Взгляд на историю России.

На модерации Отложенный

Попалась на глаза занятная статейка. Пришлось немного видоизменить и поработать над орфографией (пишешь о России, так изволь придерживаться русской грамоты!), но в целом содержание представляется вполне заслуживающим внимания. 


«Во всём мире не было ещё мифа о народе, его истории такого вероломного и устойчивого, как тот, что создан Петром I»

Д.С.Лихачёв.


«….европейцы гигиеной не отличались. Культ чистоты они восприняли гораздо позже, в XIX в. – от китайцев (в тропическом климате грязь вела к опасным инфекциям). В общем-то, и раньше перед глазами западных граждан был пример более здорового образа жизни: русские ходили в баню не реже двух раз в неделю. Но подобный обычай иноземные гости описывали как экзотический и «варварский». Даже смеялись над ним. Англичане указывали на свои поверья, что купание приводит к тяжёлым болезням, сокрушались, что частое мытьё «портит цвет лица» русских женщин.

Ни бань, ни ванн не было даже в королевских покоях. Вши и блохи множились в причёсках, под париками и считались вполне нормальным явлением. В Англии вошь называли «спутник джентльмена». А во Франции уже в конце XVII в., в эпоху Людовика XIV, сборник правил хорошего тона поучал, что в гостях за столом не надо причёсываться, дабы не поделиться своими насекомыми с соседями. Тот же сборник наставлял кавалеров и дам, что не мешает хотя бы раз в день (!) помыть руки. А ещё лучше при этом сполоснуть и лицо.

Нечистоплотность и породила знаменитую французскую парфюмерию. Заглушая запахи пота и немытого тела, аристократы щедро поливались духами – они тогда напоминали крепкие одеколоны. А чтобы скрыть грязь, прыщи и угри, дамы обсыпали лицо, плечи и грудь толстенным слоем пудры. Увлекались и притираниями, кремами и эликсирами из самых сомнительных компонентов, нередко доводя себя до экзем и рожистого воспаления».

Русские города были куда более просторными, чем в Европе, при каждом доме имелись большие дворы с садами, с весны до осени они утопали в цветах и зелени.

Улицы были раза в три шире, чем на Западе. И не только в Москве, но и в других городах во избежание грязи их устилали брёвнами и мостили плоскими деревянными плахами. Русские мастера удостоились самых высоких оценок современников: «Города их богаты прилежными в разных родах мастерами» (Михалон Литвин). Существовали школы при монастырях и храмах – их устраивал ещё Иван Грозный.

Был городской транспорт, извозчики – вплоть до конца XVII в. иноземцы рассказывали о них как о диковинке: у них такого ещё не было. Не было у них и ямской почты, связывавшей между собой отдалённые районы. «На больших дорогах заведён хороший порядок. В разных местах держат особых крестьян, которые должны быть наготове с несколькими лошадьми (на 1 деревню приходится при этом лошадей 40–50 и более), чтобы по получении великокняжеского приказа они могли немедленно запрягать лошадей и спешить дальше» (Олеарий). От Москвы до Новгорода доезжали за 6 дней.

Путешественники сообщали о «множестве богатых деревень» (Адамс). «Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете видеть от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой» (Ченслер).

И жили-то русские очень неплохо. Все без исключения чужеземцы, побывавшие в России, рисовали картины чуть ли не сказочного благоденствия по сравнению с их родными странами!

Земля «изобилует пастбищами и отлично обработана… Коровьего масла очень много, как и всякого рода молочных продуктов, благодаря великому обилию у них животных, крупных и мелких» (Тьяполо). Упоминали «изобилие зерна и скота» (Перкамота), «обилие жизненных припасов, которые сделали бы честь даже самому роскошному столу» (Лизек).

И всё это было доступно каждому! «В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать» (Хуан Персидский – очевидно, имея в виду раздачу милостыни). «Вообще во всей России вследствие плодородной почвы провиант очень дёшев» (Олеарий).

О дешевизне писали и Барбаро, Флетчер, Павел Алеппский, Маржерет, Контарини. Их поражало, что мясо настолько дёшево, что его даже продают не на вес, «а тушами или рубят на глазок». А кур и уток часто продавали сотнями или сороками.

