г. в Московской зоне были задержаны более 75 тысяч военнослужащих.
Но вот какая штука: по мере стабилизации линии фронта деятельность ЗО явочным порядком сворачивалась. Повторюсь, новый импульс ей придал приказ № 227. Созданные в соответствии с ним заградотряды численностью до 200 человек состояли из бойцов и командиров Красной Армии, ни формой, ни вооружением не отличавшихся от остальных военнослужащих РККА. Каждый из отрядов имел статус отдельной воинской части и подчинялся не командованию дивизии, за боевыми порядками которой располагался, а командованию армии через ОО НКВД. Руководил отрядом офицер госбезопасности.
Всего к 15 октября 1942 г. в частях действующей армии функционировало 193 заградительных отряда. В первую очередь сталинский приказ проводился в жизнь, конечно, на южном фланге советско-германского фронта. Почти каждый пятый отряд – 41 единица – были сформированы на сталинградском направлении.
Первоначально в соответствии с требованиями наркома обороны на ЗО возлагалась обязанность предупреждать несанкционированный отход линейных частей. Однако на практике круг боевых дел, которыми они занимались, оказался более широким.
«Заградительные отряды, – вспоминал генерал армии П.Н.Лащенко, бывший в дни опубликования приказа № 227 заместителем начальника штаба 60-й армии, – находились в удалении от передовой, прикрывали войска с тыла от диверсантов и вражеского десанта, задерживали дезертиров, которые, к сожалению, были; наводили порядок на переправах, направляли отбившихся от своих подразделений солдат на сборные пункты».
Однако, как свидетельствуют многие участники войны, ЗО существовали не везде. По утверждению Маршала Советского Союза Д.Т.Язова, на ряде фронтов, действовавших на северном и северо-западном направлениях, они ВООБЩЕ ОТСУТСТВОВАЛИ.
Не выдерживают критики и версии, будто заградотряды «караулили» штрафные части. Например, командир роты 8-го отдельного штрафного батальона 1-го Белорусского фронта полковник в отставке А.В.Пыльцын, воевавший с 1943 г. до самой Победы, утверждает: «За нашим батальоном ни при каких обстоятельствах не было никаких заградотрядов, не применялись и другие устрашающие меры. Просто в этом никогда не возникало такой нужды».
Известный писатель Герой Советского Союза В.В.Карпов, воевавший в 45-й отдельной штрафной роте на Калининском фронте, также отрицает присутствие «заградителей» за боевыми порядками их части.
Реально заставы армейского заградотряда располагались на удалении 1,5–2 км от передовой, контролируя коммуникации в ближайшем тылу. Они не специализировались на штрафниках, а проверяли и задерживали всех, чьё пребывание вне воинской части вызывало подозрение.
(Поэтому меньше всего стоить верить господам Володарскому и Досталю с их лживым от начала и до конца сериалом «Штрафбат».)
29 октября 1944 года заградотряды были расформированы «в связи с изменением обстановки на фронте». Их личный состав пополнил стрелковые подразделения. В последний период своего существования они уже не действовали по своему профилю – потребности не было! – а использовались в охране штабов, линий связи, дорог, для прочёсывания леса и так далее (хотя личный состав этих отрядов был подобран из лучших бойцов и сержантов, награждённых медалями и орденами, имевших большой боевой опыт).
ПОДЫТОЖИМ:
Заградительные отряды выполняли важнейшую функцию – задерживали дезертиров, подозрительных лиц (среди которых нередко встречались настоящие шпионы, диверсанты, агенты гитлеровцев). В критических ситуациях они сами вступали в бой с врагом. После изменения обстановки на фронте (особенно после Курской битвы) заградотряды фактически стали выполнять функции комендантских рот. Чтобы остановить бегущих, они имели право стрелять над головами отступающих. Но в случае жёсткой необходимости (война есть война!) и расстреливать инициаторов и «заводил» перед строем.
Однако последнее было не массовым явлением, а исключительно индивидуальным. Нет ни одного факта, чтобы бойцы заградительных отрядов стреляли на поражение по своим, что называется, «без разбора». Нет таких примеров и в воспоминаниях фронтовиков.
Вот что по этому поводу написал в газете «Владимирские ведомости» кавалер ордена Александра Невского А.Г.Ефремов:
«Действительно, на угрожающих участках выставлялись такие отряды. Эти люди не какие-то изверги, а обычные бойцы и командиры. Играли они две роли. Прежде всего, готовили оборонительный рубеж, чтобы отступающие смогли на нём закрепиться. Во-вторых, пресекали паникёрство. Когда наступил перелом в ходе войны, я не видел больше этих отрядов».
При желании подобного рода воспоминаний можно привести ещё не один десяток, но и приведённых вполне хватит, чтобы понять, что из себя представляли ЗО на самом деле.
От редакции:
Выиграть «случайно» можно при игре в орлянку, и то, наверное, не всегда. В войне вселенского масштаба, каковой была Вторая Мировая, победа была закономерна. Советский Союз выстоял и смог победить, только действуя более адекватно и решительно, чем потерпевшая сокрушительное поражение нацистская Германия. Более адекватно вооружая свои войска, вдохновляя их на победу, договариваясь с союзниками. Но и решительнее добиваясь выполнения приказов, решительнее искореняя пораженческие настроения. Как указывает автор, такая работа велась издревле любой армией мира, везде по-разному и с разным успехом.
Заградотряды, когда пришел их час, поставленную перед ними задачу выполнили.
Комментарии
Получилась чисто "еврейский фильм", глупый и нелепый. Главный герой фильма - рядовой Цукерман.
Ну естественно, как же без еврея-героя в еврейском фильме!
Ессно, что "цукерманы" в пух и прах разгромили гитлеровскую армию.
автоР... хотел...
Есть такие примеры.
Левин Михаил Борисович
Лейтенант 1177 сп, 347 сд 10 СК
http://iremember.ru/pekhotintsi/levin-mikhail-borisovich/stranitsa-7.html
Вопрос: Ваше отношение к приказу № 227 и к существованию заградотрядов?
М.Л. - Приказ предельно жестокий, страшный по своей сути, но если честно говорить - по моему мнению, он был необходим...
Многих этот приказ "отрезвил", заставил опомниться...
А насчет заградотрядов - то я всего лишь один раз столкнулся на фронте с их "деятельностью". В одном из боев на Кубани у нас дрогнул и побежал правый фланг, так заградотряд открыл огонь, где наперерез, где прямо по бегущим...
Было утверждение, что никто из фронтовиков никогда не не говорил о ЗО, стреляющих по бегущим. Я нашел такое подтверждение и этого достаточно.
Никогда не говори "Никогда". Особенно про войну.
На войне было все.
Спасибо.
Отечественную войну, ещё раз напомним: аналогичные структуры были
во всех армиях мира и во все времена, начиная с Вавилона и Древнего
Египта."
Приведите хотя бы один пример подобной меры в Русской Императорской Армии.
Об отношении фронтовиков к пенитенциарным структурам РККА.
Вайс Нусь Борисович
минометчик 6 гв.кавполк, 1 гв.КД.
http://iremember.ru/minometchiki/vays-nus-borisovich/stranitsa-4.html
Вопрос – Каким было Ваше отношение к политработникам и к «особистам»?
Н.В. – У меня лично нет претензий к комиссарам. В нашем полку политработники находились в боях в первых рядах и их уважали. А вот кого я, как и большинство других простых бойцов, люто ненавидел, так это «особистов», «трибунальцев» и «заградотрядовцев».
Их всех поголовно и в немалой степени справедливо считали за сволочей.