"...Бог есть любовь"

На модерации Отложенный

«… Бог есть любовь» (1Иоанна 4:8)

 

 

«Всё, что тебе нужно, это любовь»

Джон Леннон

 

 

Любовь – это, прежде всего, чувство.

Генетически в каждом человеке заложены биохимические системы (нейромедиаторы, нейрорецепторы) для чувственной оценки воспринимаемого организмом воздействия из внешней среды с координатами «полезно-вредно» для выживания этого организма. Или, другими словами, «хорошо-плохо», или «приятно-неприятно». Младенец взаимодействует с внешней средой на чувственном уровне, вербальные, оценки и логические умозаключения для него ещё просто не доступны. Только что родившийся младенец не знает, что такое «любовь». С первых  же часов своей жизни младенец интенсивно усваивает информацию из внешней среды на чувственном уровне. Его незрелая нервная система продолжает интенсивно расти и развиваться уже под воздействием этого потока информации из внешней среды. Младенец благодаря этому достаточно точно приспосабливается к имеющейся вокруг него внешней среде. Процессы этого приспособления (усвоения информации и способов реагирования на неё) наиболее интенсивны в младенческом возрасте и в первые 5-6 лет жизни. Постепенно процессы роста и формирования нервной системы (психики) снижают свою интенсивность и к пубертатному возрасту завершаются. Примерно к 12 годам нервная система созрела и достигла определённого качественного состояния. Показатели интеллекта (скорости протекания психических процессов), личностные особенности (чувствительность, темперамент, направленность) практически сформированы и будут определять всю последующую жизнь и судьбу человека. Что-то изменить в личности и судьбе человека в юношеском и зрелом возрасте уже крайне сложно, даже, можно сказать, невозможно.

Младенец, когда он голоден, мокрый, замёрз – сообщает об этом окружающему миру криком, голосом и получает в ответ какую-то реакцию от окружающего, от матери (или того, кто её заменяет, но это уже вариант менее естественный). Очень рано у младенца появляется улыбка, вначале в виде мимического подобия её, свидетельствующего о состоянии удовлетворения, которое вызывает ответную реакцию матери и закрепляет её в поведенческих реакциях. Животные не умеют улыбаться.

Удовлетворить «физиологическую базовую потребность» младенца довольно просто:   накормить его (лучше грудью матери), поддерживать в чистоте, в тепле – и это всё. Обеспечьте младенцу покой для сна, быстро и эффективно реагируйте на его плач и крик, и вы легко обеспечите удовлетворение второй базовой потребности – «потребности в безопасности». Постоянное тесное взаимодействие младенца с одним и тем же человеком (матерью) легко удовлетворяет следующую базовую потребность – «потребность в ощущении своей принадлежности», абстрактно выражаясь, к чему-то большому, сильному, всемогущему, от которого полностью зависит его жизнь. Взрослые, оснащённые речью, вот такое взаимодействие матери с ребёнком уже могут называть любовью. У самого ребёнка, если бы он обладал достаточно развитой речью, это пока может быть обозначено только терминами «хорошо», «плохо», «опасно», «безопасно», «я не сам по себе, я часть чего-то большого, сильного, всемогущего». «Любовь» там ещё не звучит.

Если младенец лишён вот такой заботы, то он не может нормально развиваться, у него закрепляются в растущей нервной системе модели психических реакций не соответствующие нормальному человеческому развитию. Крайний вариант – Маугли, который, в отличие от сказочного персонажа, останется на животном уровне психического функционирования. Даже улыбка, если она когда-то у него и проявится, то будет грубой и малоадекватной.

В процессе своего роста и развития ребёнок овладевает речью, овладевает своей моторикой, манипулируя с окружающими предметами. Он интенсивно изучает мир. Пробует его на ощупь, порою получая сигналы через боль, что это может быть «опасным». Учится через адреналиновый стресс переживанию чувства «страха». Постоянно и остро нуждается при этом в непосредственной близости «большого, сильного и всемогущего», чтобы прислонившись к нему на некоторое время снова почувствовать свою безопасность и продолжать освоение окружающего мира.

