«Сотворить бы необыкновенное!»
Трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова
Трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова из тех людей, у которых обо всем есть личное мнение.Имеет она свою точку зрения и на предстоящие Игры в Сочи. С нею она и знакомит читателей «Советской России» в своем интервью, а также делится своими размышлениями о состоянии современного спорта.
– Анфиса Анатольевна, ваше имя, если верить древним грекам, подразумевает самолюбие, властность, щедрость и развитое чувство интуиции. Это вообще про вас?
– Да, про меня. Могу еще добавить, что я очень тщательно выбираю друзей…
С моим именем вообще интересная история вышла. Мама при рождении назвала меня Верой потому, что мамина сестра Надежда чуть ранее родила дочь, которую нарекли Любовью. Но когда меня повезли крестить, а это было зимой – метель, лютый мороз, деревенская, занесенная снегом, церквушка – и в этой церквушке оказалась монахиня Анфиса, это именно она носила меня в алтарь. И такое от нее исходило умиротворение, фактически видимый свет какой-то, что родственники решили меня назвать в честь монахини. И, слава Богу, мне кажется, что так мое имя само нашло меня.
К эпитетам, которые ему присущи, я бы добавила еще «счастливая». Чуть ли не с пеленок я ощущаю присутствие высших сил своей судьбе – мой ангел-хранитель всегда рядом со мной.
Спортивные занятия я начала с гимнастики. Но педагоги не нашли во мне гибкости и пластичности, столь необходимых для этого вида спорта, и порекомендовали заняться более циклическим спортом, к примеру, конькобежным. Однако в школе на тот момент не было педагога по конькам, а учитель по лыжам вскоре появился. Так я и встала на лыжи.
Семья наша была многодетной. Родители – простые люди. Деньги на покупку спортивного инвентаря трудно было выкроить. Когда мне в секции выдали лыжи, меня прямо-таки захлестнул восторг. Я вообще хочу сказать искреннее спасибо советской школе. Она совершенно безвозмездно предоставляла ребенку всё необходимое для образования, для всестороннего развития. Бесплатные учебники, секции, кружки, спортивные залы, тот же инвентарь. Кто из родителей тогда думал о том, чтобы платить за занятия детей в секциях или доплачивать тренеру...
– И вот ваша первая Олимпиада в Калгари, 1988 год. Летом, перед нею, вы заболели ангиной, которая дала осложнение на ногу…
– Нет, на ногу дала осложнение не ангина. Так повезло, что с подачи Олимпийского комитета страны нам с мужем Леонидом, моим тренером, перед играми была выделена отдельная квартира. Я так обрадовалась, что сразу же взялась мыть окна. Тогда меня и продуло. Ангина страшная. Было такое впечатление, что горло ниткой перетянуло. Десять дней я пролежала в диспансере, а в это время мои подруги по сборной уехали на обкатку в Якутск. Меня выводили из болезни сильнейшими антибиотиками, через уколы. Словом, доктора всерьез опасались за мое здоровье. Тогда я оставила записку, что всю ответственность беру на себя, и сбежала из стационара.
И вот ситуация: организм ослаблен, десять дней пропущено. В общем, наверстывать всё это дело я решила усиленными тренировками. Девчонки – одну тренировку, я – две. Они – 20 километров пробежки, я – 25. Все эти нагрузки и сказались на ноге. Полтора месяца я с больной ногой мучилась. Когда на Камчатке тренировались, лечилась гейзерами.
Думаю, что этот сбой и не позволил мне выиграть личную золотую медаль на Олимпиаде в Калгари. Зато в командном первенстве наша лыжная сборная не имела себе равных.
– То, что вы не выбираете легких троп, известно всем любителям спорта. И тем не менее на Олимпиаде в Калгари – у вас золотая медаль как у лыжницы. На следующей Олимпиаде, в Альбервиле,– у вас новая золотая медаль, но уже как у биатлонистки. Что случилось, почему вы усложнили задачу?..
– Видимо, стечение обстоятельств. Я уже сказала, что ангел-хранитель всегда помогает мне. Перед играми я впервые стала мамой, родила дочку Дашу (Дарья Виролайнен – мастер спорта международного класса по биатлону, член молодежной сборной России. – Прим. ред.). Девять месяцев сидела с ребенком, а потом отвезла дочку к маме и вернулась в спорт. Однако в команде за время моего отсутствия уже сформировалось созвездие лидеров: Люба Егорова, Тома Тихонова, Лена Вяльбе, Лариса Лазутина. И тут прихожу я.
