Постиндустриальное общество в романах Лема и Воннегута

Постиндустриальная экономика - что это?

Начнём с романа Курта Воннегута-младшего "Утопия-14". Роботизация технологических процессовв его романе привела к безлюдным производствам. Востребованы лишь гении, коих находят с помощью тестов те же роботы. Дабы занять высвожденных людей вводятся общественные работы. Желающие могут заработать что-то сверх минимального потребительского набора ремонтируя дороги (здесь явно параллель с изобретением Рузвельта). Люди воспринимают происходящее как тиранию машин, вспыхивает восстание, они ломают всевозможные аппараты. Власти подавляют бунт, но главный герой не разочарован. Он положил начало процессу, который вернёт... А что вернёт? Всё вспять, к предъиндустриальным временам? Смысл в общем-то таков. 

Второй роман - "Возвращение со звёзд" Станислава Лема. Ситуация совершенно аналогична в плане безлюдных производств. Людям обеспечен гарантированный стандарт развлечений, еды и напитков. Это не ограничено количеством как в романе Воннегута. Иди в кафе, бери еду и напитки ограниченного ассортимента, но сколько угодно. Так же и с духовной пищей дело обстоит. Денег ни у кого нет, и только опять-таки редкие гении имеют некоторые суммы на счету. Как и в предыдущем романе - их отличие в потребительском наборе. 

Вспоминается сразу две идеи утопистов-футуристов. Первая была воплощена в СССР. Это сокращение рабочего дня до 8 часов. Затем это вынуждены были перенять на Западе, и оказалось, что такой рабочий день вполне способен обеспечить стремительный рост экономики. Вторая идея не была воплощена. Она в том, что рабочий день должен продолжить сокращение, переходя постепенно в принцип работы по желанию. То есть, лишние появляются только по желанию. Здесь идея в том, что будучи постепенно вытесняемыми с освоенного машинами производства, люди начнут изобретать новые производства.

И тут следует вернуться к роману Воннегута. В созданной им ситуации после погрома машин рабочие самостоятельно приступают к ремонту. Вот те, кто только что эти машины ломал. Фактически Воннегут вплотную подошёл к утопии, которую я чуть раньше описал, и ситуация выглядит уже иначе. Это не переход в доиндустриальную фазу, а указание на то, что произошла ошибка в выборе гениев. Людей изгнали с заводов, и теперь нет никого, кто был бы заинтересован в дальнейшем развитии. Гении же получили подачку! Да и не гении это вовсе, а избранники роботов, которые конечно же не выберут для себя неудобных людей.Не машины победили людей, а одни люди предали других людей! 

В этом коренное отличие героев Воннегута от героев Лема, у которого люди превратились в жующее стадо, без желаний и стремлений.

Возможно, тому виной бетризация, операция, которая делает человека неспособным совершить никакое насилие. Даже над животным. Для того, чтобы врачи могли оперировать производится специальный напиток, на время отключающий бетризацию. Лем искусственно выключил способность к бунту, и теперь уже некому указать на ошибочность выбранного пути, восстание невозможно, и роботы, производящие роботов, уже предоставлены сами себе. 

Вот такие варианты постиндустриального развития на снове идей двух писателей, и неизвестных мне футуристов. 

Что же происходит на деле? На деле происходит совсем не то. Роботизированные производства высвобождают людей, эти производства принадлежат частным лицам, которые вовсе не стремятся к справделивому распределению дохода, сокращению рабочего дня, и подобным вещам. Они сокращают работников, сокращая тем самым покупателей для продукции роботизированных производств. А для чего тогда эти заводы вообще построены? А? Получается, что роботы должны остаться сами с собой? Они будут электроэнергией расплачиваться друг с другом, или как? Больше ведь им ничего не нужно, на этом потребности исчерпываются. Владельцы генерирующих станций будут диктовать условия владельцам роботизированных производств, и этим они и будут развлекаться? Очевидно, что нуждающихся в продукции тех производств станет настолько мало, что сами производства станут вовсе не нужны.

Итак, мы пришли к ситуации предъиндустриального этапа развития по простой причине - никому индустрия более не нужна, а та горстка сумасшедших владельцев заводов и электростанций надели набедренные повязки, и гоняются друг за другом с копьями. Как видите, все утопии свелись к началу наших рассуждений, только разрушили цивилизацию не машины, не гении, выбранные на эту должность роботами, не бетризация, сделавшая восстание невозможным. В нашем случае к разрушению цивилизации ведут самые банальные частные собственники, присваивающие себе слишком много, не заинтересованные в росте числа работников, а значит, и покупателей. Расслоение в доходах населения - вот что в общем ведёт к деградации. И если мы взглянем на другие страны, то обнаружим прямую зависимость расслоения в доходах от развития самой страны, её экономики, и даже цивилизованной культуры. 

Извините что так длинно. Благодарю за внимание.