Однажды ребёнок услышит слово «любовь». Он узнает, что несмотря на все его действия в окружающем, которые могут быть опасны и разрушительны, «большой и всемогущий» его ругает, но всё равно защищает, прощает, заботится о нём, то есть – «любит». Ребёнок ощущает и научается осознавать свою персональную ценность для «большого и всемогущего». Ощущение, что тебя любят, что ты «ценен» и «значим» сам по себе со всеми твоими особенностями – это уже переживание сформировавшейся и ставшей актуальной базовой потребности следующего уровня – «потребности в любви». Эта потребность в своих тонких нюансах не сможет сформироваться и стать актуальной, если не было полноценного удовлетворения базовых потребностей более низкого уровня (физиологических, в безопасности и принадлежности). Выросшие с рождения в условиях дефицита ощущения безопасности и принадлежности дети в последующей жизни проявляют неуверенность в своей безопасности, повышено зависимы от людей, которые проявляют о них какую-либо заботу, навязчивы с требованием проявлять повышенную заботу о них, ревнивы к другим людям, о которых кто-то проявляет заботу. Такое поведение можно наблюдать у породистых собак, которым хозяин уделял много внимания, а потом стал больше его уделять кому-то другому. Я бы не стал называть это «любовью».

Если у ребёнка достаточно полно удовлетворены все четыре базовые потребности включая «потребность в любви», то у него формируется и становится актуальной «потребность в самоактуализации», которая проявляется в любопытстве, в повышенной активности в исследовании окружающего мира, в практических действиях по его овладению. Ребёнок хорошо учится, овладевает навыками социального взаимодействия, овладевает социально ценными профессиональными навыками. Его взаимодействие с миром в максимально возможной для  него степени  расширяется посредством поиска смысла своего существования, посредством построения какой-либо картины мира.

В процессе своего социального функционирования юноша дорастает до зрелости. Он трудится, обеспечивая свои физиологические потребности, живёт в сообществе, ощущая свою безопасность и принадлежность, переживает сильнейшее (обеспеченное определённым гормональным фоном) чувство влюблённости (не любви в библейском понимании) в другого человека, что приводит к созданию семьи, рождению детей, переживанию своего отцовства (материнства), ответственности за другую жизнь. Это всё называется «удовлетворение высшей базовой потребности в самоактуализации» на фоне удовлетворения потребностей более низкого уровня (включая сексуальное удовлетворение).

Напомню, что удовлетворение базовых потребностей обеспечивается нейромедиаторной системой в головном мозге, которая вызывает переживания удовольствия, радости, счастья, оргазма, и просто покоя.

 Самоактуализация продолжается в совершенствовании в профессиональной сфере, совершенствовании в выполнении роли супруга, отца (матери). У зрелого человека в возрасте 40-50 лет в идеале уже должны быть полностью удовлетворены все базовые потребности. Физиологические потребности, потребность в безопасности, в принадлежности, в любви, самоактуализация в социальной сфере (в труде, в семье) – все эти потребности уже как бы в прошлом. Да, они остались, они продолжают обеспечивать биосоциальную жизнь человека, но они уже ничего нового для его дальнейшего развития не несут, поэтому становятся не столь ценными, какими были вначале, да и получаемая от их реализации биохимическая награда уже привычна и не доставляет прежней радости и удовольствия. Биосоциальные действия и выполняются-то привычно, стереотипно, почти механически. Этот период в жизни человека иногда обозначают как «кризис сорокалетних». Некоторые (далеко не все), продолжают мировоззренческие поиски, поиски смысла жизни. Многие продолжают «скучно» жить (доживать на автопилоте). Некоторые пускаются «во все тяжкие»: изменяют супругам, алкоголизируются, разводятся, начинают заниматься политикой или бизнесом и т.д.

Всё вышеописанное является моделью абстрактно-нормальной человеческой жизни. «Нормальным» в статистике обозначают то, что свойственно большинству из исследованного контингента. От «нормы» личностного развития и связанного с этим социального функционирования обязательно (естественно) есть отклонения в ту и другую сторону. Отклонения в сторону застревания на уровне потребностей «физиологических, безопасности, принадлежности, любви» (биосоциальных) я здесь рассматривать не буду.

