Подстреляж

Многие, наверное, помнят, как стремительно ворвалась в восьмидесятые годы на телеэкраны какая-то перестройка вкупе с какой-то гласностью, мгновенно наполнив информационное пространство откровенной чернухой, пошлостью и убожеством. Работники СМИ, и особенно телевизионщики, из кожи вон лезли, дабы вытащить на свет божий очередную леденящую души неизбалованного советского зрителя сенсацию, очередной новостью о жизни сильных мира сего огорошить растерянного «совка», заронить, как выразился Даниил Гранин, в его душу беспокойство. На этом фоне особенно ярко засверкала звезда журналиста Невзорова и его программы «600 секунд» (сдутой один к одному из какой-то программы американского телевидения). Собственно, журналист-то он был так себе… самоучка, но вовремя оказался в нужном месте.

 

Программа секунд была построена по принципу: чем больше, чем ужасней – тем лучше. Как у Ильфа и Петрова, помните? На первой странице партитуры «Быстро», на второй: «Быстрее», на третьей: «Еще быстрее», и на четвертой – «И еще быстрее!». Вот и Невзоров – ежедневно вываливал на зрителя сюжеты. Один ужаснее другого, и мгновенно завладел умами зрителей, и популярность приобрел неимоверную. Но!.. В тележурналистике – как в паровозе: чтобы быстро ехать, надо постоянно подбрасывать уголь в топку. А уголь-то кончается? Что делать, как удержать зрителя, если ты уже привык к стремительной вселенской славе?

 

Невзоров нашелся, не зря ведь в друзьях имел видных Ленинградских уголовников. Он организовал покушение на… самого себя! В один прекрасный день по всем каналам прошел слух, что на загородном пустыре стреляли в народного любимца. Говорили, что ему назначили встречу, якобы для передачи каких-то компрометирующих власть документов, а вместо документов он получал пулю в живот. По всем каналам показывали раненного и забинтованного кумира, но что-то не сработало, и не поверил зритель. А в среде Ленинградских журналистов, раскусивших неуклюжую постановку, мгновенно распространилось слово «Подстреляж». Невзорова в больничной палате посетил сам Горбачев, и хоть по лицу его было видно, что он прекрасно понял суть этого… «покушения», тем не менее, виду не подал и добросовестно отыграл отведенную ему в этом спектакле роль до конца. Выразил сочувствие, пожелал скорейшего выздоровления и даже передал раненному кулечек конфет.

 

В СМИ подробно освещалось это… покушение. Дескать, Невзоров где-то приобрел переделанный под стрельбу боевыми патронами газовый пистолет, выехал за город, оттянул себе кожу на животе и выстрелил. На первый взгляд, ранение сквозное, а органы не задеты. И все довольны! И покушение налицо, и жертва не пострадала. Впрочем, и такое действо требовало немалого мужества, не всякий решится вот так запросто выстрелить в себя. А сам он стрелял, или стреляли в него - кто в те бурные годы стал бы разбираться?

 

Невзоров очень гордился своим ранением, и хоть все прекрасно понимали, что за «покушение» произошло на пустыре, тем не менее, стоило только заговорить о событиях, так или иначе повлиявших на ход нашей истории, как он обязательно напоминал, что «был еще выстрел на пустыре». Но звезда Невзорова с тех пор закатилась, он начал метаться, постепенно растерял своих поклонников, свою аудиторию, и по-тихому из телевидения исчез.

 

Так вот, о подстреляже. На днях показали нам телевизионщики вполне половозрелых недотеп, одного из которых «кавказцы» подрезали, а другого – подстрелили. И буквально на следующий день они изменили свои показания, и заявили, что их упросил известный Питерский националист, Николай Бондарик, совершить самострел, тот самый, невзоровский «подстреляж», упросил, чтобы обвинить несчастных, ни в чем не повинных кавказцев, и развязать их травлю. Но  «органы» оказались «начеку», и провокация не удалась.

 

Вот я и думаю! Ну, Невзоров – ладно, его «подстреляж», как ни крутите, все же был разыгран более-менее талантливо. Тем более, что сам он человек не робкого десятка, и у него вполне хватило смелости пустить себе пулю в живот. Но эти обглуздыши!.. Да они наверняка от прививки в обморок падают, их и резать не надо – кулак покажи, они на брюхе ползать будут и за ноги хватать: «Дяденька, не надо!» А тут подрезать себя, и подстрелить! До чего же неуклюжая провокация против Бондарика! Ну, ей же богу, за кого вы нас-то принимаете, господа мундиры голубые? И вы, акулы пера и шакалы ротационных машин?.. Или мы и вправду такие недоумки, что нам можно впарить любую чушь?