Цирк, но не на Цветном

На модерации Отложенный

     На днях в Москве состоялось так называемое Первое Российское литературное собрание. В зале присутствовало около тысячи людей, так или иначе связанных с литературной деятельностью.

Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков:

“Известно, что оно организовано по инициативе потомков известнейших литераторов, вдохновленных Владимиром Толстым, председателем большого форума. В подготовке необычного мероприятия принимали участие кремлевские чиновники. Просочился слух, что в литературное собрание пожалует Владимир Путин.

Ну вот! Снова вранье! Знакомое вранье. И что более всего неприятно, вранье дешевое, откровенное, не завуалированное. Это значит, что тех, кого “пригласили”, очень сильно не уважают, считают их, мягко говоря, статистами в постановке спектакля. Особенно мне понравилась фраза, что, мол, собрание организовано по инициативе потомков известнейших литераторов, вдохновленных Владимиром Толстым. Боже мой! При чем здесь какие-то там внуки-правнуки великих писателей? Какое они вообще имеют отношение к русской литературе? Совсем власть помешалась на деньгах и думает, что и способность быть великим русским писателем можно передавать по наследству! Вон, например, один из Романовых работал на Западе по-моему, простым автомехаником, а потомок Достоевского в Питере и сейчас – водитель троллейбуса, кажется. Это уже совсем другие люди по сравнению со своими великими предками-родственниками. Зачем их-то позорить, даже если они не понимают всей подковерной борьбы властей?! И еще один перл от Пескова: ”Просочился слух, что в литературное собрание пожалует Владимир Путин”. Слух, он на то и слух, чтобы просачиваться. Но люди ведь не совсем полные дебилы, которыми их считают чиновники от власти. Они-то четко понимают, что это собрание – плод деятельности Президента. И без всяких слухов. А народу пытаются показать, какая в России демократия: мол, сам народ беспокоится о своей литературе, сам собирается, сам организовывается. А так как Президент – часть народа, то и он, де, возможно, поучаствует, поболеет за общее дело. Жаль, что из всей тысячи присутствовавших  на Великом Национальном Литературном Форуме под, якобы, руководством правнука Ф. Достоевского, водителя питерского троллейбуса и прочая, и прочая, нашелся всего один единственный, который задал “по слухам появившемуся на собрании” Президенту Путину неудобный вопросец о политзаключенных, томящихся в тюрьмах России, вопросец, который должны ставить перед собой все нормальные деятели литературы, а не только жертвы произвола, такие как В.

Шаламов или А. Солженицын. Но и этому российскому смельчаку г. Путин мягко погрозил пальчиком: “Не-е-е-льзя в полицию ничего бросать, даже… Нельзя пытаться срывать с полицейского погоны… Не-е-е-ельзя… Не-е -е –льзя… ”. Остальная масса сидела, набравши в рот воды. Она ждала помощи. Помощи материальной. Это была нищая российская писательская масса, масса, привыкшая, некогда быть государственной элитой, а нынче выброшенная на задворки общества. А Он с трибуны учил их, как и о чем надо писать.

Однако выслушаем и другую сторону – участника собрания – писателя Юрия Полякова, лауреата множества премий, главного редактора «Литературной газеты». Хороший был когда-то писатель. Особенно на заре Перестройки. Но “кушать” всем хочется. В том числе и Полякову. Вот как он витиевато комментирует собрание: “ На встречу обязательно пойду. Во-первых, все потомки сами активно участвуют в литературном процессе — по профессии они близки к литературе (вот, оказывается, как!). К тому же их всех беспокоит состояние современной литературы. Мне это понятно, поскольку высоты русской литературы закладывались их предками. Дар, конечно, по наследству не передается, а духовная миссия — безусловно (откуда он это взял? Надо бы отыскать потомка Ермака и пусть выполняет духовную миссию своего предка: вернет России Аляску). Ими движет чувство ответственности за культуру, им хочется высказать пожелание, чтобы современная литература отвечала уровню, заложенному предками”. Интересно, а если Полякова отодвинуть от “Литературки”, каким соловьем он запоет?

Думаю, что прежде чем начинать с литературного процесса, надо добиться, чтобы присутствующие перед Твоим Сиятельством участники собрания могли хотя бы, не боясь последствий, свободно открывать рты. Свободно высказывать свои мнения и в ответ не выслушивать пустые нравоучения от человека, который мало что понимает в обсуждаемом вопросе. Надо “кормить” не только полицию (и не в основном - полицию), но и народ и его не самую бездарную часть – представителей культуры. Чтобы они с голода не бросались друг на друга, пытаясь добраться до куска хлеба, который им с презрением выбрасывает власть.

24.11.2013 г.