Водились у народа и денежки. Крестьянки носили большие серебряные серьги (Флетчер, Брембах). Датчанин Роде сообщал, что «даже женщины скромного происхождения шьют наряд из тафты или дамаска и украшают его со всех сторон золотым или серебряным кружевом». Описывали московскую толпу, где «было много женщин, украшенных жемчугом и увешанных драгоценными каменьями» (Масса). Уж, наверное, в толпе теснились не боярыни.

Мейерберг, приходил к выводу: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё получаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире». А немецкий дипломат Гейс, рассуждая о «русском богатстве», констатировал: «А в Германии, пожалуй, и не поверили бы».

Конечно же, благосостояние обеспечивалось не климатом и не каким-то особенным плодородием. Куда уж было нашим северным краям до урожаев Европы! Богатство достигалось чрезвычайным трудолюбием и навыками крестьян, ремесленников.

Но достигалось и мудрой политикой правительства. Со времён Смуты Россия не знала катастрофических междоусобиц, опустошительных вражеских вторжений (восстание Разина по масштабам и последствиям не шло ни в какое сравнение с французской Фрондой или английской революцией).

Царская армия неизменно громила любых неприятелей – поляков, шведов, крымских татар, персов, под Чигирином похоронила две турецких армии, под Албазином и Нерчинском остановила агрессию маньчжуров и китайцев.

Да и правительство не обирало народ. Все иноземные гости признают – налоги в России были куда ниже, чем за рубежом. Мало того, царь реально защищал подданных от притеснений и беззаконий. Самый распоследний холоп мог передать жалобу непосредственно государю!

Документы показывают, что властитель реагировал, вмешивался, оберегая «правду». А в результате народ не разорялся. Купцы, крестьяне, мастеровые имели возможность расширять свои хозяйства, поставить на ноги детей. Но от этого выигрывало и государство…

К слову сказать, и эпидемии случались гораздо реже, чем в «цивилизованной» Европе. «В России вообще народ здоровый и долговечный… мало слышали об эпидемических заболеваниях… встречаются здесь зачастую очень старые люди» (Олеарий).

А если уж продолжать сопоставление, то и крови лилось намного меньше. «Преступление крайне редко карается смертью» (Герберштейн); «Законы о преступниках и ворах противоположны английским. Нельзя повесить за первое преступление» (Ченслер). Казнили лишь за самые страшные преступления, причём смертные приговоры утверждались только в Москве – лично царём и Боярской думой. И уж таких садистских безумств, как массовые охоты на ведьм, наши предки не знали никогда…

Вот так рассыпаются байки о дикой и забитой Руси – и о просвещённой, изысканной Европе.

При внимательном, не предвзятом, изучении Московского царства исторической России, оно предстаёт перед нами вполне европейским, совершенно не «отсталым» обществом. Для сравнения отметим что в Англии того времени свой парламент выбирает только 2 процента населения, России 6 процентов.

Традиции совещательных учреждений были до Петра устойчивые и глубокие, не говоря уже о вече. Князь, начиная свой день, садился «думу думать» со своей дружиной и боярами. Совещания с «градскими людьми», «игуменами и попы» и «всеми людьми» были постоянными и положили прочные основы земским соборам.

Был определён порядок их созыва, с представительством разных сословий. Земские соборы XVI-XVIII вв. имели письменные отчёты и постановления.

Только Пётр, своим проведением реформ, положил конец старым русским традициям – совещаниям широкого состава и представительным собраниям «всех людей».

И возобновились эти «парламентские» и общественно - государственные отношения, только во второй половине XIX века, повествует Д.С. Лихачёв в своей работе.

Власть в Московии XVII века брала свои права из рук народа и правила, постоянно советуясь с народом по самым разным вопросам.

 Земские соборы являлись учредителями власти и обеспечивали связь власти с народом, на них так же утверждались законодательные акты (т.н. Соборное уложение 1648 года – полный свод законов Московии). Земские соборы были более демократичными представительными органами власти. Земские соборы меньше зависели от Московского царя, чем Английский парламент или Генеральные штаты Франции от короля.

