Что посеешь...
Как правильно «вбивати москаля». Что националисты собралась улучшать в образовании?
Сегодня это способно разве что насмешить: Фарион нападает на Табачника, заявляя, что ей непонятно, о чем он говорит - даже тогда, когда он говорит на «мове». В ответ харьковский губернатор Добкин возражает «А мне все понятно!» и обещает «свернуть портреты Шухевича и Бандеры в трубочки и засунуть их...» (впрочем, дальше вы знаете).
И мы так привыкли к этому бесконечному «обмену любезностями» и к многоэтажным метафорам, что не всегда придаем значение тому, из-за чего возникает сыр-бор, словно это какие-то комики несут свою околесицу. А ведь упомянутый конфликт произошел не во время телевизионного балагана, а на парламентских слушаниях на тему улучшения образования - свободовцы вообще не упускают случая, порыться в образовательной сфере.
Причем, ладно бы они скандалили только по поводу непрозрачности тендеров, закрытия сельских школ, сокращения бюджетных мест в вузах, - что можно было бы понять. Но нет - их больше занимает качество образования, его содержание и идейная платформа – мол, после Майдана учебная программа оздоровилась, а ныне, по оценке Фарион, представляет «дегенеративный совок», и она-то как раз знает, как эту ситуацию улучшить. И учебники, говорят, у Табачника с опечатками и ошибками!
Так не вспомнить ли «безошибочные»? Чего стоит один только эпохальный «Вступ до історії України» для 5-го класса, вышедший после инаугурации Ющенко. Вот как описывалось в нем советское прошлое: «Звільнення з роботи, арешти, ув'язнення, табори суворого режиму, заслання, психіатричні лікарні, передчасні смерті - ось що чекало чесних, талановитих людей, єдиною провиною яких була любов до України»…
Учебник «История Украины - современное видение» для старших классов также поражал воображение: «В морозные дни Майдана на площади не было ни одного пьяного, даже бутылки пива. И никакой агрессивности, наоборот, господствовали давно забытые чувства любви и добрососедства. Даже если кого-нибудь случайно зацепили - тут же извинялись» (да-да, это тоже цитата из учебника). Глава, посвященная истории оранжевой революции, заканчивалась выводом, выделенным курсивом и напечатанным крупным шрифтом, ясно давая понять: Ющенко – безоговорочный герой, Тимошенко – украинская Жанна д'Арк.
Не подкачало и «Музыкальное искусство» для 8-го класса – детище Вакарчука-старшего, тогдашнего министра образования, в которое он, не стесняясь, впихнул и Вакарчука-младшего, расписав его заслуги аж на трех страницах. В то время как рассказ про Нину Матвиенко и Анатолия Соловьяненко «ужали» до одной страницы. А автору суперхита «Червона рута» Владимиру Ивасюку и его исполнительнице народной артистке России, Украины и Молдавии Софии Ротару и вовсе досталось по полстранички.
Добавить сюда детские конкурсы на лучшую иллюстрацию к теме Голодомора, и картина будет завершена. Почти. Вот возвращения чего жаждут сегодня «улучшатели» украинского образования. А мы, глядя на это, словно не понимаем, что речь идет о бомбе замедленного действия, и почему-то все время ржем.
Причем, мы же еще не коснулись самого главного – «патриотического воспитания». 2007 год. Мне позвонили из детской библиотеки одного из спальных районов Одессы и предложили послушать, какие «поучительные истории» печатают в современных журналах для дошкольников, тут же зачитав в трубку: Во Львове неонацисты на митинге скандировали "Зиг хайль" «Як називається людина, що говорить двома мовами? - Двомовна. - А якщо людина говорить багатьма мовами? - Поліглот. - А якщо тільки однією? - Москаль». Оказалось, что это и вправду не шутка из ночного эфира «5-го» канала, подслушанная во время светского «белькотiння» Левка Лукьяненко и Романа Чайки, не пламенная речь Тягнибока, записанная психиатром в качестве материала для диссертации, и не анекдот из тернопольского периодического издания - данный диалог был напечатан во всеукраинском детском журнале «Світ дитини», который министерство образования принудительно рекомендовало распространять среди детей младшего и среднего школьного возраста и их родителей и выкладывать на видные места. Что-то вроде «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?».
На протяжении нескольких лет – собственно, во время всей каденции Ющенко - этот журнал ежемесячно поступал в библиотеки и в качестве «хорошо» вкладывал в детское подсознание такие идиомы, как: «проклятые москали», «убить москаля», «московские палачи», «наибольшая честь для каждого украинца - быть петлюровцем», «Бандере - вечная память».
