Стать долларовым миллионером мог стать каждый украинец если бы 4г.назад...

 

Стать долларовым миллионером мог каждый украинец, если бы 4 года назад...

Иван ПЕТРОВ,
Сергей ДУМЕНКО
(Ванкувер, Канада)

19 ноября состоялось знаковое событие: в комитете сената США прошли слушания, посвященные криптовалютам — и, в частности, самой популярной на сегодняшний день — Bitcoin. Рынок отреагировал небывалым всплеском — стоимость 1 BTC (1 Bitcoin) на некоторых торговых площадках перевалила за 1 тыс. долл., хотя еще три недели назад он стоил немногим более 200 USD.

Комитет фактически признал, что виртуальные валюты являются таким же легитимным финансовым инструментом, как и другие платежные системы. Уместно вспомнить, что министерство финансов Германии еще год назад вынесло решение, по которому Bitcoin законодательно признается «средством взаиморасчетов». Но за признанием этих «негосударственных» денег (через 4 года после их появления) стоят не только перспективы — но также большие проблемы и угрозы, которые видят правящие элиты в распространении криптовалют.

Здесь находится первый в мире банкомат для операций с биткойнами // СЕРГЕЙ ДУМЕНКО

Цифровое золото

Вывеска на входе: «Тут принимают биткойны» //
СЕРГЕЙ ДУМЕНКО «2000». Ванкувер

Bitcoin — это цифровая валюта, которая не зависит ни от одного финансового института, государства или организации. Ее поддержание лежит целиком на участниках платежной системы (то есть на всех держателях любых сумм, которые для этого должны установить на свои компьютеры специальное программное обеспечение). Система децентрализованна и неподконтрольна никаким органам, ни одному отдельно взятому лицу, ни одной организации. Обработка трансакций и эмиссия производятся усилиями сети участников. Обработка трансакций почти ничего не стоит, перевод средств проводится мгновенно, и самое главное — криптовалюта анонимна, а средства пользователя невозможно принудительно изъять.

Но если за Bitcoin не стоят финансовые организации, чем обеспечивается эта платежная единица? Тем же, чем и иные валюты — ожиданиями продавцов и покупателей, верой в некую стоимость этой единицы. В этом смысле Bitcoin (роль денег в системе играет результат неких вычислений, хэш-функция) больше похож на золото, чем на государственные валюты — как и драгоценный металл, криптовалюту легко хранить, практически невозможно подделать или испортить, можно делить на очень мелкие части (минимальная часть Bitcoin — «сатоси» — равна 0,00000001 BTC). В отличие от золота — можно мгновенно пересылать.

О том, как в Ванкувере покупают биткоины, пожалуйста, см. наш фоторепортаж.

И если с национальными валютами можно «играться», бесконтрольно и бесконечно печатая новые купюры или изымая излишки денежной массы, то как количество золота в мире, условно говоря, ограниченно (добыча его стабильна, то есть отсутствует бесконтрольная «инфляция»), так и для Bitcoin заранее установлен потолок эмиссии (что исключает инфляцию в результате включения «печатного станка»).

Криптовалюта с момента появления в 2009 г. демонстрировала стабильный рост — если поначалу 1 BTC можно было купить дешевле, чем за цент, то теперь планка цены находится в районе 500 долл. (скачки до $1000, упомянутые в пределах материала, оказались пока кратковременными).

Сегодня, конечно, все вспоминают первые реальные сделки за виртуальную валюту — так, один из участников официального форума купил в 2010 г. пиццу за 10 000 BTC (сегодня это, наверное, самый дорогой обед в истории — нынешний эквивалент данной суммы составляет около 5 млн. долл.).

Норвежец Кристофер Кох в 2009 г. приобрел 5 тыс. BTC, заплатив за них $27 — и забыл о своем электронном кошельке. Через четыре года он узнал, что стал обладателем состояния в $886 тыс. Кристофер предусмотрительно обналичил лишь часть виртуальных сбережений, и купил на вырученные деньги квартиру в Осло. Сегодня эти 5 тыс. BTC стоят уже больше 2,5 млн. долл. США.

Задумайтесь — если бы вы в 2009 г. потратили несколько десятков долларов на покупку криптовалюты в интернете, то сегодня были бы миллионером!