Реформы Петра I, точнее их исполнение, нанесли не исправимый урон самобытному, естественному развитию России, не будь этого сатанинского, выворота, мы с вами жили бы теперь в гораздо более здоровом, счастливом, справедливом и вольном мире.

Пётр не имел представление об обществе, в котором он образовался, не сообразил, чем оно могло стать для него. Понятия и наклонности Пётр обрёл исключительно односторонние, в них места людям уже не нашлось. Молодой ум Петра, был занят (забит) солдатами, пушками, фортециями и кораблями.

 Вся политическая жизнь, мысли его были заняты борьбой с сестрой и Милославскими. Его гражданская позиция, настроение сформировались из ненависти, антипатий к духовенству, ненависти к боярам, стрельцам, раскольникам. Подмосковное село, Преображенское, стало для него временной царской резиденцией. По сути – это был станционный двор на пути к Петербургу. Опальный Пётр рос на просторе, Преображенского села.

 Он слишком рано был предоставлен сам себе, ему не пришлось ознакомиться с политическими и нравственными понятиями, которые простирались дальше московского кругозора. Ему неведомы были понятия о гражданстве, об управлении, о государстве и его обязанностях к подданным.

Место настоящих, просвещённых учителей, таких как Симеон Полоцкий или Ф.М. Ртищев для него занял голландский мастер с математикой, военными и техническими науками. Разум и сердце Петра оставались праздными, воинские потехи, жизнь его среди частых попоек и оргий, в воспоминаниях князя Куракина, напоминала какого-то бездомного, бродячего студента.

Рациональная немецкая слобода сформировала его понимание, вернее не понимание всей истории создания (появления) русского государства, его жизнеустройства и чрезвычайной важности для России, соблюдения преемственности традиций патриархальной, русской старины.

Иноземцы, за исключением не многих, конечно не понимали, да и не имели нужды, понимать важности соблюдения традиций. Для них, диковинным было, не конфликтное жизненное устройство различных народов - этносов на Руси. Иностранцам и сейчас не понять сокровенной русской души: … «то, что русскому хорошо, «немцу» смерть»!

 Нет оснований сомневаться в искреннем желании Петра I обустроить Россию как минимум не хуже чем в Европах, но как говорится, опять же на Руси: «благими намерениями вымощена прямая дорога в ад».

 Для полноты понимания состояния рассматриваемой эпохи, с началом в 1613 году и окончанием в 1689 году, отметим, что это время было для России временем мирного созидания, становления, строительства, расцвета. Это была эпоха создания больших материальных и духовных ценностей, когда люди становились свободнее и богаче.

В это время строятся на Москве каменные дома (три тысячи). По всей матушке Волге, развиваются капиталистические предприятия. Под Воронежем строится флот для Азовского и Чёрного морей. Здесь же совершенная, с русским Генералитетом, европейская по составу и вооружению армия и современный флот без единого голландца на борту. Ближайший помощник царя, первый русский «полный генерал» проводивший военные реформы царя Фёдора Венедикт Андреевич Змеёв.

 То было время побед Кравкова Матвея Осиповича над турками, походы Касогова Григория Ивановича и Шепелева Аггей Алексеевича. Постоянными становятся не праздные, разумные философские беседы (речи, диспуты) царя Фёдора Алексеевича, которые перекликаются с книгами Симеона Полоцкого и Авраамия Палицына.

Становятся широко известными, в том числе и в Европах, гравюры и парсуны Симона Ушакова и Иосифа Владимирова. Это время полемических бесед и споров Никона и Авакума, кадашевских полотен и оружейных заводов в Туле, «нарышкинского барокко», Хохломы и Гжели.

 Выдающиеся государственники (того времени) Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин и Василий Васильевич Голицын проводят широкие реформы управления государством и общественных отношений и т.п.

Ртищев и Ордин-Нащокин были новыми людьми своего времени, фактически вели подготовку и выстраивали контуры программы реформ. Они в самой древнерусской старине умели найти новое, открыть ещё не тронутые и не использованные её средства, вовлечь их в оборот на общее благо.