Детям же рекомендовалось равняться на малолетних партизан УПА, которые, помогая фашистам, убивали советских солдат – «бісових большевіков-окупантів».
Период жизни в СССР был представлен в журнале исключительно как «русская оккупация», во время которой за одно украинское слово «відправляли у Сибір». Некоторые заметки, адресованные маленьким читателям и повествующие о «святом житии» Романа Шухевича, подписывались так – «Ваши друзья из Конгресса украинских националистов». Адрес редакции: город Львов.
Но так как верить в происходящее не хотелось, я обзвонила и другие детские библиотеки – может, только над одной ставят странный эксперимент? Оказалось, над всеми.
«Одна из наших старейших и заслуженных сотрудниц прошла всю войну; немцы убили ее родственников, и она, будучи еще совсем ребенком, опознавала их трупы. Когда ей принесли этот журнал с рассказом о «героическом» подвиге партизана УПА, который поджег русских солдат, она заплакала, - посетовала заведующая филиалом библиотеки для детей имени Гайдара.
- Лично я запретила выдавать этот журнал детям: такой ужас, где украинские классики, от Леси Украинки до Тараса Шевченко, представлены исключительно «борцами с москалями», даже взрослым нельзя показывать. Я узнавала: журнал издается на деньги украинских диаспор Канады, Америки и Германии. При чем тут наши одесские дети?..» «Это - преступление!» - просто и коротко отрезала по поводу детского чтива еще одна заведующая (многие библиотекари хоть и высказывали тогда свое крайне негативное отношение к содержанию «Світа дитини», однако просили не называть их фамилий, боясь потерять работу).
«Не допущу, чтобы эта дрянь попала хоть одному ребенку в руки! Разведу во дворе костер и сожгу всю подшивку этого журнала», - заявила еще одна из заведующих.
Но ведь кто-то так и не развел костер и не сжег эту дрянь, правда?
Так стоит ли теперь удивляться количеству подростков, сопровождающему акции «Свободы», или тренировочным лагерям организации «Патриот Украины», которая проводит «вышкилы» с оружием, чтобы «защитить свою нацию»… от нас с вами?..
Но давайте все же вернемся к тому, что довело до слез пожилую женщину-библиотекаря, ветерана, прошедшую всю войну? Это был номер журнала «Світ дитини», посвященный Дню Победы, а в нем… Гимн воинам УПА: «Рідну землю захищати Йшли військові і юнацтво, Прийняли ліси, як мати, Вояків одважних братство. Українська Повстанська Армія - Героїчна і рідна УПА - За Вкраїну боролася славная, Честь Народу і Воля жива! Били ворогів фашистів, Що несли смерть з-за кордону, Виганяли й комуністів, Хижих ворогів червоних. Довелось за Україну На два фронти воювати, - Не один вояк загинув, Та не здався окупантам. Вдячні їм дорослі й діти За ту відданість безмежну, Щоб була на карті світу Україна Незалежна!».
Собственно, полистав подшивку, можно было обнаружить и другие примечательные вещи. Например, биографию Симона Петлюры. «Це один із найвизначніших українців нашого часу. Під його керівництвом Україна звільнилась з-під панування Росії... Ще з малих літ Петлюру дуже любили його товариші. Він був завжди привітний, добрий, гарно з усіма поводився, багато читав... У 1917 році почалася українська національна революція. Симон Петлюра почав творити українське військо. Він був Головним отаманом нашого війська. Війна України з Росією була дуже довга і важка. Російські більшовики не раз піднімали повстання проти нашої влади, їх завжди розбивав Симон Петлюра зі своїми козаками. Найбільше повстання було в Києві, коли комуністи захопили «Арсенал», де виробляли зброю. С. Петлюра те повстання придушив, забрав у полон багато росіян. Усі українці дякували Петлюрі за визволення... Пізніше Росія тимчасово перемогла Україну. Наше військо відійшло з України. Та Симон Петлюра і на чужині продовжував боротьбу з Росією: він готував народ до визволення. Це лякало росіян, і вони вирішили його вбити. Вони підіслали єврея Шварцбарда, і він убив Петлюру в Парижі... Це була найбільша втрата України... Російські комуністи найбільше бояться згадки про Симона Петлюру. Вони бояться його й по смерті. А ми, українці, любимо й шануємо Симона Петлюру. Бути петлюрівцем - найбільша честь для кожного українця».
