Крах Восточного партнерства?
Всеукраинская общественно-политическая «Рабочая газета» от 19 ноября2013 г. пишет:
АНТИРОССИЙСКИЙ ПОДТЕКСТ
«Изначально проект «Восточное партнерство» инициировала Польша, а окончательно он оформился в2009 г. «Восточными партнерами» ЕС стали шесть постсоветских стран – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Главной задачей проекта было объявлено развитие интеграционных связей, в частности заключение двусторонних договоров об ассоциации, включая зону свободной торговли. Но – лишь при условии выполнения требований ЕС.
Если отбросить шелуху о демократических ценностях, то истинный подтекст «Восточного партнерства» вполне очевиден – нивелирование геополитического влияния России в Восточной Европе. Не случайно одним из главных условий проекта стал пункт об энергетической безопасности, направленный в первую очередь против крупнейшей российской государственной компании «Газпром».
Польша попыталась расширить географию «партнерства», предложив создать в рамках инициативы так называемую группу друзей и пригласить участвовать в ней Россию для обсуждения вопросов … Калининградской области. Причем предлагалось участие в группу Канады, США, Японии, географически вообще не имеющих отношения к Восточной Европе. Включать один из своих регионов в сферу действия «Восточного партнерства» Россия, конечно, отказалась, что выглядело вполне логично. Вряд ли польская сторона согласилась бы включать граничащее с Украиной и Беларусью Люблинское воеводство в сферу действия какого-либо соглашения в рамках СНГ.
ПОПЫТКА НОМЕР ДВА
Это уже не первая попытка создания регионального противовеса России.
Первая из них под названием ГУАМ в итоге превратилась лишь в существующую на бумаге и ни на что не влияющую организацию.
По мнению белорусского политолога Юрия Павловца, «Восточное партнерство» создавалось для того, чтобы «в период охлаждения белорусско-российских отношений предложить Минску нечто такое, от чего тому было бы сложно отказаться», а в перспективе «способствовать созданию условий для включения Беларуси в сферу влияния ЕС».
Правда в итоге белорусско-российский отношения нормализовались, а Беларусь фактически отпочковалась от «Восточного партнерства».
Затем пришел черед Армении, недавно заявившей о намерении присоединиться к Таможенному союзу, что поставило крест на планировавшемся подписании соглашения с ЕС. Не собирается входить в Таможенный Союз Азербайджан, но и соглашение об ассоциации с ЕС не спешит подписывать.
На вильнюсском саммите ожидается парафирование (предварительное подписание) Соглашения об ассоциации с Грузией и Молдовой. Но, несмотря на официальные декларации Тбилиси о приверженности Грузии курсу на евроинтеграцию, ситуация здесь остается непредсказуемой, если принять во внимание отстранение Саакашвили от власти. Уже в следующем году на парламентских выборах откорректировать интеграционный вектор Молдовы вполне способны коммунисты, находящиеся сейчас в оппозиции, но в настоящее время опережающие в социологических рейтингах погрязшую в коррупционных скандалах правящую коалицию.
МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ «ЖИРНОГО КАРАСЯ»
С учетом неожиданно изменившейся риторики Партии регионов, представители которой в последнее время все чаще стали говорить о негативных последствиях для Украины подписания Соглашения с ЕС, головной боли у Брюсселя явно добавилось. Вполне очевидно, что Янукович пытается выторговать у ЕС гарантии оказания серьезной финансовой помощи, намекая на евразийский разворот.
И Брюссель оказался перед серьезной дилеммой. С одной стороны, только на украинском направлении за последние несколько лет потрачены колоссальные даже для ЕС суммы – порядка четырех миллиардов евро. Где в условиях кризиса взять еще? Правда, непонятно, куда ушли прежние средства. «С учетом имеющейся информации есть все основания предполагать, что указанная сумма была разворована под прикрытием чиновников Европейской комиссии так называемыми фондами по развитию демократии в Украине», - считает лидер КПУ Петр Симоненко.
С другой стороны, Брюссель постарается не допустить, чтобы с крючка сорвался такой «жирный карась» (по меркам «Восточного партнерства»), как Украина. И более чем вероятно, что соглашение с Украиной в Вильнюсе будет-таки подписано, несмотря на невыполнение Киевом некоторых европейских требований. Ничего ведь не помешало ЕС подписать подобные соглашения с куда менее демократичными по европейским меркам Мавританией, Египтом, Иорданией или Марокко».
Владимир Богун
Комментарии