Западные образцы и научные знания они направляли не против отечественной старины, а на охрану её жизненных основ, от рутины, которая их мертвила.

Будучи государственным канцлером Ордин-Нащокин, преобразовательные порывы царя Алексея Михайловича, стал облекать в конкретные проекты, связный план реформ. Следует отметить, что это не был радикальный план, требовавший общей ломки всего государственного устройства. Его программа преобразований выдвигала, на первом этапе, три основных требования.

 Первое это улучшение организации работы государственных учреждений – укрепление служебной дисциплины.

 Вторым был – подбор добросовестных и умелых управителей, в целях увеличения казённой прибыли, государственных доходов.

 Третьим предложением, направленным на поднятие общего (народного) богатства – развитие промышленности и торговли, на развитие производительных сил страны. Это был один из немногих западников, подумавших о том, что можно и чего не нужно заимствовать, искавших соглашения общеевропейской культуры с национальной самобытностью.

 Фёдор Михайлович Ртищев дополнял программу преобразований (реформ) предложениями того, что экономические успехи малоценны, когда нет главных условий благоустроенного общежития. Он настаивал, что только просвещённое религиозно-нравственное чувство, не затемнённое вымышленными обрядами и суевериями, и благотворительность, устроенная в общественное учреждение, вместе с экономическими успехами позволят усилить мощь государства. Этот человек, повествует В.О. Ключевский, являет собой одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной.

Фёдор Михайлович один из первых учредителей научного образования в Москве XVII века, принадлежал к числу крупных государственных умов того времени.

 Ртищев, будучи министром двора царя Алексея Михайловича, своей частной жизнью учреждал служение страждущему и нуждающемуся человечеству. Им, совместно с жившим в России купцом греком, на свои средства, была организована благотворительная компания для выкупа русских пленных из неволи.

 Он впервые образовал два типа благотворительных заведений. Вместительный, амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и постоянное убежище – богадельню для людей, которых человеколюбие должно было взять на свои руки до их смерти. Это был весьма скромный человек, который не любил выпячиваться вперёди, но, оставаясь позади и высоко подняв светочи над головами, освещал путь передовым людям.

Следующим предшественником Петра был князь В.В. Голицын. Он был видным лицом в правительстве при царе Фёдоре Алексеевиче и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье. Князь был председателем комиссии по составлению плана преобразований московского военного строя. Военно-техническую реформу он увязывал с реформами социально-экономическими. Им предлагалось освободить крестьян, предоставить им обрабатываемые ими земли с выгодой для царя (казны) вменив ежегодные подати, что по его расчёту, увеличивало доход казне более чем наполовину.

 Близкий к Петру князь БИ Куракин оставил замечательный отзыв о времени правления царевны Софьи и Голицына, будучи министром. «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было, и всё государство пришло во время её правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки почали быть восставлять латинского и греческого языку… И торжествовала тогда довольность народная».

 В основе замыслов министра Голицына лежал широкий, обдуманный план реформ не только административного и экономического порядка, но и сословного устройства государства и просвещения.

Даже краткий обзор событий XVII века, свидетельствует о великих людях – государственниках, эпохи подготовившей преобразования (реформы) Петра I.

 При вдумчивом, внимательном рассмотрении, мы видим преобразовательную программу Петра, когда он ещё только начинал свои «потехи» в селе Преображенском.

 Перечислим наиболее важные составляющие этой программы :

1) мир и возможный союз с Польшей;

2) отвоевать балтийский берег у Швеции, Чёрное море, с побережьем и Азов у Турок и Крымского ханства;

3) переформирование армии в регулярную;

4) замена сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной;

5) развитие обрабатывающей промышленности и внешней торговли;

6) введение городского самоуправления;

7) освобождение крепостных крестьян с землёй;

8) введение школ, в том числе и технических, для нужд государства по иноземным образцам с привлечением их преподавателями.

Эта программа (реформы) преобразований, во многих отношениях идут даже дальше и глубже того, что Петр, так неуклюже и вредоносно, для «корневой» системы государства, сделал.

