Азбука коммунизма

В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков.

В качестве платежного средства использовались не только царские деньги, дензнаки Временного правительства («думские» и «керенки»), многотысячные и миллионные «совзнаки», но и различные денежные суррогаты (чеки, боны, облигации государственных займов, обязательства казначейства, почтовые знаки).

В Якутии вместо денег принимали даже винные этикетки. Этикетка Мадеры служила эквивалентом 1 рубля, водки – 3-х рублей и коньяка – 25-ти рублей.

Но только большевики захотели отменить деньги....

МАРКС ВСЕ ВИДИТ

Со времен опубликования коммунистического манифеста в 1848 году Маркс и Энгельс ратовали за то, что коммунизм - безденежная система. Это было записано в комманифесте, это было записано в коммунистической Библии - “Капитале”.

Карл Маркс, списавший у Адама Смита три четверти собственно экономической части “Капитала”, считал: коммунистическая система возможна при условии полной отмены денежного обращения.

К концу жизни и он понял, что его коммунизм неработоспособен, и отказался от марксизма, заявив, что он не марксист.

В XX веке,его самый преданный ученик--Влидимр Ульянов Ленин-Бланк решился построить безденежное общество,с властью пролетариев

НАЧАЛО БЕЗУМНОГО ПРОЕКТА

Уже в начале января 1918 года по его приказу соображавшие кое-что в финансах его “соратники” Ногин и Сокольников(Гирш) формируют в недрах Наркомфина группу, которая должна подготовить декрет о полной отмене денежного обращения в стране и замене его “неденежной трудовой единицей” - тредом.

Пока же аппарат “вождя всех трудящихся” помимо декретов о расстрелах специалистов готовит декреты об объявлении женщин национализированным имуществом (проект этого декрета есть в Мосгорархиве), о переходе к бесплатному снабжению ЖКУ, газетами, книгами и о переходе к натуральной зарплате.

То есть к пайкам....

Правда, с финансовыми кадрами у “товарищей” было плохо.

НЕУГОДНЫЙ ГУКОВСКИЙ

Наркомфин И.Э. Гуковский, в отличие от большинства членов своей партии, обладал чувством реальности и противодействовал Ленину в проведении марксистских реформ.

В частности, он объявил практически невыполнимым предложенный Лениным в апреле 1918 г. план постепенного превращения банков в единый аппарат счетоводства и “регулирования социалистически организованной жизни всей страны в целом”.

На совещании финансовых работников в апреле Гуковский голосовал против этого плана. Ясно, что он ничего не хотел и не мог сделать для большевистского переустройства банковской системы.

Разногласия по финансовым вопросам между большевиками продолжались, и не выдержавший напряжения Гуковский подал в отставку.

На его место был назначен Н.Н. Крестинский....ленинист до мозга костей

АЗБУКА КОММУНИЗМА

Ларин-Лурье, совместно с председателем финкомиссии СНК Е. Преображенским стал и главным теоретиком инфляционного уничтожения денег.

В своей знаменитой брошюре «Азбука коммунизма», опубликованной осенью 1919 г., Преображенский настаивал на сохранении денег

«при социалистическом строе, который должен быть переходным строем от капитализма к коммунизму»

Деньги будут уничтожены, когда общество перейдет от социализма (или «низшей ступени коммунизма») к собственно коммунизму; и ни один большевик в 1919 г. не верил, что окончательный переход может быть осуществлен без поддержки пролетарской революции в Европе.

Определенные реверансы делались, конечно, в сторону все еще отдаленного будущего с экономикой без денег.

Хотя в партийной Программе сама идея уничтожения денег отбрасывалась как неосуществимая, тем не менее в ней предлагались меры, «подготавливающие уничтожение денег»

А в «Азбуке коммунизма» эта тема нашла свое дальнейшее развитие.

По мере того как военный коммунизм приближался к своей последней стадии, все чаще делались попытки оправдать безудержное падение рубля тем, что это, мол, составная часть пути, ведущего к будущему коммунистическому обществу без денег.

