Опустошай прилавки!

Абсолютная власть в Венесуэле

 

Мадрид. - Поскольку дефицит и дороговизна в Венесуэле  вызывали все большее недовольство народа, президент страны Николас Мадуро, не  очень-то разбирающийся в тонкостях экономики, но зато склонный к резким  действиям, решил рубануть с плеча и решить проблему одним махом. Он объяснил  своему народу, что высокий уровень инфляции в стране (57% - самый высокий  показатель во всей Латинской Америке) является следствием заговора,  организованного США, местными предпринимателями, торговцами-спекулянтами и  оппозиционными партиями, с целью удушения Боливарианской революции, или  социализма XXI века. Одним росчерком пера он распорядился снизить на 50% и даже  70% цены на продукты питания и электробытовые приборы, одновременно отдав приказ  силовым структурам закрывать торговые учреждения и отправлять в тюрьмы  многочисленных «заговорщиков», то есть владельцев складов и  магазинов.
Президент Мадуро дал ход всей этой кампании под лозунгом  «Опустошай прилавки!», который многими был воспринят как разрешение на грабеж, в  результате чего в ряде крупных городов многие магазины были разграблены без  какого-либо противодействия со стороны правоохранительных органов. Домохозяйки с  энтузиазмом рассказывали сотрудникам государственного телевидения о том, какая у  них будет прекрасная жизнь после объявленного снижения цен, как они заполнят  свои холодильники и обеспечат ежедневным питанием свои семьи.
Пытаясь  сбить инфляцию ударом кулака по столу, а именно - конфискуя продукты питания и  электробытовые приборы, президент Мадуро, приняв соответствующий закон,  обеспечил себе абсолютные полномочия, которые в течение года позволят ему  управлять страной, подобно диктатору, ни перед кем не отчитываясь и ни с кем не  консультируясь. С этой целью Национальная ассамблея Венесуэлы лишила иммунитета  депутата от оппозиции Марию Мерседес Арангурен (María Mercedes Aranguren).  Депутат Карлос Флорес (Carlos Flores), получивший многочисленные блага и  привилегии, вдруг в одночасье стал сторонником официальных властей и  проголосовал за вышеупомянутый закон. Однако, после того, как развеялись  иллюзии, порожденные этими действиями среди людей, уставших от коррупции,  обнищания и набирающего силу хаоса, Венесуэле придется заплатить весьма высокую  цену за столь безответственную демагогию. Несомненно, это приведет к  сокрушительному поражению представителей правительства на выборах 8 декабря, что  заставит их, как и во время президентских выборов, пойти на серьезную  фальсификацию результатов ради того, чтобы удержаться у власти, несмотря на  утрату доверия к ним и ускоренное сползание их несчастной страны в пропасть.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро

В Венесуэле никогда не было процветающего сельского хозяйства, которое бы  соответствовало исключительно благоприятным природным условиям страны. Но  нынешние власти, которые в основном занимались экспроприациями, необоснованной  конфискацией земель и поместий, а также всесильная бюрократия, которая душит все  живое, довели дело до того, что в отдельных местах сельскохозяйственное  производство сократилось до минимума, а где-то и вовсе исчезло. В результате  страна вынуждена импортировать 95% продовольственных товаров, но при больших  объемах добычи и экспорта нефти это не так ощущалось. Однако революционный  контроль, установленный в нефтяной промышленности Чавесом и Мадуро, привел к  значительному сокращению добычи этого углеводорода, а жестко регламентированная  валютная политика, ставшая питательной средой для коррупции, превратила в самый  настоящий кошмар приобретение долларов предпринимателями и торговцами, которым  они необходимы для закупок сырья и товаров за границей. Валюту могут достать  лишь те, кто имеет связи в правительстве или готов платить за нее чудовищные  комиссионные. А остальным приходится покупать валюту на черном рынке, где цена  на доллар превышает официальный обменный курс в десять раз. Вот где кроется  причина резкого скачка цен и всеобщего дефицита. Снижение цен, своевольно  введенное Мадуро, лишь усугубит дефицит (прилавки, действительно, опустеют), в  то время как черный рынок, разросшийся до немыслимых пределов, станет доступен  лишь тем, кто имеет связи во властных структурах или разбогател на коррупции,  возникшей в результате вмешательства государства в управление экономикой. То  есть социализм по-Чавесу лишь усугубил те экономические и социальные различия,  которые намеревался устранить.
А пока в Венесуэле творится подобное,  Центральный комитет Коммунистической партии Китая на своем заседании в Пекине  объявил о проведении новой экономической политики, предусматривающей расширение  уже существующих свободных рынков для лучшего распределения ресурсов и  разрешение деятельности частных компаний - как китайских, так и иностранных - в  государственных отраслях экономики.