Суть вопроса, какими методами и с какими потерями, какой ценой осуществлялись реформы? Простой народ их окрестил сатанинскими, а просвещённые люди – назвали трагическим смещением России с естественного пути развития!

В допетровской Руси число лично свободных людей огромно, книжное учение, просвещение становится престижным. Частная инициатива, образованность и ум приветствуются. Есть, как и в Европе, ростки развития капитализма, власть царя ограничена Боярской думой и Земскими соборами не меньше чем британского короля – Палатой лордов и Палатой общин.

 Русские флоты бороздили моря за много лет даже до рождения Петра. Армейские уставы, генеральские чины и регулярная армия создавались сразу после смутного времени в 1613 году. Естественно, были до Петра и зеркала, и живописцы, и даже театры.    

Не пришло ли время уточнить факты, сравнить написанное с подлинными событиями, внимательно, ответственно изучить историю не только допетровской Руси, но и до Рождества Христова? Какой она была, какие были государства на нашей земле, какое общество породило Российскую империю, наших дедов и прадедов!?

Не от петровских ли времён сформировалась определённая и не малая часть общества на Руси (так называемая номенклатурная элита) с её безответственным, потребительским отношением к отчей земле – стране в целом?

Страну постепенно превратили в развёрнутое казино для доморощенных и заезжих международных жуликов! Сырьевые ресурсы: нефть, газ др. поставляются на Запад. На ключевых постах в руководстве страны находятся не понятно, откуда появившиеся люди не связанные с судьбой России – она для них временная территория эксплуатации и откровенного воровства.

 В связи с развитием научно-технического прогресса, новейших технологий, в разы снижаются затраты на единицу продукции, цены, на всё!, должны снижаться, а они растут! Почему?

Для сокращения внутреннего потребления устанавливают неоправданно завышенные цены, газификацию деревень прекратили даже вокруг Санкт-Петербурга и Москвы. В самой достаточной, богатейшей стране мира, России с современной экономикой, народ нищает, страну превратили в сырьевой придаток Европы.

Становится понятным, почему с раннего детства, школьного и не только, нам внушали и продолжают внушать норманнское происхождение и существование Российского государства. Якобы, славянские народы и их предки были «неисторическим» народом, обитавшим в болотах Припяти, там же укрывающимся от очередных набегов кочевников. Утверждалось, что умение читать наши предки обрели от греков, немцы научили их торговать, а мастерски строить корабли, плавать по рекам и морям - это от шведов.

Понятно теперь, что так называемые реформы Петра I явно и не очень, направлялись: норвежским пастором Бергхольцем, шотландцем Менезиусом, голландцами Тиммерманом, послом Ван Келлером, «плотником» Карстен-Брандтом и другими представителями Немецкой Слободы.

 Особую роль в борьбе за власть и в последующих действиях Петра сыграли: откровенные агенты нескольких государств (считай спецслужб) в том числе и Англии – генерал-майор Патрик Гордон, швед Франц Лефорт и свои доморощенные, продажные перевёртыши.

Для фальсификации событий привлекли (читай приставленные и одновременно нанятые Петром) «специалистов» - инородцев, по написанию главных мифов о допетровской и петровской истории России – Российской империи. Ниже будут названы фамилии этих историков, творцов мифов, об истории России.

Нанятые иноземные историки, по написанию истории государства Российского, сфальсифицировали XVII столетие. Новое Московское царство, было опорочено, оболгано, а все успехи, этого по истине «золотого» века Руси приписаны Петру I.