Некоторым от рождения, генетически передаётся некоторое отклонение от «нормы» в биохимическом функционировании головного мозга, которое проявляется в повышенной синхронной деятельности нейронов коры головного мозга. Чтобы точно описать и смоделировать эти тончайшие процессы в функционировании миллиардов нейронов коры головного мозга, каждый из которых по оценкам некоторых специалистов по своей сложности сопоставим с современным ноутбуком, нужны более сложные и тонкие чем головной мозг исследовательские системы (инструменты), а их пока нет, и не предвидится в обозримом будущем.

Есть только тот же головной мозг другого человека и всё.

В «норме» в коре головного мозга синхронно могут работать не все десятки миллиардов нейронов сразу, а только некоторое их количество. Предположительно 5 процентов. Этого вполне достаточно, чтобы успешно существовать в окружающей среде, успешно усвоить некоторое количество знаний, успешно трудиться, успешно выстраивать социальные отношения, создавать семью, рожать и растить потомство, то есть – успешно выполнить биосоциальную программу.

Небольшому количеству «ненормальных» даётся природой (генами, судьбой, богом) способность не к пятипроцентному синхронному функционированию  нейронов коры головного мозга, а к гораздо большему. Все шизофреники, аутисты, гении, святые, пророки, блаженные, юродивые, Будда, Лао-Цзы, апостолы Иоанн и Павел, Мохаммед, Блаватская, Рерихи, Даниил Андреев, Кастанеда, Франциск Асизский, Серафим Саровский, Порфирий Иванов, Карл Юнг и т.д. и т.д. – всем им БЫЛА ДАНА такая биохимическая особенность функционирования головного мозга, которая позволяла переживать необычные мистические состояния. Половина нобелевских лауреатов стали ими благодаря этому дару.

Эти состояния могут быть в разной степени выражены, они могут быть короткими (несколько мгновений, как это описывал Ф.М.Достоевский из личного опыта) и длительными (часы и дни). Слишком длительное возбуждённое функционирование головного мозга требует огромных энергетических затрат, которые организм не в состоянии предоставить, поэтому такое функционирование не увеличивает продолжительность жизни, вызывает органические повреждения в мозге, что может привести к банальному слабоумию.

Необычные переживания могут быть малоинтенсивными, спокойными или как взрыв, как вспышка, как «эврика». Они могут нести прорывные конструктивные идеи в познании мира, но при этом часто затрудняют нормальное социальное функционирование (бегание голышом в общественном месте и т.п.), что приводит к разрушению социальных связей, что может привести к изоляции, к обструкции, просто к физической смерти носителя этих особенностей. В защите и помощи этим людям призваны свою роль сыграть психиатры, и они по мере накопления знаний в этой области всё более успешно это делают.

Эти мистические состояния могут переживаться как невыразимое блаженство, «Благодать Божья», и как неописуемый «ужас». Или то и другое одновременно. Как в случае «блаженства», так и в случае «ужаса» переживается тотальность, неуправляемость, независимость происходящего переживания от твоей воли. У всех переживших мистический опыт это хорошо описано. Мистикам, имеющим опыт переживания «благодати» и «ужаса», абсолютно излишне объяснять и доказывать, что Бога и дьявола нет или что Бог и дьявол есть, они непосредственно с ними взаимодействовали. Им не важны ни религиозные институты, ни научные достижения. Ни те, ни другие ничего не могут добавить и ничего не могут убавить из их непосредственного опыта.

В своей предыдущей статье «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» (философия существования живой материи)» я уже сделал попытку доказать бессмысленность существования живой материи в масштабах Космоса (Универсума).