В конце 1919 г. один из советских финансовых экспертов заметил с удовлетворением, что «роль денег в области материального оборота народного хозяйства в значительной части кончена» и что в результате будет сэкономлено огромное количество «ненужной работы»

Зиновьев использовал этот аргумент, чтобы парировать презрительное замечание немецкого социал-демократа о том, что русская валюта не имеет ценности.

УНИЧТОЖЕНЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Правительство большевиков пыталось полностью ликвидировать деньги, поставив эксперимент над всем населением.

Лурье с начала 1918 г неоднократно пытался провести соответствующий декрет, допуская, что

«государству в один прекрасный момент придется, быть может, придушить умирающее денежное обращение»

В целом была поставлена задача выработать у народа крайнее недоверие к обесценивающимся деньгам.

Характерно предложение Ленина к Преображенскому при проведении деноминации рубля (ноябрь 1921) использовать для изготовления новых денег плохую бумагу, чтобы ускорить их самоликвидацию.

Поэтому эмиссия и рост цен,за исключением короткого периода 1918 г., когда наркомом финансов был Исидор Гуковский , не сдерживались, а поощрялись властью.

В 1916 г. уровень инфляции составил 93,5%, в 1917 г. – 683,3, в 1918 г. – 597,5, в 1919 г. – 1375,6%. В 1922 г. цены выросли на 7300%

Безудержная инфляция требовала все большего и большего количества денежных знаков, увеличения их номинала. В мае 1919 г. Совет народных комиссаров (СНК) вообще отменил все ограничения на эмиссию.

В период с июля 1918 по январь 1921 гг. Народным банком России было напечатано 2,5 трлн рублей, обеспеченных не золотом, а всем «достоянием республики». Выпуск бумажных денег производился в «пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках».

В 1921 г. был выпущен аналог ГКО – «Обязательства РСФСР» в 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 5 млн., и 10 млн. рублей, что значительно увеличило в обращении количество бумажных денег. К 1922 г. ценность купюры достоинством 100 тыс руб. составляла 1 довоенную копейку.

Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей, которые в народе называли «лимонами» и «лимардами»»

Весной 1918 года Народный (бывший Государственный) банк выпустил новую денежную серию: купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500, 1000, 5000 и 10 000 руб. - кстати, со свастиками по краям этих первых советских денег, точно таких же, что потом были у Гитлера.

Но эти советские подпечатки керенок рассматривались как некий эрзац денег. Наступало время военного коммунизма - и это в то время как в стране бушевали война и бартер!

ЛЕНИН--"НЕ НУЖНЫ НАМ НИКАКИЕ ДЕНЬГИ"

Владимир Ленин попытался по своему обьяснить инфляцию:

«Если у нас в России падает цена рубля, то это очень тяжело для нас – нечего скрывать. Но у нас есть выход, у нас есть просвет. Мы говорим: мы идем навстречу тому, что уничтожим всякие деньги.

Мы натурализуем заработную плату, мы вводим бесплатный трамвай, у нас бесплатная школа, бесплатный (хотя пока еще худой) обед, у нас бесплатное жилье, освещение и т.д.»

ДЕНЬГИ ПОШЛИ ПРАХОМ...

А деньги? А деньги было решено отменить.

Весь 1918 год шла тяжелая возня в НКФ. И к 1919 году, когда плановая производственно-распределительная система зарождалась, проекты отмены денег получили реальную возможность осуществиться.

Необходимость этой меры обосновывали Н.И. Бухарин, Ю. Ларин-Лурье, Ф.Ф. Сыромолотов.

Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими записями, без учета денег.

УПРАЗДНЕНИЕ ГОСУДАРСТЕННОГО БАНКА

19 января 1920 г. был упразднен Народный банк.

В декрете Совнаркома дается детальное объяснение причин этого шага:

«Национализация промышленности... подчинила общему сметному порядку всю государственную промышленность и торговлю, что исключает всякую необходимость дальнейшего пользования народным (государственным) банком как учреждением государственного кредита в прежнем значении этого слова.

Хотя система банковского кредита и сохранила еще силу для мелкой частной промышленной деятельности и потребностей отдельных граждан, помещающих свои сбережения в государственных кассах, но и эта операция в силу постепенной утраты ими значения в народно-хозяйственной жизни не требует уже существования обособленных банковских учреждении.