В общем, тогда я решила завершить спортивную карьеру, заняться ребенком. На тот период Леонид завершил спортивную карьеру как спортсмен, полностью перешел на тренерскую работу и стал набирать ребят в команду по биатлону. Ну, и предложил жене попробовать себя в этом виде спорта. А у меня, если честно, было ощущение, что я реализовала не все свои способности и возможности. Так и взялась за винтовку.
Вот тут, наверное, и сработала моя интуиция. Словно какой-то внутренний голос подсказал: смелее, всё получится. Опять же, как лыжница на тот момент я была сильной, тем самым владела козырем перед действующими спортсменками-биатлонистками.
Акцент в тренировках перенесла на стрельбу. Возникали и тут некоторые сложности. Ну, что такое тренер-муж? Свой человек. Был бы чужой, принимала бы все его рекомендации молча, а тут позволяла себе хорохориться: мол, и без тебя всё умею, я звезда, олимпийская чемпионка.
Тем не менее мы очень много работали. Спасибо огромное Лёне за его терпение, целеустремленность. Он – один из лучших стрелков в биатлоне, многократный чемпион Советского Союза. Словом, азы стрельбы он мне преподал. Но, кроме азов, в стрельбе необходимы еще индивидуальный ритм, почерк. Времени для выработки всего у меня не было. На подготовку к Олимпиаде в Альбервиле мне было отведено полтора года. Это мало, если учесть, что осваивала я новый для себя вид спорта. Но был тот самый козырь, о котором я говорила, – мое лыжное преимущество.
– Биатлон – сложный, тяжелый вид спорта. Очевидно, что после изматывающих тренировок, а тем более соревнований, сил остается немного, однако пресса отмечала: Анфиса Резцова неизменно выглядит великолепно, как будто собралась на танцы…
– Сильный человек, лидер по жизни, должен оставаться лидером во всем. Я просто физически не могла общаться с девчонками, которые походу в душ предпочитали визит в столовую. Лично я так считаю: ухоженность, опрятность, аккуратность и привлекательность – всегда. То же стремлюсь прививать и четырем своим дочкам: прежде всего вы – девочки, а уже потом – спортсменки. Внешний облик человека – отражение его внутреннего духовного состояния. Я – за гармонию души и тела.
– Анфиса Анатольевна, вы – двукратная олимпийская чемпионка по биатлону, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам, двукратная обладательница Кубка мира по биатлону. Единственная женщина в мире – олимпийская чемпионка сразу в двух зимних видах спорта. Первая в истории мирового биатлона олимпийская чемпионка в этом виде спорта. Заслуженный мастер спорта СССР и России. Как вам и вашему мужу, «ковавшим» славу державы, живется сейчас? Вам и всей вашей семье?
– Как и всем простым смертным. У нас обычная трехкомнатная квартира, никаких коттеджей и пентхаусов нет. Владеем небольшим магазином спортивного инвентаря, все дела там ведет муж, но, видимо, вскоре торговлю придется закрыть – конкуренция на этом рынке бешеная.
Тем не менее мы не считаем себя обиженными. Случается, что известные спортсмены, чего там греха таить, ходят по высоким кабинетам, чего-то там просят. Мы не из тех. Лично я считаю, что власти сами должны всё видеть и знать и как-то быть благодарными чемпионам, некогда прославившим имя России.
Я не посещаю тусовки, в которых участвуют депутаты, артисты и прочий бомонд. Живу спокойно, скромно.
Для меня главная цель – не материальное богатство, а воспитание своих дочерей достойными людьми. Старшие – Дарья и Кристина, как тут говорилось, занимаются биатлоном. Третья, Василиса, осваивает лыжи, а наша младшенькая, Машенька, ей пять годиков, стойко проходит курс общефизической подготовки. Конечно, не забываем о главном – о духовной основе – читаем книжки, ходим в театр, на выставки, любим отдыхать на природе.
– А вот ваш поход в политику, – вы ведь являетесь депутатом Городского совета в Химках, – случайность или обдуманное решение?
– Решение пришло от простого желания помогать людям. Да, я живу нормально, но вокруг много людей, которым необходима помощь. И если я могу сделать что-то доброе и полезное для конкретного человека или для общества, я обязательно сделаю это.
Раньше я полагала, что депутатский мандат на этом направлении станет мне ощутимым подспорьем. Теперь понимаю, что всё не так просто. Далеко не всем нуждающимся, идущим ко мне, я могу помочь, просто потому, что от меня мало что зависит. Всё уже слежалось, скоксовалось, пробить стену или дать жизнь какой-то полезной инициативе чрезвычайно сложно. От этого накапливается разочарование.