Как свидетельствует знаменитый французский историк Анри Труайя, в своих исторических трудах, другом и советником молодого государя стал швед Франц Лефорт. Он, якобы не блистал образованием, хоть и плохо, но говорил на русском, свободно владел  голландским, немецким,  итальянским и английским языках, бегло изъяснялся французским! Этот «неуч» (так на минуточку, для размышления) случайно завербовался в русскую армию и тут же случайно втёрся в доверие к юному престолонаследнику – царю. Его бывшая! любовница Анна Монс, соблазнила и стала любовницей юного царя (на Руси говорят: «..ночная «кукушка» всех перекукует!»). Её отец, немец, Йохан Монс держал трактир в немецкой слободе, где Анна со своей сестрой «угощали», в том числе и государевых сановников, а какие там закатывались попойки и оргии…

Очередной друг Петра, Патрик Гордон, обучал его «детским» шалостям, пускать ракеты и фейерверки, потешные «забавы» часто заканчивались гибелью более 20 и до 100 раненных и искалеченных солдат, в том числе и гибелью таких «вредных» вельмож как князь Иван Долгорукий.

Петром I, были  привлечены, для написания истории Руси, иностранные историки - настоящих, истинно русских князей, царей, собирателей земель российских, создателей Великого государства превратили в незначительные личности, либо злодеев.

Так, например: за годы царствования «злодея» Ивана Васильевича IV Грозного прирост населения увеличился на 40 процентов, а за время царствования «реформатора» Петра I убыль составила более 40 процентов.

За время царствования Петра I высшее общество государства Российского – Российской империи (и сам царский «Двор») перестало быть русским, стыдилось своих подданных – народа кормильца, не умело говорить и жить по – русским обычаям.

Царствующие особы, Двор – высшее общество, только по названию были русскими, фактически, по образу жизни, это была некая смесь из вырождающейся русской знати, инородцев и агентов иностранных спецслужб! Их даже с очень большим трудом - нельзя было называть русскими.

 Катастрофичность ситуации усугублялась полным не знанием, властью, своих подданных. Царь и его «Двор» не понимали самобытности исторических традиций, сокровенных глубин души русского человека, исторического назначения России.     

Детей элиты  готовили к жизни, обучали иностранные гувернантки, гувернёры и учителя, это было престижным. Не понимание, своей неотделимой ответственности перед страной и народом, особенности национальных сокровенных традиций, не любовь к отечественной истории простому крестьянскому, рабочему люду прививались с детства!

В целях более полного понимания читателем и возможности самостоятельно беспристрастно сравнивать ситуации в стране и ближнем приграничье, «при погружении» в историческое прошлое допетровской Руси, отметим кратко наиболее значимое. Полагаю, что это будет важным при сравнении с ситуацией в стране «на выходе» с исторического прошлого Руси – империи Петра I.

Ведь история нам повествует, как было? Многовариантная история, позволяет просчитывать, формировать и формулировать, на будущее, более приемлемый ход истории и с нею связанные события. Создавать необходимые предпосылки развития в том, либо ином направлении. История в далёком прошлом и не очень далёком предоставляет право (человеку, обществу, народам и странам) выбора жизненного пути. Возможность рассмотрения нескольких вариантов развития событий, даёт исторический шанс активным, деятельным людям реализовать себя, стать героями своего времени. Менее активные люди, смотря на них, отказываются быть рабами случая и постепенно становятся настоящими гражданами своей страны.

Конечно выбор пути развития конца XVII века безвозвратно канул в историю, но как «вчера», так и сегодня возникают исторические (многовариантности) перепутья…Остановись. Оглянись. Подумай. Будущее людей, стран и народов впрямую зависит от того, что возьмут они с собой из прошлого в будущее.

Историческую эпоху, которая в данной работе определена как допетровская, с началом в 1613 году и продолжавшуюся 76 лет с полной уверенностью можно определить как век мирного расцвета и строительства страны.

В это время на Руси создаются большие материальные и духовные ценности, люди становятся свободнее и богаче. Русское государство со многими населяющими страну народами строит и укрепляет отчизну с учётом и пониманием нужд простого народа.

Расширяются и укрепляются границы страны, в основном мирно, культурно и самобытно развиваются присоединённые народы. Формируется многонациональная культурная общность с единым русским языком общения не в ущерб даже самым «малым» народам. Роль народа возможно и не была однозначно выразительной, но власть брала свои права Соборно из рук народа, с венчанием на богоизбранность, служению для пользы государства и народа.