Эти, теперь второстепенные, задачи с успехом могут быть выполнены новыми центральными и местными учреждениями Народного комиссариата финансов».

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ ДЕНЕГ

В январе 1920 г. III Всероссийский съезд Советов народного хозяйства принял наконец тезис, который провозглашал, что

«ввиду исключительной нестабильности денежной единицы и единицы учета (рубля)» целесообразно установить новую единицу бухгалтерского учета, «приняв в качестве основной системы мер трудовую единицу»

Это предложение было передано на рассмотрение комиссии и на протяжении многих месяцев занимало лучшие экономические силы страны, а термин «трудовая единица» получил довольно широкую известность в качестве сокращения «тред», составленного из первых двух букв соответствующих слов.

Роберт Оуэн выпустил в свое время «трудовые деньги» для своих образцовых колоний, и принятие труда в качестве источника стоимости казалось вкладом в ортодоксальный марксизм.

Казалось также, что оно основывается на простом здравом смысле. Не далее как в декабре 1918 г. указанный принцип выдвигался Лариным:

«Теперь, когда все народное хозяйство должно являться одним целым, понятие о сравнительной доходности или бездоходности делается бессмысленным. Теперь речь может идти только о том, на сколько предметов сколько дней нам нужно будет затратить в известном производстве».

ЗА ПАЙКУ

Требование отмены денег содержалось в резолюции III съезда BСHX.

25 марта 1920 года было разрешено бесплатно пользоваться почтой, телеграфом, радиотелеграфом и телефоном советским учреждениям, предприятиям и хозяйствам.

30 апреля СНК принял декрет “О введении трудового продовольственного пайка”, согласно которому устанавливалось единообразное распределение продуктов питания среди “трудового” несельскохозяйственного населения.

После этого значительная часть продовольствия стала распределяться без посредства денег. Правда, по факту пайковая зарплата задействовала с февраля 1918 года.

Следующая фаза отмены денег была связана с принятием целого ряда запретительных мер.

20 июля СНК запретил всем советским и общественным учреждениям, предприятиям и организациям, нуждающимся в каких бы то ни было предметах, покупать их на рынке. Для получения этих предметов следовало обращаться в распределительные учреждения.

Исключения допускались только по особому постановлению СНК и СО. 11 октября 1920 года был принят декрет СНК “Об отмене некоторых денежных расчетов”. Его дополнял декрет от 29 ноября “Об упрощении денежных расчетов”.

В результате этих мер все денежные операции в рамках народного хозяйства были либо вообще отменены, либо потеряли всякий рыночный смысл.

Третий этап отмены денег был связан с попыткой уничтожить их роль среди массы гражданского населения.

4 декабря был издан декрет СНК “О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов”, а 17 декабря - “О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления”.

Право на бесплатное получение продовольственных и промышленных товаров получило в Москве и Петрограде все население, а в остальных местностях РСФСР - “трудовое” население (рабочие, совслужащие, инвалиды - члены РКП).

Было введено бесплатное пользование почтой, телеграфом, телефоном и радиотелеграфом.

27 января 1921 г. была отменена оплата жилых помещений, пользования водопроводом, канализацией, газом, электричеством, городским транспортом, прачечными, починочными мастерскими и общественными банями

А с 5 февраля в аптеках стали бесплатно отпускаться лекарства по рецептам врачей.

С 23 марта 1921 г. бесплатными стали также все произведения печати (книги, газеты, журналы, брошюры, портреты вождей).

ДЕНЕГ НЕТ--РАСЧЁТЫ ОСТАЮТСЯ

Кампания за упразднение денег, постепенно набиравшая силу в течение 1919 и 1920 гг., получила ложную поддержку в виде еще более законного требования, которое повсеместно дебатировалось в это время, о «безденежных расчетах» между советскими учреждениями и национализированными промышленными предприятиями.

Этот аргумент, однако, был сведен на нет скрытой двусмысленностью, содержащейся в использовании слова «денежные».

