Израильский премьер в истерике летит в Москву

На модерации Отложенный
Наш колумнист размышляет, чего ждать от предстоящего визита в Москву Беньямина Нетаньяху

Путину не позавидуешь – к нему летит взволнованный израильский премьер Биби Нетаньяху. Навряд ли он собирается обсуждать поставки израильского снега в субтропическую Россию на Олимпиаду. Нетаньяху снова хочет бомбить Иран. А что, разве уже бомбил, спросите вы. Нет, но уже не раз хотел, как в известном анекдоте. Нормальные люди опасаются войны – но израильское руководство опасается мира. Мир для них – смертельная угроза, а новая дипломатия иранского президента Роухани понравилась американцам, и, при поддержке России, сделала мирное соглашение вполне возможным.

В первую очередь Нетаньяху сердится на Барака Обаму. Обама, видите ли, трубку не берет, на мессаджи не отвечает, сообщила пресса. Обычно, когда еврейский лидер что-то требует, американские президенты вытягиваются во фрунт и блеют «Бу-сделано!», а этот выскочка не подымает трубку.

Обаму можно понять. В последнее время у Нетаньяху разыгрались нервы, как у дамочки в критические дни. Слушать его неприятно и неинтересно. Он пускает пузыри и кричит без умолку – его последняя телефонная беседа с президентом Обамой 8-го ноября длилась полтора часа(!), а у Обамы есть еще чем заняться, кроме разговоров с Биби.

Отправляясь в Москву (или в Сочи, как карта ляжет), Нетаньяху надеется рассердить Обаму, вызвать у него чувство ревности к Путину – мол, мы можем еще перестроиться на дружбу с Россией. Этим он не ограничивается.

Биби подымает еврейское народное ополчение на Обаму. Каждый еврей, сказал он на встрече с американскими еврейскими лидерами, должен выступить на защиту еврейского государства и сорвать попытки Обамы помириться с Ираном. Только полная капитуляция – или ядерная бомбардировка Ирана, как призвал во всеуслышание еврейский американский олигарх Шелдон Адельсон. Правая израильская пресса называет Обаму и Керри «супостатами» и «врагами Израилевыми». Они, если не сам Гитлер, то соглашатели с Гитлером. Биби не хочет и слышать о том, что Гитлера давно нет – его картина мира зависла, как на мониторе неисправного компьютера.

Американским евреям эта публичная кампания не очень нравится. Они привыкли реализовывать свое влияние тихо, из-за кулис, вовремя дергая за веревочки своих сенаторов и конгрессменов. А тут Биби объявляет им открыто всеобщую мобилизацию. Если все сложится – недовольные будут винить евреев, а не сложится – усомнятся в еврейском могуществе. Конфронтация с президентом им не нужна, но указания Биби они выполнят.

Есть у Нетаньяху и новый союзник – Франция.

На совещаниях пяти держав и Ирана казалось было, что достигнута договоренность, но в последний момент Франция выступила против – и сделка сорвалась. Правда, сами иранцы говорят, что дело не во Франции – мол, сам Керри в последний момент передумал и потребовал от иранцев полного прекращения всех действий по ядерной программе, а не только имеющих возможное военное значение.

В воскресенье вечером президент Франции Франсуа Олланд прилетел в Тель-Авив, и исполнил любовный дуэт с израильским премьером. Можно подумать, возвратились денечки израильско-французской дружбы, когда французские ученые создавали израильскую атомную бомбу, а французские парашютисты тренировали израильских десантников. Ту идиллию завершил Шарль де Голль, не одобривший израильскую агрессию 1967 года. Но де Голля давно нет. Теперешний французский лидер беспокоится о правах геев и хочет бомбить Сирию. Ему не дали ударить по Сирии, и он решил отыграться на Иране.

Французы и израильтяне воевали вместе против общего врага – в 1956 году, когда они пытались загнать освободившийся Египет обратно в колониальное ярмо. Неужели они снова выступят вместе - против Ирана? Возможно. Бернар Анри Леви, французский медиа-философ и главный столп израильского лобби во Франции, человек бесконечно влиятельный, уже сумел послать французов бомбить Ливию, и мечтал о Сирии. Иран ему тоже нравится – как мишень.

У них будет и третий союзник, Саудовская Аравия. «Лучше сионисты, чем шииты» - эр-Риад давно следует этому принципу. Если действительно Олланд и Нетаньяху договариваются о военной операции, чтобы не допустить примирения Запада с Ираном, тогда смысл визита Нетаньяху в Москву становится более зловещим. Он попытается уговорить Путина согласиться с франко-израильской агрессией и не вмешиваться.

Так, предыдущий недавний визит Нетаньяху к Путину прошел незадолго до конфронтации Россия-США по Сирии. Тогда Нетаньяху не удалось убедить Путина сдать Сирию – но Путин согласился отсрочить поставки ПВО. И на этот раз Нетаньяху не найдет удовлетворения в России. Путин не даст ему того, что он хочет, если он хочет войны. А поплакать – это пожалуйста.

Российская дипломатия пока торжествует на переговорах Ирана и держав. Главная русская идея – постепенность и взаимность – восторжествовала. Эта идея крайне возмущает израильтян, настроенных против любого соглашения с Ираном, кроме соглашения о безоговорочной капитуляции. Но навряд ли им удастся затащить Америку в войну, а Франция не сможет занять ее место в боевом строю. Если, как считает Сергей Лавров, соглашение будет достигнуто, акции Нетаньяху рухнут. Его долгая политическая карьера завершится крахом. А значит, он постарается сделать все возможное, чтобы сорвать соглашение с Ираном.