Иное, я бы сказал диаметрально противоположное, с приходом на царство Петра! Неуравновешенность характера, болезное состояние нервной системы, бесконечные пьянки и оргии, отсутствие понимания своей личной ответственности перед всем людом и каждым человеком, страной. Незнание системы и порядка семейных домашних условий жизни-бытия своих подданных, разрушало саму основу жизни страны, народа и особенно ближнего «круга» приближённых.

С учреждением Петра единовластным царём, после смерти брата, во главе управления государством, как учреждение, была Боярская дума. Она являлась неразрывной связующей единого целого с государем, но постепенно была превращена Петром в подчинённый исполнительный орган при царе. Желая нарушить традиции, он на смену Думе создал по западному образцу – Сенат!

Сенат Пётр наделил законодательной, юридической и исполнительной властью. Им были созданы коллегии, сначала девять, а потом ещё три - итого 12 коллегий. Эти коллегии возглавлял Совет из одиннадцати членов. Основу организации составляла шведская система управления. Эти новшества призваны были улучшить взаимодействие работы административных органов.

Именно Сенат узаконивал и оформлял предложения царя, назначал обер-фискала (учреждён этот пост 5 мая 1711 года). Обер-фискал руководил фискалами (около 500 человек), которые должны были выведывать, доносить и обличать о всех должностных и общественных противогосударственных преступлениях. По процедуре - это рассматривал и принимал решения Сенат. Доносительство породило массу злоупотреблений и Петру потребовалось из-за этого ввести должность генерал – прокурора Он уже от имени государя надзирал сразу же и за сенатом, фискалами, за всем управлением и судом.

Установленная система фискальства привела, не столько к сокращению мздоимства и всяеских подобных деяний, сколько к публичным оговорам и фатальной несправедливости. Достаточно было, любому прохожему, представится полиции, и сказать пароль: «Слово и дело», его выслушают и непременно возбудят уголовное дело. Так, например: студента выпившего вина и неприлично выражавшегося, наказали тридцатью ударами кнута, вырвали ноздри и приговорили к пожизненным принудительным работам…

Проводя реформы, Пётр, постоянно, по произволу, с упорством жертвовал русскими людьми во имя России!? Не имея первоначальной подготовки, а не то что фундаментального образования, не зная, людей, общества, его нужд, да, по сути и страны, Пётр постоянно совершал великие деяния и не менее великие ошибки и преступления перед русским народом и страной.

Размышляя над мифами о Петре I, как о реформаторе якобы спасшем русское государство от неизбежной гибели, знаменитый французский историк Анри Труайя даёт своё определение действиям и характеру Петра.  Метко называя его «отступником, сорвавшим Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой зашвырнуть в пространство». Он оценивает его, чуть ли не как антихристом, низвергнувшим все нравственные устои и вековые традиции Руси: «…варвар, жаждущий культуры, весёлый товарищ, способный впасть в жестокую ярость, распутник, влюблённый в работу, военачальник, интересующийся устройством гражданской жизни, палач, манипулирующий то дубиной, то пером, государь, приказывающий строить триумфальные арки, прославляющий себя, и одновременно высмеивающий себя, искренне верующий и устраивающий богохульные церемонии.

Людей Пётр рассматривал как строительный материал - сырьё для реализации своих, зачастую сумасбродных планов. Потери и утраты, нужды людей не считались и не рассматривались вообще. Возникает вопрос, а ради каких великих целей эти массовые жертвы и потрясения?

Понятны и объяснимы «аплодисменты» европейских партнёров, обескровить конкурента, его собственными руками, для англосаксов всегда считалось приоритетным в их внешней политике

Печально и трагично завершается царство императора Петра и вместе с ним очередное перепутье и неустройства для страны, с кромешними интригами  в правящей верхушке. С горьким разочарованием, осознанием себя более одиноким, чем когда либо, Пётр смотрел вокруг и не находил никого, кому бы мог довериться.

Его друзья, самые близкие, доверенные сподвижники, которых он поднял, из ничтожества, до первых людей империи, высокопоставленные чиновники все предавали его за деньги!