Тезисы левой оппозиции в апреле 1918 г. включали требование об «организации централизованного социального бухгалтерского учета и уничтожении капиталистических форм финансирования» , и, когда в мае 1918 г. все государственные учреждения, включая национализированные предприятия, получили указание вести свои счета и класть свои наличные сбережения в Государственный банк

А все сделки заключать с помощью чеков или за счет внесения в книги, эти меры, совершенно не противоречащие обычной капиталистической практике , приветствовались многими как шаг к упразднению денег из советского хозяйства.

На II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства Ларин доказывал, что дело ВСНХ – размещать заказы среди национализированных промышленных предприятий на требуемые товары и смотреть за тем, чтобы соответствующее предприятие получало сырье, топливо и другие предметы, необходимые для выполнения заказа.

Было бессмысленно говорить о том, что предприятие должно платить за эти материалы и получать плату за свою продукцию, или о том, что государственные железные дороге должны взимать плату за их транспортировку.

Деньги должны были авансировать предприятиям для выдачи заработной платы рабочим, однако им не отводилось никакой другой роли в таких сделках. Тем не менее во всей этой аргументации скрывалась одна фундаментальная двусмысленность.

Ларин, похоже, деликатно обошел вопрос о том, означали ли его предложения, что просто не нужны денежные расчеты или же что эти сделки вообще не должны были фиксироваться в денежном выражении.

Представитель металлистов утверждал, что

«не нужно этих бухгалтерских счетов и той подотчетности в расчетах, которая до сих пор наблюдается...»

и что если осуществится формула, которая предлагается Государственным банком, «мы будем рабами излишней подотчетности»; другой делегат полагал, что в ближайшее время профсоюзы произведут натурализацию заработной платы и окончательно отделаются от денег, а значит,

«в конце концов мы придем к тому, чтобы обходиться без рублевой оценки, определяя затраченную энергию количеством дней и часов».

Однако никто из облеченных властью людей еще не был готов взяться за решение этой фундаментальной проблемы

В результате этой полемики съезд принял пространную и двусмысленную резолюцию о финансировании промышленности, которая, как было ясно заявлено, представляла собой соглашение с Наркомфином

Она начиналась пышной декларацией принципа:

«Развитие социалистического переустройства экономической жизни необходимо требует отрешения от прежних частнокапиталистических взаимоотношений в производстве и устранения, в конечном итоге, всякого влияния денег на соотношения хозяйственных элементов.

Искоренение частных финансовых учреждений, концентрация основных отраслей производства в руках государства и сосредоточение распределения в ведении государственных органов являются достаточным основанием для последовательного устранения в хозяйственной жизни денежного обращения в тех размерах, в каких оно было до сих пор».

В резолюции, следовавшей за этой прелюдией, утверждалось, помимо всего прочего, что грузы, принадлежащие государственным предприятиям, должны перевозиться бесплатно по государственным железным дорогам и на принадлежащих государству судах

Что неоплаченные долги между государственными предприятиями должны быть отменены, а документы для их ликвидации – переданы Наркомфину

Что государственные предприятия не должны платить или получать плату за товары, полученные или изготовленные ими по заказам ВСНХ

И что государственные предприятия должны прибегать к денежным расчетам только в таких целях, как выплата жалованья, которая может быть произведена натурой

ДЕНЬГИ ВЕРНУЛИСЬ

Экономика страны этого не выдержала.

Мародерствующие банды, предводительствуемые комиссарами - продотряды, - вызвали ряд крестьянских восстаний. В стране был голод, не только продовольственный, но и товарный.

Большевистская власть стояла на грани полного краха, а ее вожди - на грани бегства в Аргентину: первый звоночек в виде восстания в Кронштадте части Балтфлота убедил Ульянова и Троцкого вернуться к рынку.

В 1922 году наркомфин Сокольников и Г.Пятаков произвели денежную реформу, заменив купоны и карточки золотым червонцем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом очередная теория марксизма-ленинизма оказалась несостоятельной.Не выдержав испытания жизненой практикой

Это был очередной провальный эксперимент,в сфере обкатывания марксистско-лениниских идей.

Количество жертв разумеется никто не подсчитывал...они ведь не "сталинские"

Жертв "ленинизма" подсчитывать не принято