Аксиомы о душе – основа наук о человеке

Я полагал, что не я один, а многие заняты изучением человека, и что иначе и быть не может. Я ошибался: даже математикой – и той занимаются охотнее. Впрочем, к последней, да и к другим наукам обращаются только потому, что не знают, как приступиться к первой.

Блез Паскаль

Слово «душа» Львович приравнивал к матерному слову и в любом случае – ненаучному.

Юрий Мамлеев

Поведение людей определяется их чувствами. Но обществоведы как-то стесняются говорить о душе. Их больше тянет к разговору о «материальном», но это «материальное» оказывается  менее понятным, чем свои ясные ощущения. Без точных слов о чувствах людей все разговоры об экономике, политике, праве не только безответственны, но и крайне опасны, поскольку, если не провоцируют насилие, то разоружают перед ним. Важнейшие слова о чувствах – это эгоизм, зависть, любовь, справедливость. Аксиомы, приведенные ниже, как раз и уточняют эти слова.

Аксиома о гуманизме: чувствуют люди, а не коллективы. Эта аксиома предупреждает: призывы жертвовать своими интересами в интересах коллектива это на самом деле призывы жертвовать своими интересами в интересах других людей. Ведь коллективы бесчувственны, у них нет интересов. Другое название аксиомы о гуманизме – аксиома о бездушности коллективов. Тех, кто игнорирует эту аксиому и строит свои выводы на чувствах коллектива, я называю коллективистами в отличие от гуманистов, которые отказываются подчиняться тому, чего нет –  интересам коллектива: народа, общества, нации.

Аксиома о ненасытности: дефицит сил непреодолим. Чтобы действовать, нужны силы, ресурсы, возможности. Это не только вещи, но и ценные возможности других людей, интересные для окружающих, например, сексуальные возможности. Можно добиться изобилия простых вещей, но освободиться от дефицита всех сил, невозможно. Мечты о полном изобилии всего – несбыточные мечты.

Аксиома о разнице: люди неодинаковы в предпочтении сил. На вкус и цвет товарища нет. Одному нравится арбуз, другому – свиной хрящик. Один силу А ценит выше силы Б, а другой – наоборот. Таким людям выгодно меняться к взаимной выгоде. Из аксиомы о разнице следует производительность торговли. Торговля – это обмен не равноценными, а разноценными силами. Причём каждая сторона в обмене стремится и обычно получает более ценное в обмен на менее ценное.

Аксиома об эгоизме: чужие нужды не актуальны. Нужды подавляющего большинства людей, а их миллиарды, мы не учитываем в своём поведении и не спешим их удовлетворять. Это чужие нужды чужих для нас людей. Мы их игнорируем, они для нас неактуальны. И чужие люди не обижаются на нас за это, потому что они, в свою очередь, не замечают и не спешат утолить наши нужды. Природа (или Бог, кому как больше нравится) создала человека эгоистом, которому нет дела до чужих нужд. Природа как бы говорит каждому: «Заботься о себе, другие позаботятся о себе сами. Ответственность за твою жизнь лежит исключительно на тебе, не перекладывай её на других».

Аксиома о любви: полюбить как себя можно немногих. На фоне всеобщего равнодушия и даже враждебности по отношению к другим людям, природа создала маленькие островки любви, когда нужды любимых становятся вровень и даже выше твоих нужд.

Аксиома о справедливости: люди сходны в неприятии преступлений. Из аксиом о ненасытности и эгоизме следует, что люди соперники, сталкивающиеся в борьбе за дефицитные силы. Это столкновение можно разрешить всего тремя способами:

- принуждением,

- обманом,

- разграничением.

Разграничение – это проведение граней, которые превращают ценные силы в права. Следование этим граням справедливо, а их нарушение – преступно, противоправно. Те, кто следует граням, – правые люди, а тех, кто их нарушает – преступники. Люди хорошо отличают правые дела от преступлений, чувствуют тяжесть преступлений, если описать им оцениваемую ситуацию понятными для них словами без использования политически нагруженных слов.

Аксиома о зависти: чем богаче человек, тем больше готовность навредить ему. Самая большая опасность зависти в том, что современники принимает чувство зависти за чувство справедливости. Они готовы поверить любым небылицам о преступности богатых людей только на том основании, что это богатые люди. Абсолютно нелогичное, ложное «обоснование» Марксом «грабежа» капиталистами рабочих воспринимается на ура только потому, что подпитывается завистью.

Зависть и справедливость – принципиально разные чувства, выдавать зависть за справедливость, призывая к преступлению, преступно.