Взрывной рост цены на BTC заставляет многих обывателей говорить, что Bitcoin — это финансовый пузырь. В некоторой степени это верно — но надувают его исключительно ожидания пользователей, а не закулисные махинации. В некотором смысле пузырями являются также евро, доллар и любые другие валюты — но Bitcoin ставит всех пользователей в равные условия, не давая преимуществ банкам, нацбанкам, госфондам и т.д.

Биткойн живуч

Для рядового потребителя ключевым остается вопрос — лопнет ли Bitcoin? Лопнет, если в нем разочаруются все пользователи — как лопнет и китайский юань, если никто на планете не станет принимать его в качестве платежа. Вероятность этого очень мала — напротив, бурный рост заставляет СМИ говорить об интересном феномене, все больше людей узнают о негосударственной глобальной валюте, и в систему приходит все большее количество пользователей. Пока в основном в поисках рискованного, но крайне высокодоходного вложения. Bitcoin как средство платежа все еще очень ограничен, зато как инвестиция выглядит чрезвычайно привлекательно.

Это, кстати, несколько тормозит на данном этапе его развитие как платежной системы — расплачиваться за кефир николаевскими червонцами во время взрывного роста цены на золото решатся немногие (на экономическом языке это называется «высокая волатильность»).

Финансовые аналитики очень осторожны в оценке потолка стоимости Bitcoin — но те, кто осмеливается говорить на данную тему, считают, что в ближайшие годы стоимость валюты вырастет еще в десятки, если не в сотни раз.

Даже если пузырь инвестиционных ожиданий сдуется, достигнув предела, Bitcoin не лопнет — он наконец-то станет тем, чем и задуман: удобнейшим средством платежа. Крупные спекулянты, возможно, и выведут из системы свои основные резервы — но рядовые потребители, пришедшие в поисках мгновенного выигрыша, останутся уже как пользователи именно платежной системы. Реальная экономика огромна — и чем больше интернет-магазинов станет принимать Bitcoin, тем стабильнее и надежнее будет эта валюта (рост ее стоимости в таком случае также неизбежен, но он будет постепенным).

Что купить за хэш-функцию?

Как, кто и что покупает в современном мире за Bitcoin? Основным использованием криптовалюты пока что была покупка нелегальных товаров (и это, как ни странно, очень хорошая рекомендация — она свидетельствует об исключительной надежности и безопасности системы).

По некоторым оценкам, оборот недавно закрытого сайта Silk Road, торговавшего в том числе и наркотиками, составил за 2,5 года более 9 млн. BTC, что равняется примерно 2/3 всех эмитированных на сегодня единиц криптовалюты.

Кстати, именно арест основателя Silk Road Росса Уильяма Уильбрихта («2000» писали об этом — «Шелк, лук и тяжелые наркотики», №41 (672) от 11 — 17 октября 2013 г.) привел к слушаниям в комитете сената — госдеятели никак не могли сформировать свое отношение к криптовалюте, позволявшей так легко и свободно вести нелегальную торговлю.

Однако Bitcoin, конечно, использовался не только теми, кто желал скрыть свои покупки и трансакции. Недавно, например, житель канадской провинции Альберта Тэйлор Мур выставил на продажу семейное бунгало (две спальни и одна ванная) с участком площадью 1,15 га — и установил цену 5521 биткойн. Продавец (специалист по валютной торговле) заявил, что делает это для того, чтобы государство не могло вмешаться и заморозить его счета. В июле за BTC было продано известное и очень крупное интернет-казино SatoshiDice.

Даже гигант розничной торговли в США и Канаде Walmart уже торгует подарочными сертификатами для осуществления покупок в своей сети за Bitcoin.

Но можно ли использовать цифровую криптовалюту в офлайне, не при интернет-расчетах? Одними из первых, кто стал принимать такие платежи, стали владельцы кафе Coupa Cafе на территории Силиконовой долины (расчет производится при помощи смартфона и специальной карты с QR-кодом). Это не только идеологический и маркетинговых ход — бизнесменов привлекают крайне низкая комиссия при совершении платежей (обычно — значительно меньше 1%), а также невероятно высокая скорость проведения операций (исчисляемая минутами).

В октябре этого года в канадском Ванкувере был установлен первый в мире банкомат, позволяющий обменивать национальную валюту на Bitcoin и наоборот. За первую неделю его работы было совершено трансакций на более чем сто тысяч канадских долларов!