Однако окончательно добивает рассказ под названием «Малий партизан». Главный герой рассказа – «хлопчик Дмитрусь», который «тікав з сибірського полону». Сначала он «вирвався з вагону, як його везли ті прокляті москалі». Приехал к родной тетке, но и у нее беда – «чоловіка забрали в совєтську армію, казали, що хто не піде, то кулю в лоб пустять». Ну, тетка и пожалела племянника:
«От доля наша - бодай їм путь пропала, отим катам московським! Батьків на Сибір вивезли большевики, і тепер в їхній хаті мешкає москаль Берко і два міліціонери». И приютила Дмитруся у себя. И вот как-то раз «орав хлопчик під лісом долинку», как вдруг навстречу ему вышел беглый каторжник Степан. «За те, що виправляють москалі з нашими людьми, треба розплатитися з ними, - сказал он Дмитрусю. - Хоч ти ще й невеликий, та будеш партизаном! - Партизаном?! - аж скрикнув з радощів Дмитрусь. - Робитиму все, що накажете, щоб тільки бити московських окупантів!. - Так, щоб нищити й бити катів України! - відповів поважно Степан та й стиснув кріпко Дмитрусеві руку». Началась война. И в первые же ее дни поручил Степан мальчику важное задание. «Війна, Дмитрусю, почалася сьогодні! - крикнув Степан. - Німці наступають і б'ють большевиків! Тепер ми, партизани, вже явно воюємо з окупантами. Тепер або ніколи! Україна мусить скинути комуністичне ярмо! Дмитрусь аж отетерів із радощів». Ему было поручено поджечь сельсовет, в котором разместился советский военный штаб. «Нехай погорять», - подумав Дмитрусь, і його очі загорілися помстою. Він підсунувся під хату. В хаті спали міліціонери й сам начальник. Вирвав зі стріхи жмут соломи. - За тата й маму! За нашу хату! За Україну! - прошепотів і черкнув сірника. Запалив віхоть і встромив його у стріху сільради. Полум'я залопотіло й полізло язиками по стрісі уверх... Жухнуло полум'я вгору і засвітило партизанам. А з-поза церкви гримнув страшний вибух. Це вилетів большевицький штаб у повітря... - Вдалося добре! - аж втішився Дмитрусь». ...
И дальше еще полвыпуска на тему положительных качеств юного партизана, на которого должно равняться всем украинским «хлопчикам та дівчаткам»... И в довершение всего – обращение редколлегии к детям: «Увесь український народ в останню неділю травня віддає шану та поклін світлій пам'яті ГЕРОЇВ, сталить свою любов і свої серця перед ГЕРОЯМИ УКРАЇНИ, які пожертвували життям, щоб ми жили у незалежній державі. Вороги України убивали кращих синів на нашій рідній землі і поза її межами. Вбивали чоловіків і жінок, і навіть малих дітей. Організовували штучні голодомори. Наших провідників Симона Петлюру, Євгена Коновальця, Степана Бандеру вбили московські наймити на чужині. Генерал УПА Роман Шухевич поліг геройською смертю на рідній землі. Дорогі діти! Вшануймо пам'ять, змовмо молитву за упокій душ ГЕРОЇВ-БОРЦІВ, дотепер належно не визнаних і не вшанованих нашою державою».
На последней странице «Світа дитини» неизменно печаталось объявление о том, что редакция ищет «жертводавців» для того, чтобы, как и раньше, рассылать журнал бесплатно.
«А куда и к кому обратиться нам, чтобы предотвратить преступление по сознательному оболваниванию и дезинформации школьников?» - спрашивали одесские библиотекари, и не находили ответа. И это было еще недавно, еще вчера… Сегодня такое положение вещей воспринимается как страшный сон.
И для меня как никогда важно, чтобы он не повторился – в этом году мой сын пошел в подготовительный класс - русскоязычный, заметьте, класс обычной средней школы, которую я выбирала по принципу близости к дому.
Тогда как еще несколько лет назад это было практически невозможно – или смирись с украинским языком обучения, или вози ребенка через весь город в русскоязычные школы, которые можно было сосчитать на пальцах одной руки.
Да, я не знаю, что будет завтра – имею в виду доступность образования, качество учебников и т. п. Зато я знаю, что сегодня на уроках чтению и математике моего ребенка учат интерактивные герои мультиков, а не Дмитрусь с пистолем, и что националистическая гниль выжжена из образовательной программы. Хотя, учитывая политику странного попустительства националистам и постоянное присутствие в парламентском Комитете по вопросам образования и науки невменяемой свободовки Фарион, сегодня я уже в этом не уверена…
Татьяна Геращенко,
Источник: http://polemika.com.ua/article-131953.html#title
Комментарии