«Денежные средства» в «учебном процессе»

Плеоназм – это излишество, недопустимое в грамотной речи.

Есть разные способы создания плеоназмов. Один из них такой: берёшь два слова, одному из которых соответствует некое множество, а другому – подмножество. Например, «хлеб» и «еда». Еда – множество. Хлеб – подмножество. Создаём плеоназм: «хлебная еда». Или «лошади» и «животные». «Животные» – множество. «Лошади» – подмножество. Плеоназм: «лошадиные животные». Из «женщин» и «людей» создаём «женские люди».

«Денежные средства» созданы из «денег» и «средств». «Средства» – множество. «Деньги» – подмножество. Следовательно, «денежные средства» такое же уродливое словосочетание, как скажем «квадратные четырёхугольники».

Почему никто всерьёз не говорит о «берёзовых деревьях», о «геометрической математике» или о «сапожной обуви», но о «денежных средствах» говорят регулярно? Это выражение можно увидеть даже в законах. Например, в статье 395 Гражданского кодекса.

Дело в том, что грязь хорошо заметна лишь на чистом.

Если место загажено, то новую порцию гадости на фоне накопленной заметить гораздо сложнее. Речи обществоведов сильно испачканы, возможно, от страха к вертикали власти, к которой многие из них очень близки. Экономисты, юристы, социологи и прочие обществоведы вовсю пользуются плеоназмами (смотри пост «Сто плеоназмов» Поэтому неграмотность «денежных средств» на фоне всеобще языковой неряшливости обществоведов не слишком заметна.

На занятиях я договариваюсь со студентами не морочить друг другу голову и не употреблять плеоназмы. Кто скажет всерьёз денежные средства, пусть вспомнит и объяснит, что оно – плеоназм, или докажет, что это выражение лучше, чем просто деньги.

Запрет на употребление плеоназмов мы распространяем лишь на занятия, потому что там нам важно понимать друг друга. В других местах распространённые плеоназмы могут пригодиться. Ведь словами не только объясняют, словами вводят в заблуждение. Поэтому если цель – «повесить лапшу на уши», то плеоназмы, включая денежные средства, хороши, чтобы создавать полезные для говорящего иллюзии. Например, замаскироваться на фоне тотальной безграмотности.