При этом было подчеркнуто, что реформы в  экономической области не будут сопровождаться политической либерализацией, так  как Коммунистическая партия по-прежнему будет играть главенствующую роль в жизни  общества.
Маловероятно, что китайская компартия пошла на эти меры явно  капиталистического характера с большой радостью или в силу перемен в своей  идеологии. Нет, верная вековым традициям прагматизма, она просто смирилась с  ними, поскольку поняла, что коллективизм и государственное управление экономикой  приводят к краху целых стран. Они ввергают их в нищету, тормозят развитие и, ко  всему прочему, создают условия для умножения социального неравенства, приводят  ко все большему разрыву в уровне доходов между чиновниками госаппарата и  простыми гражданами, вынужденными жить в обстановке страха, неуверенности,  проводить время в очередях, получать мизерные зарплаты и быть лишенными хоть  какого-то равенства возможностей.   Эти прописные истины, которые  осознали в Советском Союзе еще до его краха, и которые, пока неуверенно, но все  же пробивают себе дорогу на Кубе, по всей видимости, недоступны пониманию  президента Мадуро и его экономических советников. Ко всему прочему, им не  хватает еще и политического чутья.
Таким образом, нетрудно представить  себе, что ожидает в ближайшем будущем Венесуэлу, страну, которая в силу  количества своих природных богатств должна была бы стоять на одном из первых  мест по уровню жизни в Латинской Америке. Ввиду того, что дефицит и дороговизна,  подчиняющиеся экономическим законам, а не политическим указам, будут  усугубляться, следующим шагом режима будет последовательная передача в  государственную собственность тех учреждений торговли, которые «плетут заговоры»  против революции, спекулируют и провоцируют голод в стране.
Маленькие  островки частной экономики будут постепенно сужаться, пока не исчезнут вовсе,  попав в руки коррумпированной и ни на что не способной бюрократии. Следствием  этого будет то, что система распределения товаров первой необходимости и  продуктов питания, которая отчасти уже существует, расползется, подобно гидре,  заполнит собой все экономическое пространство, превратив Венесуэлу в некое  подобие Кубы или Северной Кореи. Еще одним неизбежным итогом господства  государственных структур станет исчезновение тех немногих СМИ, которые ценой  огромных усилий и мужества все еще противостоят давлению официальных  властей.
Стоило ли вообще затевать всю эту Боливарианскую революцию,  которая не принесла ничего, кроме несбывшихся надежд, насилия и бессмысленных  усилий? Действительно, та демократия, с которой она покончила, была  неэффективной, расточительной, основанной на демагогии и безразличной к  серьезным социальным проблемам. Именно поэтому она породила столь сильное  недовольство народа, который наивно увидел - в очередной раз за долгую историю  многострадального континента -  в харизматичном и велеречивом вожде своего  спасителя. И вот вам результат: нищая и ожесточенная Венесуэла, разъедаемая  коррупцией и демагогией, со своими нуворишами, купающимися в роскоши на фоне  всеобщей бедности. После того, как она вновь обретет свободу и здравый смысл, ей  понадобится много лет, чтобы наверстать все утраченное в результате крушения ее  демократических устоев.
Комментарии  читателей
PBLonnquist Главной отрицательной  чертой чавизма является то, что любой, кто выступает под популистскими  лозунгами, считает себя в состоянии управлять страной. Все честные профессии  заслуживают уважения, но занимать должность, для который ты профессионально  непригоден, просто опасно. Я разбираюсь в видах мяса и в нарезке, а также умею  его готовить, но при этом никогда не буду мясником. Мадуро и Кристина Фернандес  - что, если они красиво говорят, значит, могут управлять страной, открывать  банковские счета в странах налогового рая, в то время как их народы нищают, а  чиновники все богатеют и богатеют. Одни красиво рассуждают, в то время как  другие вынуждены воровать или униженно выпрашивать пособия на  детей. WrightBros К сожалению, Варгас Льоса прав.  Новые русские, составляющие приблизительно 0,5% населения и прибравшие к рукам  почти 90% национального богатства, ни кто иные, как бывшие партийные  руководители. То есть великая социалистическая революция XX века закончилась  тем, что власть оказалась в руках у капиталистов, подобным прежним. А новые  китайские миллионеры и мультимиллионеры являются родственниками  высокопоставленных руководителей Коммунистической партии этой страны. История  доказала неэффективность социализма. Но дикий капитализм - тоже не решение. Если  власть предержащие не предпримут необходимых мер, то их ожидают серьезные  проблемы, потому что народ доведен до отчаяния, а молодежь не видит перед собой  никаких перспектив.