Женщины, которых он выбирал, в конечном счёте оказывались ему неверны. Анна Монс одурачила, Евдокия обманула, даже будучи запертой в монастыре. Трепетно любимая супруга, его Катеринушка, (Пётр писал Екатерине, находящейся в Петергофе, по приезде из-за границы в Санкт-Петербург: «только в палаты войдёшь, так бежать хочется – всё пусто без тебя») такая бескорыстная и прямолинейная стала брать комиссионные за своё влияние и посредничество в Сенате, которые переводила за границу! Его жена изменяет ему с его же камергером, весь двор об этом знает, а дипломаты пишут об этом в своих депешах.

 Похоже, Пётр, начал понимать и переоценивать, но поздно, тот сброд людской – разноплемённый, который он собрал вокруг себя. Для его живого и острого ума стало очевидным, что приближённых не волнуют ни судьба народа, ни будущее России.! Худородность, невежество, жадность, холуйство приближённых – временщиков сразу же проявилась по смерти Петра. Не понимающим и не умеющим рассуждать, заботиться, без указки, о благе Отечества – таким оказался ближний круг соратников Петра. Их волновали личное благополучие и материальные блага, интриги, создание комфортных условий себе и своим близким, но только не судьба России и заветы Петра!

С подачи Меньшикова императрица учредила Верховный тайный совет, задача которого управлять империей! Сенат и Синод потеряли своё значение верховных правительствующих мест. Была создана Академия наук, о которой мечтал Пётр при жизни, издано несколько законов несколько смягчающих условия жизни и участь староверов. Императрица поразвлекавшись в качестве государыни, в оргиях и разгулах, в течении двух лет, скончалась 6 мая 1727 года.

Новым императором стал малолетний Пётр II, сын мученика Алексея и внук Евдокии первой жены Петра. По восшествии Петра II на престол, Меньшиков возглавил Верховный тайный совет и заявил о помолвке своей дочери с малолетним царём. Непомерная гордыня Меньшикова, присвоение себе звания генералиссимуса, лишила его своих сторонников даже в Верховном тайном совете. Это позволило его противникам при поддержке царя Петра II, арестовать, судить, лишить всех титулов. несметных богатств и выслать в Сибирь со всей его семьёй. Через два года он умер  в нищете.

Пётр II, по совету старых аристократов, мечтал помирить оба лагеря: старых и новых традиций. Двор переезжал в Москву и она могла стать снова столицей империи. Но Петр II заразился оспой и 19 января 1730 года умер. С этого времени начинается женское царствование на Русском престоле, со всеми многими особенностями и «замечательностями».

Страну методически, настойчиво сталкивали с естественного, самобытного пути развития. Для назначения «нужного» министра и даже царской особы, использовались все методы преступлений. То было время отравлений, убийств, подкупа, шантажа и фальсификаций, всё шло в «ход».

В итоге, из-за отсутствия преемственности, полнейший разлад и масса незавершённых дел, c неясной перспективой, а сам реформатор низвергнут, либо на погосте. Люди, народ и страна опускаются даже на более низкий уровень социального развития, если не ниже «стартового».

Пётр I, мыслил создать лучшие условия для страны и народа, используя опыт и передовые знания Европы. Методы, которые он использовал при этом - насилие над всем сущим, произвол и шараханье из одного дела в другое. При этом потери людские учитывались в последнюю очередь!

Трагедия Петра, а вместе с ним народа и государства, состояла в том, что имея идеи и желания, он не с умел в полной мере использовать опыт, знания и творчество даже ближайшего окружения, не говоря об обществе вообще. Он так и не понял, не осознал законов строительства государства, сути развития человеческого общества вообще, а русского в особенности!

Только сопричастность человека к государственным делам большим и малым обретает для него категорию ценности, заставляет трепетать сердце. Личное участие, даже незначительное, в деле строительства страны, порождает гордость и понимание своей сопричастности в этом. Гордость и понимание своей значимости в жизни общества и страны, рождают активного гражданина, а с ним и «стержень страны» - гражданское общество!

В таком обществе, считается священным дело защиты Отечества, при этом утрата жизни в деле защиты страны, считается высшим проявлением патриотизма – героизма!

В этом сила и могущество естественного, эволюционного пути развития народов.