Проблемы российской артиллерии

На модерации Отложенный

 Болгарский военный аналитик Станимир Добрев в стриме от 2 июля рассказал о своем видении проблем российской артиллерии.

Главной проблемой является качество артиллерийского персонала. Артиллеристы демонстрируют свои умения на артиллерийских полигонах – по пристрелянным целям и со знакомыми маркерами на местности.

Артиллерийские офицеры – не самые способные. Есть проблемы с баллистическими вычислениями. Есть проблемы – и мы их видели их в Сирии по привязке к карте на местности – когда в вашем распоряжении нет карты заранее подготовленных огневых позиций. Вы может решить такие проблемы на полигоне, обмануть вышестоящих, но в реальном мире это не работает.

Из-за того, что в армию идут люди низшей страты, люди идущие в университеты получают возможность избежать армии в год призыва, больше 50% русских идут в университеты, и так вы упускаете много людей с хорошими оценками по математике, способных делать баллистические вычисления. И во время курса подготовки они не выпускают много снарядов.

Есть проблемы с подготовкой позиций артиллерийских батарей. Российские подразделения в ряде случаев не организовывали барьер между орудиями и зоной подготовки боеприпасов. Со временем русские нагоняют, благодаря военному опыту, но это – дарвинистский подход, и при таком подходе расходуется много артиллеристов, снарядов и денег.

Российская артиллерия по традиции применяется в ходе наступательных операций. Она наносит удары по площадям сплошным огнем, после чего должно следовать наступление пехоты. Украинцы, со своей стороны, занимаются, прежде всего, контр-батарейным огнем – засечение и уничтожение позиций. И мы много этого видели в последние недели.

Рано или поздно подобное интенсивное использование артиллерии вынудит русских заменять стволы на артиллерийских установках. Я проверил, как работают их ствольные заводы. Один из примеров – артиллерийский завод №9 (Екатеринбург, дочернее предприятие Уралвагонзавода). Завод специализируется на стволах больших калибров. Проблема в том, что производственная линия организована почти также, как и в мирное время, с некоторым экспортным потенциалом.

У них есть несколько сверлильных станков итальянского производства, которые им удалось импортировать и переделать, у них также есть несколько шведских станков для изготовления казенной части. Но у них 2-3 таких станка.

 

Это не позволяет вам быстро наращивать производство во время войны. Вы упираетесь в стенку довоенного уровня производства стволов. В случае танков они экспортировали несколько сотен стволов каждый 5-6 лет. Мы не видим расширения станочной базы, мы не видим признаков того, что этим занимаются. Количество занятого на заводах персонала не растет. Когда настанет момент – им не удастся резко расширить производство.

То что мы видим – это опустошение складов – складов боеприпасов и складов орудий. И они сталкиваются с новыми проблемами и пытаются их решить – например использование меньших калибров для поддержки войск ДНР/ЛНР – 122 мм вместо 152 мм. Из-за того, что ВС РФ сняли их с вооружения, склады были опустошены – боеприпасы проданы или утилизированы, и их никогда снова не наполнили. Теперь они могут или попытаться получать такие снаряды из других источников, или заново запустить производство, или стандартизировать орудия. Но мы уже видели, что если они стандартизируют – они врежутся в стену с производством, и потому в первую очередь пострадают дальность и точность стрельбы.

У России есть большие запасы боеприпасов , но снова встает вопрос – каких калибров и какого типа, а также каково состояние этих боеприпасов и орудий на складах, и каков уровень каннибализации. Мы уже видели серьезные проблемы с каннибализацией танков Т-72, мы видели судебные дела о продаже запчастей “налево”. У нас нет информации о качестве стволов, поставляемых со складов, можно предположить, что оно варьируется. Технически, стволы могут быть в наличии в достаточном количестве – но они могут оказаться недостаточного качества.