Элементы банкомата

1 — сенсорный экран

2 — приемник купюр

3 — щель для карточек (при покупке биткойнов)

4 — щель для выдачи наличных (при продаже биткойнов)

5 — сканер QR-кода (нужен при продаже биткойнов)

6 — сканер ладони руки (нужен при создании биткойн-кошелька)

7 — сканер документов (нужен при любой трансакции)

8 — щель для выдачи чека

Компания Bitcoiniac, владелец банкомата, планирует в ближайшее время установить такие машины в Торонто, Монреале, Лондоне и Берлине, а в начале 2014 г. — в Бостоне, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско.

Интересно, что банкомат уникален не только тем, что работает с Bitcoin. Для борьбы с попытками отмывания средств и спекуляцией на курсе максимальный объем трансакций ограничен 3 тыс. долл. в день для одного пользователя — а идентификация клиентов проводится с помощью встроенного сканера ладони.

Зашифрованные монетки

Однако вернемся к новости о слушаниях в Сенате. На самом деле признание Bitcoin государством может означать не радужное будущее виртуальных денег, а начало серьезной борьбы госмашины с этой платежной системой. Например, теперь у представителей федеральных властей США есть все юридические основания распространить на операции с криптовалютой правила по борьбе с отмыванием денег, действующие в отношении обычных валют.

Недовольство госсистемы появлением анонимных и неконтролируемых систем взаиморасчетов понятно. И дело здесь не только в возможности легкого и безопасного финансирования криминальной активности. Широкое распространение криптовалюты может повлечь серьезные убытки для традиционной банковской системы, уменьшение налоговых поступлений в госбюджет, неконтролируемое перетекание средств через границу — и все это для правящих элит значительно опаснее таких пустяков, как наркоторговля или детская порнография.

Но как наложить ярмо на Bitcoin? Тут начинаются сложности и потемки. Запретить пользователям интернета вычислять на своем компьютере значения хэш-функции, и обмениваться этими цифрами? Даже не смешно. Остается только установить меры, усложняющие систему ввода и вывода Bitcoin, обмена криптовалюты на обычные деньги. Но разработать механизмы налогообложения для Bitcoin будет ой как непросто — тем более что многие граждане с превеликой радостью примут идею платить государству налоги с помощью этой валюты.

Дело в том, что теоретическая анонимность Bitcoin не абсолютна — скорее наоборот. Если вам известен номер кошелька (скажем, налоговой службы), то совершенно любой пользователь системы может проверить все трансакции — откуда пришли деньги и куда конкретно ушли. Иными словами, если государство будет вынуждено использовать Bitcoin (и не станет при этом слишком уж демонстративно прятать от подданных трансакции, пользуясь одноразовыми кошельками и прочими вызывающими инструментами сокрытия своей активности), то любой налогоплательщик сможет определить, пошли его налоги на зарплату педагогу детсада или на новый лимузин для прокурора.

Однако существуют и другие способы борьбы — возможно, государства попытаются раскачать и обвалить Bitcoin, используя спекуляции на биржах (это будет очень нетривиальная задача с неизвестными, и возможно, парадоксальными последствиями — обвалить национальную валюту какого-либо государства было бы значительно проще). Логичнее выглядит идея породить множество подконтрольных конкурентов-аналогов, ведь эмитировать виртуальную валюту проще простого (это можно сделать даже усилиями одного человека — другое дело, будет ли такая валюта популярна).

Однако война со структурами, подобными Bitcoin, может быть не так безответна, как кажется. Анонимное и аморфное сообщество — это не всегда сообщество безвольное и бессильное. Яркий (хотя пока и немного анекдотичный) пример сетевой демократии и самоорганизации — проект The Assassination Market («Рынок убийств»).

Сайт предлагает зарегистрировать имя любого чиновника или политика, который вам не нравится, — и объявить анонимный сбор средств на его убийство. Как только сумма пожертвований достигнет размера, привлекательного для исполнителя народной воли, тот может оставить на сервисе точную дату и время предполагаемой смерти госдеятеля.

Если эти данные совпадут с последующими новостями о преждевременной кончине лица, неугодного массам спонсоров, «угадавший» получит всю собранную сумму. Хотя сервис только запустился, у Бена Бернанке, председателя совета управляющих Федеральной резервной системы США, уже самый высокий рейтинг — на оплату его убийства собрано более 50 тыс. долл. (124 BTC). Украинских госдеятелей, к счастью, в списке пока нет.

Голосование
-0 : 0+
Уникальные
просмотры
11

Иван ПЕТРОВ, Сергей ДУМЕНКО

Данная статья вышла в выпуске №47 (678) 22 – 28 ноября 2013 г.