ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ

ЭПИГРАФ.

Герои нужны в минуту опасности, в остальное время герои опасны. 

Габриэль Лауб


 

          Написать подвигло очередное чудачество власти и кинувшиеся защищать ее апологеты. Я об очередном передергивании Истории - о съемках фильма про 28 панфиловцев...

          Простой вопрос. Почему у нас забывают Героев, но множат сказки не просто о не имеющих отношения к Подвигу, но и откровенно про предателей Родины?!

          Именно поэтому хочу рассказать о настоящем Герое, забытом и заброшенном самими коммунистами, родства не помнящими. ИТАК.

          Александр Николаевич Бахтин родился 4 июня 1894 года в семье известного петербургского педагога, переводчика, библиографа и театрального деятеля Николая Николаевича Бахтина. В 1914 году Александр окончил Морской кадетский корпус с присвоением первого офицерского звания на царском флоте — мичмана. В 1916 году, после окончания подводного офицерского класса, служил старшим офицером подводной лодки"Волк", а затем ее командиром. А.Н. Бахтин был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (23.11.1915) и Святой Анны 4-й степени "За храбрость".

         После революции Бахтин уволился с флота по собственному желанию, был капитаном торгового судна. Но в ноябре 1918 года возвратился на военную службу и получил под командование подводную лодку "Пантера". В то время лишь немногие надводные боевые корабли и подводные лодки Балтийского флота оставались боеспособными, и англичане вели себя в Финском заливе как хозяева.

         Ранним утром 31 августа 1919 г. года Бахтин вывел свою субмарину из базы и направился на патрулирование в район Копорской губы. Дважды он обнаруживал вражеские эсминцы, но в торпедную атаку выйти не удалось. Около 18 часов были обнаружены еще два эсминца противника, стоявшие на якорях у острова Сескар. Бахтин маневрировал около трех часов, пока не занял наиболее удобную позицию для стрельбы торпедами.

         Сближение с врагом затрудняли малые глубины, песчаные банки и большое волнение моря. На атакующий курс Бахтин вывел лодку с северо-запада, подойдя к английским эсминцам из-за острова, со стороны заходящего солнца, что обеспечивало маскировку. В 21 час 16 минут командир отдал команду, поразил двумя торпедами один из новых эскадренных миноносцев Англии "Виттория". Через несколько минут он был уже на дне. Тем самым в ходе Гражданской войны был открыт боевой счет советских подводников. А через несколько лет Александр Николаевич Бахтин открыл другой "счет", войдя под первым номером в разряд репрессированных моряков-подводников.

          Несколько вражеских кораблей и гидросамолетов начали преследовать "Пантеру", сбрасывая глубинные бомбы и производя стрельбу ныряющими снарядами.

Уклоняясь от огня, лодка ударилась о грунт и получила повреждения. Но Бахтин, продолжая искусно маневрировать, все же сумел оторваться от преследователей и, пройдя под водой почти 80 миль, благополучно возвратился в Кронштадт. Субмарина находилась в подводном положении, без регенерации воздуха, более 28 часов — случай до этого невиданный. Бахтин установил тогда своего рода рекорд для подводных лодок типа "Барс". А потопление английского эсминца "Виттория" оказалось не только первой, но и единственной в годы гражданской войны победой подводников.
          Экипаж "Пантеры" и ее командира чествовали как победителей. К царским орденам А.Н. Бахтина добавился советский — орден Красного Знамени.  Кроме того, чуть позже, в 1922 году за восстановление Балтийского флота был удостоен учрежденного на Балтике звания "Герой труда".

          После знаменитой атаки жизнь и служба у Бахтина складывались неплохо: он командовал подлодками "Форель" и "Тур", возглавлял дивизион подводных лодок, находился на преподавательской работе, был начальником подводного офицерского класса, написал учебник "Управление подводными лодками. Курс для командного состава флота", а также несколько статей, опубликованных в журналах "Морской сборник" и "Красный флот". В 1926 году Бахтин окончил Военно-морскую академию, был назначен командиром отдельного дивизиона подводных Морских сил Черного моря. А потом… его арестовали.
          Дело №7455 в отношении моряков Балтийского флота было одним из самых крупных в то время. В 1926 году были арестованы 23 морских офицера, а 28 февраля 1927 года они предстали перед судебной коллегией ОГПУ по обвинению в создании на флоте контрреволюционной военно-монархической организации.

          По версии следствия, все бывшие офицеры царского флота, арестованные по этому делу, которое, как установлено позже, было сфальсифицировано, занимались контрреволюционной деятельностью в период в 1918 по 1926 год. За что и получил 5 лет лагерей.

          "Гуманность" власти заключалась в том,что лагеря заменили ссылкой за Урал и освободили досрочно. Из заключения Бахтин возвратился с подорванным здоровьем, некоторое время работал капитаном малого плавания, а 15 июня 1931 года умер.

           Имя героя-подводника было забыто и на долгие годы вычеркнуто из истории. В 1954 году его жена Ольга Петровна подала в центральные органы власти, в том числе в Главную военную прокуратуру, ряд жалоб, в которых просила пересмотреть дело мужа. Определением военной коллегии от 29 сентября 1956 года дело в отношении А.Н. Бахтина и других осужденных было прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.

В 2007 году на могиле А.Н. Бахтина на Смоленском Православном кладбище состоялось открытие памятника герою-подводнику.

 

Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.

К.Рокоссовский