Грядущая благодать украинцев под сенью Евросоюза

Грядущая благодать украинцев под сенью Евросоюза

H04G3386p

 

Игорь Сняткович,
Киев

«Раз они (власти Украины – авт.) не видят проблем, значит, платить не собираются.
А раз не хотят платить, значит, будем переводить их на предоплату…
Мы понимаем, что у них экономические сложности, но платить-то всё равно надо!
Тем более что мы за последнее время и кредиты им давали,
и профинансировали транзит, заплатив им авансом миллиарды долларов…
Они хотя бы взяли что-то оттуда и заплатили за потребляемый газ!»
(премьер-министр РФ Д.Медведев,
селекторное совещание по долгам за газ,
реакция на заявление украинского премьера Н.Азарова
о том, что проблемы с оплатой российского газа «не критичны»,
30 октября 2013 года)

«Участие Украины в энергетическом сообществе (с Евросоюзом – авт.)
закрывает возможность «Газпрому» быть одновременно и участником газотранспортного консорциума, и поставщиком газа.
Ну и зачем нам такой консорциум?..»
Сергей Глазьев,
советник президента РФ)

Тема «про» и «контра» вступления нашей страны в ассоциацию с Евросоюзом, мягко говоря, не нова. И Киев, и Москва (последняя – как наиболее активный и заинтересованный «объединительный» фигурант на постсоветском этнославянском пространстве) приводят свои резоны, безжалостно громят аргументы визави и, соответственно, отстаивают собственную правоту.

Аргумент о том, что в случае ассоциации с ЕС «большой дом на Грушевского» (ул.Грушевского, 12/2 – резиденция Правительства Украины) теряет в торговле с Россией все пока ещё существующие преференции, натыкается на упрямые – и не очень-то внятные, честно говоря – заявления команды премьера Азарова (читай – президента Януковича): мол, и не такие угрозы слыхивали!
И так далее, и тому подобное…


Но, взяв совершенно конкретный (причём – базовый!) сегмент украинско-российского партнёрства – российский экспорт в Украину углеводородного сырья и, параллельно, весьма выгодный для нас его (сырья) транзит через нашу же территорию в Европу – невольно задаёшься вопросом: а всё ли до конца продумал и взвесил столь неистово рвущийся под сень благодатного (как ему кажется) крыла Евросоюза г-н Янукович?


Ну вот, например, такой уже никем не оспариваемый факт:
Вступив в ассоциацию с ЕС, Киев закроет для себя ещё одну потенциальную возможность добиться снижения цены на российский газ (на европейский надеяться не приходится): поставит окончательный и бесповоротный крест на обсуждении вопроса о создании консорциума по управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины с участием РФ.
(Особо подчеркнём: консорциума, инициатором создания которого выступила именно НАША республика!)


А как же иначе, коли господа «с улицы Грушевского» уже подписали соглашение о Европейском энергетическом сообществе, которое обязывает их – господ (гм-гм…) – следовать европейскому стандарту регулирования энергетического сектора: так называемому «третьему энергопакету»?

Правила которого однозначно гласят: компании, занимающиеся производством газа, торговлей газом и транспортировкой газа, должны быть ПОЛНОСТЬЮ РАЗДЕЛЕНЫ.

 

Вот и получится, что «Газпром» (наш основной энергетический поставщик, что уж тут скрывать!) как часть консорциума по управлению украинской трубой… не сможет поставлять по ней собственный газ (см. эпиграф из высказываний советника российского президента г-на Глазьева).
Весёлая новость, не правда ли?


(А, может, предложить России разделить ведомство газпромовского хозяина Миллера на три независимые части: «добывающе-производящую», «торгующую» и «транспортирующую»? Во в Евросоюзе-то обрадуются!)


Однако украинский министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий безапелляционным тоном заявляет (не уточняя, правда, конкретных сроков), что компания «Нафтогаз Украины» намерена погасить газовый долг перед Россией «за счет взыскания задолженности с национальных коммунальных предприятий теплоэнергетики, в частности – «Теплокоммунэнерго»…»


«Именно за счет этих средств, – уверяет наш главный энергетик, – мы и рассчитаемся с российскими партнёрами…» (Кстати, Ставицкий почему-то скромно умалчивает о том, что упомянутый долг за поставки российского газа увеличился к 1 ноября за счет процентов до 890 миллионов долларов.)


Великолепно, друзья! Что, с вашей точки зрения, в таком случае сделают эти самые «коммунальщики»? Верно: «рассортируют» сумму долга на рядовых жителей Украины в виде повышения платы за бытовой газ… И это-то в конце осени – начале зимы!


А что, есть какие-либо иные варианты? Может, для компенсации наших «газовых» (и не только) задолженностей прибегнуть к изъятию необъятной зарубежной собственности г-жи Тимошенко (как определяет уголовный кодекс – «отторжение имущества у его владельца в случае обращения взыскания на это имущество по решению суда»)?


Но если бы только газ…


Грядущий (и уже вполне конкретно просматриваемый) мезальянс с Брюсселем чреват куда как более масштабными и самыми нехорошими для рядовых украинцев последствиями… Особенно в части, касающейся нашего гипотетического членства в Таможенном союзе (беспошлинном при взаимной торговле) и ЕврАзЭС.


Не хочется, но – увы! – приходится согласиться с заместителем директора российского Института стран СНГ Владимиром Жарихиным, спокойно и взвешенно-логично обозначившим:
«Что касается торговли, то в этой сфере политика России в отношении Украины изменится прямо пропорционально решению, сделанному нашими соседями. Россия, и Таможенный союз в целом, будут вынуждены вводить меры по защите своего рынка… Когда порой говорят, что есть страны, которые состоят сразу в нескольких экономических союзах, это справедливо. Но Украина выбрала несколько странную последовательность действий. Сначала публично объявила, что идёт в ассоциацию с ЕС, и только после этого вступила в переговоры (с ТС и ЕврАзЭС – авт.). Естественно, что европейцы выдвинули достаточно жёсткие требования. В первую очередь, это касается зоны свободной торговли, которая исключает возможность «двоежёнства Украины» с ЕС и Таможенным союзом…».


Ни добавить, ни убавить…