Тем не менее рук не опускаю. Свою теперешнюю задачу вижу в том, чтобы вовлечь в занятия спортом как можно больше молодежи нашего города. Надо всеми силами отвлекать ее от чердаков и подворотен, от пива или, упаси Боже, наркотиков. Тут могла бы сослужить добрую службу школа биатлона, которую я мечтаю построить в Химках. Всю необходимую документацию мы с мужем собрали. Прошли согласование в министерствах. И цена вопроса не такая уж большая для столь богатого региона, как Подмосковье, – 20 миллионов рублей. Но деньги всё как-то не находятся…
– Анфиса Анатольевна, помимо спортивных титулов, вы имеете еще и определенные властные полномочия. Вы – президент Федерации биатлона Подмосковья и член правления Союза биатлонистов России, видимо, хорошо осведомлены о ситуации, сложившейся в этом виде спорта на текущий момент. Ваш прогноз: как выступят наши спортсмены на Олимпиаде в Сочи?
– Не прогноз, выскажу свое мнение. Мне кажется, что ожидать высоких результатов не стоит. Понимаете, сегодня не только биатлон, а и весь спорт в полной мере нельзя назвать спортом. Олимпийские медали обесценились. Сейчас всё решают не способности, упорство и тренировки, а кто, за кого и сколько заплатит. Спорт лишился основополагающего принципа честной состязательности, на котором он стоял в прежние годы. Теперь он, скорее, похож на некое объединение коммерческих предприятий. Это такой своеобразный холдинг под олимпийскими знаменами.
Опять же, что такое Сочи? Это южный, тропический город, с непредсказуемой погодой, где практически все зимние условия нужно поддерживать искусственно. И вдруг в нем – зимние Олимпийские игры! Возьмите простой пример – ту же пушку для производства снега. Если температура плюсовая, она гонит не снег, а водяные брызги вперемешку со льдом. И как по такой мешанине скользить на лыжах?
А что, у нас мало бесплатного снега в Мурманске, Архангельске или Салехарде? Какая нужда нас заставила добывать снег в пляжном Сочи?
Вспоминаю зимнюю Олимпиаду в Лиллехаммере – это Норвегия. Устроители фактически потратились лишь на строительство скромной олимпийской деревеньки. Такие щитовые домики сборные на шесть человек. В них – нехитрая мебель: кровати, стол, стулья, шкаф для одежды. Еще в деревне был досуговый центр с компьютерами и кафе. Вот и все спецобъекты. Остальное доделала зима, поскольку зимнее мероприятие проводилось в северной стране, и, условно говоря, было полностью согласовано с природой.
В Сочи же мы идем против природы. Это дело невероятно затратное и очень неблагодарное.
Опять же эти помпезные гостиницы с позолоченными ручками в дверях и чуть ли не бриллиантовыми люстрами, какие-то навороченные коттеджи. К чему вся эта безумная бутафория?
Или вот возьмем еще для сравнения Олимпиаду-80 в Москве. Как это было? Государство прежде всего несло на себе социальные обязательства: бесплатные медицина и образование, жилье, поддержка молодых специалистов, этот список можно продолжать… И уж потом расходы на Игры. А что сейчас? Старики обездолены, регионы финансово обескровлены – зато у нас Олимпиада! Вопрос только: кому от этой Олимпиады радость?
– А чем вы объясняете взлет китайского спорта?
– Спорт – это отражение духовного, экономического и культурного, если хотите, состояния того государства, которое он представляет. Не я эту истину открыла, но я с нею полностью согласна. Что такое Китай? Это мудрый народ, который уверенно идет вперед, берет из прошлого лучшее и строит будущее. Он не стал разваливать свое государство и на его обломках возводить новую державу. Он не отрекается от своей истории, традиций, не шарахается вправо или влево с однажды выбранного пути, не блуждает в потемках экономического выбора. В этом залог его сегодняшнего процветания, которое самым непосредственным образом проецируется и на спорт.
– В одном из своих интервью вы сказали: «Эх, сотворить бы что-нибудь такое необыкновенное! Сработать на максимуме возможного. И даже невозможного. Чтобы на душе осталась радость. Только бы мне в этом помог Бог!» Как вы считаете, это необыкновенное у вас позади или впереди?
– Без сомнения, в будущем!
– А почему вы так думаете?
– Интуиция подсказывает.
Александр КАЛУЦКИЙ
[26/11/2013] |
Комментарии