Человек на путях своего личностного развития, доведённой до логического конца самоактуализации обязательно приходит к выводу о бессмысленности жизни, чаще после выполнения своей биосоциальной программы, после 40 лет. Все его базовые биосоциальные потребности удовлетворены в полном объёме. Ничего нового он пережить не может, да ещё этот логический вывод о бессмысленности жизни вообще. Биосоциальное функционирование за много лет отработано до автоматизма, решение возникающих проблем не вызывают никаких особых напряжений и делается достаточно эффективно. Но всё это человеку, полностью состоявшемуся в биосоциальном смысле, уже не интересно, не важно и не нужно. Что остаётся? Покончить свою жизнь самоубийством или продолжать жить, но уже не для себя – для других. Жизнь-служение – это лучше, чем самоубийство. Моё тело, моя плоть, это уже не «цель» и не повод для любви и заботы. Моя плоть уже только «инструмент» для служения другим людям. Моё «Я» это уже гораздо больше, чем тленная (временная) плоть. Моё «Я» уже как бы со стороны наблюдает, как плоть (биосоциальная сущность) функционирует в обществе. Моё «Я» как бы со стороны помогает плоти что-то делать. Моё «Я» в случае необходимости легко пожертвует этой плотью в интересах служения другим людям, и при этом не увидит в этом ничего необычного, геройского, достойного восхищения и благодарности. Моё «Я» более не интересуют вопросы богатства, бедности, власти, славы, здоровья, бессмертия, «райские наслаждения» или «адские мучения» по отношению к своей плоти. Моему «Я» могут быть интересны эти вопросы, только если они вызывают проблемы в жизни у других людей. У моего «Я» никаких проблем нет. Это полная свобода, о которой говорил Иисус: «Познайте истину (Бога, Любовь) и она сделает вас свободными».

Мы почти ничего не знаем о детстве и юности Иисуса. Можно с уверенностью говорить, что он обладал достаточно высоким интеллектом, поскольку преуспевал в знании священных текстов, и наверняка переживал состояния «Благодати Божьей». Тому, кто переживал эти состояния уже не могут быть достаточно сильны и ценны переживания обычного удовольствия от еды, секса, семейных отношений, переживания радости от достижений в материальном благополучии. Переживания «Благодати Божьей» через особое энергетическое состояние головного мозга способствуют более лёгкому переживанию каких-либо повреждающих воздействий на плоть. Такой человек может выжить в таких условиях, в которых обычный человек просто и быстро погибает (Порфирий Иванов яркий пример). Иисус всё это демонстрировал при своей жизни во плоти. В своих проповедях Он старался объяснить окружающим бессмысленность плотского существования без духовного освящения. Своим ученикам Он давал более подробное разъяснение своего отношения к миру и плоти. Он служил людям, был предназначен для этого Богом-Отцом (судьбой), не хотел (точнее, не мог) от этого уклониться.

Иисус любил людей, но не плотской любовью, о которой все знают и понимают, что это такое, а духовной, которая хорошо описывается апостолом Павлом в 1 послании Коринфянам в 13 главе стихи 4-8: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт…». Проявляя по отношению к людям вот такую Любовь, Иисус переживал практически постоянно «Благодать Божью», Он уже здесь и сейчас ощущал «рай» и Ему этого было более чем достаточно, чтобы не быть зависимым от плотских ценностей. Он делился Своими знаниями и опытом с окружающими (совершал чудеса исцеления).

Он не отрицал плотские ценности, а отводил им соответствующее место в мировоззрении, а порицал их только в случае, когда они ставились кем-то выше духовных ценностей. Его невозможно было ни оскорбить, ни убить, ни победить. Это Его плоть можно было мучить и убивать. Своим кротким, непритязательным поведением в плотской жизни, Своей молитвой к Отцу на кресте о спасении тех, которые Его убивали, Иисус показал, что Его плоть является только инструментом, служащим для демонстрации правильного с ней обращения. Сама по себе эта плоть для Него ценности не представляла.

Переживая «Благодать Божью» (состояние расширенного сознания) Иисус знал о мироустройстве и человеке гораздо больше, чем знает наша современная наука и Он уже тогда пытался объяснить окружающим, что в плотской жизни: в научных достижениях, в богатстве, в бесконечном здоровье, предполагавшем бессмертие и вечные плотские удовольствия, смысла (ценности) нет, что надо стремится, прежде всего, к духовности, к духовному спасению.

Иисус не создавал никакого религиозного учения, Он показал Своей жизнью и смертью пример истинно Человеческой жизни, которая только и имеет смысл.

 

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь…» Ин 14:6  

Этот путь открыт для всех, но пройти по нему, дано не каждому.

 

Бог есть Любовь.

Любовь есть Путь (не остановка навсегда в плотской жизни)

Любовь есть Истина (не наука).

Любовь есть Жизнь (не религия).

Всё, что нам надо, это Любовь (Бог).

 

24 ноября 2013 года                                                     Ларичев Владислав